На каком этапе развития находится марийская эстрада? Есть ли у марийской эстрады будущее? Что нужно, чтобы она развивалась? Сложно ли сегодня марийскую молодёжь привлечь к культурной деятельности? На эти и другие вопросы ответили представители марийской эстрады.
- На каком этапе развития находится марийская эстрада? Есть ли у марийской эстрады будущее? Что нужно, чтобы она развивалась?
Анатолий Зарецких: По сути, что из себя представляет эстрада? Эстрада – вид сценического искусства малых форм популярно-развлекательного направления, включающая в нашем случае пение. И, следовательно, основной принцип существования эстрады заключается в ее популярности. Исполнитель известен тогда, когда известны его песни. Получается, если музыка популярна, то ее можно назвать эстрадной. Если судить по такому критерию, то получается, что русскоязычная эстрада по России развита намного сильнее, чем, скажем, марийская. Большие финансовые вложения, телевидение, радиовещание, большая аудитория слушателей – все это сказывается на развитии эстрады. Русская эстрадная музыка наиболее развита потому, что русский язык знают все, кто проживает на территории России, марийский же язык даже не всем марийцам понятен. Поэтому русская эстрада развивается более активно. Если же рассматривать марийскую эстраду в историческом аспекте, то, как мне кажется, она развивается, правда, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Парадокс в том, что мы, марийцы, живя на своей территории, не отстаиваем свои права. Разве народы Чувашии или Татарстана могут позволить, чтобы велась антинациональная политика? Самое интересное то, что марийцы, проживающие в Татарстане, более «крепкие», чем в Марий Эл. Расскажу такой пример. Очень часто марийских артистов просят выступить в других регионах страны. Это делают марийцы, проживающие теперь в каком-то другом крае. А не так давно мы дали концерт в Республике Татарстан. Организовала его марийская бизнес-леди, проживающая в Татарстане. Так вот, она на вечер пришла в марийском платье, а муж – в марийской рубахе, хотя по национальности он является русским. Если бы и в нашем регионе было побольше таких мариек и марийцев, если бы в Правительстве сидели люди, знающие марийский язык, политика в Марий Эл была бы другой и марийская эстрада развивалась бы более бурными темпами. Необходимо сохранять марийскую культуру и традиции. В целом же, я чувствую интерес среди марийского населения и даже молодежи, подрастающего поколения к марийской музыке. Мне рассказывали о том, что мои песни звучат у многих в машинах. Кто-то, может, скажет, что нарушаются авторские права, ну и пусть. Если мои песни перекидывает молодежь на свои носители, то я этому даже рад. Значит, у них есть потребность в марийской музыке. Не все еще потеряно!
- Сегодня молодежь зачастую слушает зарубежных исполнителей, и немногие действительно понимают, о чем они поют, но на это не жалуются. Когда же некоторые представители молодого поколения слышат песни на марийском языке, то они говорят, что ничего не понятно и не стоит это слушать. Как Вы думаете, с чем это связано?
Анатолий Зарецких: Вот с этой тенденцией я не совсем согласен. Как раз наоборот, молодые сегодня стремятся больше слушать, исполнять песни на марийском языке. Как вы думаете, почему иностранную музыку слушают? Я думаю, иностранная музыка имеет качество. Иностранная музыка просто-напросто более широко представлена в Интернете. Легче найти хорошие песни. Мы живем при демократии, и каждый гражданин вправе слушать то, что ему может быть интересно. А интерес к марийской музыке надо повышать. В 90-е годы марийские исполнители стали прибегать к фонограмме, как мне кажется, это плохо сказалось на развитии марийской музыки. Живая музыка всегда больше ценится. На настоящий момент имеется голод по новым произведениям.
- На Ваш взгляд, сложно ли сегодня марийскую молодёжь привлечь к культурной деятельности?
Анатолий Зарецких: Нет, молодежь весьма охотно на это соглашается.
