Вот уже в четвёртый раз в Удмуртии прошедшим летом на творческий симпозиум "Кынар кабон" собрались художники-этнофутуристы. В течение 10 дней, с 8 по 17 августа, 18 художников из Удмуртии, Татарстана, Башкортостана, Марий Эл и Финляндии, черпая вдохновение в прекрасной природе Селтинского края, вместе жили и творили, общались друг с другом и с жителями деревни Колесур, гостеприимно принявшими у себя на это время необычную «общину». Прошедший симпозиум является составной частью мега-проекта «Искусство света» региональной общественной организации Удмуртской Республики «Творческое объединение «Ижкар» и логическим продолжением мега-проекта «Этнофутуристический фестиваль», начатого еще в 1998 г.
Организаторы стремятся к тому, чтобы участники от «сочинительства пришли к творчеству». И для этого помимо собственно работы над картинами, во время симпозиума проводились мастер-классы, концерты, перформансы и хепенинги. Два последних вида творчества для республики Марий Эл неведомы, но в практике этнофутуризма эти формы современного искусства получили очень широкое распространение, во многом благодаря бессменному лидеру удмуртских этнофутуристов художнику и перформансмейкеру Кучырану Юри (Юрию Лобанову) и его группе «Эм но юм но». Более того, перформанс как вид актуального искусства получил в этнофутуризме качественное своеобразие, поскольку завязан в первую очередь на сакрально-обрядовую культуру своего народа.
Одним из самых ценных результатов найденной уникальной формы деятельности этнофутуристов можно назвать формирование на местах галерей этнофутуристического искусства на основе подаренных картин художниками-участниками симпозиумов. Автор убеждены, что «проект нужен жителям отдаленных территорий Удмуртии и других республик Поволжья, для преодоления, особенно у молодежи, чувства собственной изоляции и удаленности собственной деревни от цивилизации». Эта просветительская задача ставит проект в один ряд с лучшими традициями российской интеллигенции, а именно, передвижниками, задумавшими когда-то приобщить к художественной жизни провинцию России. Уже работают передвижные галереи "Сэр но тур" в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств, "URMAN ARTE" в Союзе художников Татарстана, "Чылкыт ву" в Краеведческом музее Вавожского района УР. А сейчас образовалась передвижная галерея "Кынар кабон" на базе Краеведческого музея Селтинского района Удмуртии.
Республику Марий Эл на этом совместном форуме творчества представлял Измаил Ефимов. Его работы остались не только Селтинской галерее, триптих «Удмуртский мотив» (холст, акрил, 85х75) поступил в Музей изобразительных искусств Удмуртии, оказался также востребованным геральдический опыт Измаила. Сейчас идет совместная работа художника с администрацией Колесурской средней школы, на базе которой был развёрнут симпозиум и итоговая выставка картин, работа с руководством села и района по разработке их гербов и символики.
Удивительная теплая открытая атмосфера царила во время работы симпозиума, возможность творить предоставлялась всякому, кто хотел проявить себя: на холсте, в перформансе… За кисть брались дети, журналисты, финская актриса и телеведущая Митта Сорвали, удмуртская певица Надежда Уткина, жители села пробовали себя в качестве перформансмейкеров! Необходимо отметить, что среди художников не было никаких творческих разногласий, в итоге на заключительной выставке, открывшейся в спортзале школы 16 августа, рядом с традиционными лирическими пейзажами соседствовали ироничные произведения актуального искусства! Оказывается, все это этнофутуристично! Ведь создано это все было художниками, любящими свой народ и творящими ради его будущего! Название нынешнего симпозиума "Кынар кабон" в переводе с удмуртского означает буквально ловлю силы, могущества. И действительно, как пишет куратор симпозиума Кучыран Юри (Юрий Лобанов), «реальность оказалась намного богаче на спонтанные всплески любовно-пасторально-этнических вибраций. Удмуртская составляющая этих вибраций иногда просто смещала точку сборки многих участников симпозиума своей глубинной родниковой архаикой взглядов, жестов, улыбок.»
фото Измаила Ефимова