- Что Вы можете посоветовать юным дарованиям, которые только начинают делать первые шаги на сцене?
Анатолий Зарецких: Скромность – это путь в неизвестность. Поэтому я Вам желаю иметь побольше смелости, упорства в достижении своих целей. Не бойтесь упасть, бойтесь остаться на одном месте!
Народный артист Республики Марий Эл
Анатолий Зарецких
- На каком этапе развития находится марийская эстрада? Есть ли у марийской эстрады будущее? Что нужно, чтобы она развивалась?
Надежда Николаева: Марийская эстрада находится в развитии. Будущее марийской эстрады есть, и оно зависит от молодежи, как мы его сохраним. Что мешает развитию марийской эстрады? Думаю, что переводные песни с русского на марийский язык. С одной стороны, хорошо, что переводятся, так сохраняется марийская речь, но с другой стороны, в музыке теряется марийская пентатоника. Тем самым теряется марийская нота, которую мы должны сохранить.
Лично я считаю, что марийская эстрада находится в кризисном положении. В 90-е годы произошел перелом, наши марийские певцы стали прибегать к фонограмме. Я не работала на эстраде, поэтому могу судить как художественный руководитель. Острыми проблемами являются финансирование и критическая нехватка талантливых исполнителей.
- Сегодня молодежь зачастую слушает зарубежных исполнителей, и немногие действительно понимают, о чем они поют, но на это не жалуются. Когда же некоторые представители молодого поколения слышат песни на марийском языке, то они говорят, что ничего не понятно и не стоит это слушать. Как Вы думаете, с чем это связано?
Надежда Николаева: Это зависит от самого человека, как он воспитан. Например, на марийскую дискотеку приходят другие национальности, одни говорят, что мы не понимаем, о чем поется, и нам неинтересно, а другим, наоборот, нравится танцевать под марийскую музыку, и они говорят, что это интересно. Тем самым можно сказать, как человек относится к другой культуре – с уважением или с пренебрежением.
- На Ваш взгляд, сложно ли сегодня марийскую молодёжь привлечь к культурной деятельности.
Надежда Николаева: Это также зависит от самого человека. Если это интересно человеку, то он сам придет к этому. Из культурной деятельности можно отметить танцы. Танцевать под марийскую музыку среди марийской молодежи стало модно. Каждую неделю проходят марийские дискотеки. Если Вы придете на марийскую дискотеку, и не станцевав марийский танец, уйдете, тогда Вы не почувствуете, что пришли на марийскую дискотеку.
Среди молодежи востребованными стали песни на марийском языке. Это я почувствовала, когда в наш клуб авторской песни «Югорно» начали приходить молодые девушки или молодые люди, чтобы научиться исполнять марийские песни.
- Что Вы можете посоветовать юным дарованиям, которые только начинают делать первые шаги на сцене?
Надежда Николаева: Во-первых, любить свою культуру. Не боятся делать первые шаги на сцене. Пусть вы не будете большими артистами, но зато многому научитесь. Через сцену человек учится выражать мысль, которую он хочет донести до своего слушателя. И сцена – хороший учитель.
самодеятельных авторов и исполнителей Республики Марий Эл «Югорно»
Николаева Надежда
- На каком этапе развития находится марийская эстрада? Есть ли у марийской эстрады будущее? Что нужно, чтобы она развивалась?
Эльвира Токташева: Я считаю, что марийская эстрада развивается. Марийская эстрадная музыка востребована среди местного населения. Я очень рада тому, что сегодня молодежь слушает марийскую музыку. Очень много молодых людей ходит на марийские дискотеки, которые проводятся в клубе Стоун, Мариавтодоре, в ДК им. Калинина. В основном такие дискотеки посещают студенты, приезжающие из деревень, можно встретить и городских марийцев, но их поменьше. Приходят люди и других национальностей, как правило, со своими друзьями-мари. Очень много сегодня марийских концертов проводится в Йошкар-Оле, деревнях РМЭ, других регионах России с марийским населением. К примеру, бывает, что марийская эстрада выезжает в Башкирию, Свердловскую область и т.д.
С другой стороны, имеется и ряд проблем, которые необходимо решать для развития марийской эстрады, музыки. На настоящий момент есть те, кто потерял связь с родной культурой, не знает марийского языка, и это большая проблема. Большинство марийских артистов, коллективов работает на энтузиазме, и поддержки никакой не оказывается. Мало новых песен, композиторов. Стихи на марийском языке молодежь еще в силах написать, но вот с музыкой сложнее будет. Как мне кажется, марийская эстрада будет существовать до того момента, пока люди будут знать марийскую культуру и язык.
- Сегодня молодежь зачастую слушает зарубежных исполнителей, и немногие действительно понимают, о чем они поют, но на это не жалуются. Когда же некоторые представители молодого поколения слышат песни на марийском языке, то они говорят, что ничего не понятно и не стоит это слушать. Как Вы думаете, с чем это связано?
Эльвира Токташева: С ходу, наверное, сложно будет ответить на такой вопрос. Все-таки, как мне кажется, большую роль здесь играют вкусы людей. Качество музыки играет немаловажную роль для слушателя. По качеству фонограмм, конечно, марийская музыка уступает зарубежной, есть куда расти. К тому же, хороших марийских песен, исполненных на высоком уровне, по сравнению с зарубежными, не так много. Но мне кажется, марийская молодежь слушает как марийскую, так и зарубежную музыку, возможно, первую даже больше.
- На Ваш взгляд, сложно сегодня марийскую молодёжь привлечь к культурной деятельности?
Эльвира Токташева: Это во многом передается из поколения в поколение. Расскажу это на своем примере. Сколько помню, моя мама постоянно выступала на сцене, исполняла марийские песни, танцевала. А я с детства видела это, наблюдала за тем, как проходят ее репетиции, концерты, и у меня также зародилась любовь к такой деятельности. Многие эстрадные музыканты и артисты советского периода вспоминают о том, что в те времена при заводах и предприятиях имелось очень много марийских коллективов, они гастролировали не только по всему Советскому союзу. Сегодня такого нет. В такие коллективы, ансамбли входило много людей. Но все почему? Работники предприятий были заинтересованы в этом? Им предоставлялись различные льготы по получению путевки, жилья, делались надбавки к зарплате. Сегодня, к примеру, руководитель коллектива может получать какую-то крохотную зарплату, а другим и вовсе ничего не предоставляется. И почему люди должны тратить время не пойми на что? Просто не видят в этом смысла. В школьные и студенческие годы ребят еще можно потянуть к такой деятельности, а уже потом, когда они находят работу, практически невозможно. В школьные годы дети много выступают на сцене, а потом внезапно все бросают. Это может быть связано с тем, что с возрастом необходимо уже начинать исполнять свои песни, записывать их в студиях звукозаписи, а это стоит денег. Это также многих останавливает развиваться дальше. Многие, получая музыкальное образование, в итоге идут работать в другую, более прибыльную сферу.
- Что Вы можете посоветовать юным дарованиям, которые только начинают делать первые шаги на сцене?
Эльвира Токташева: Я желаю ребятам не пасовать перед трудностями. Если Вы понимаете, что сцена создана для Вас, не бойтесь и двигайтесь дальше, развивайтесь. Марийской молодежи желаю любить и гордиться своим языком, культурой! Это не нормально, если марийцы, живя в Марий Эл, стесняются разговаривать на родном языке, не понимают его. Выходя на сцену, надо гордо заявлять о том, что ты – мари! Тогда тебя будут уважать не только люди своей национальности, но и все остальные!
Эльвира Токташева
- На каком этапе развития находится марийская эстрада? Есть ли у марийской эстрады будущее? Что нужно, чтобы она развивалась?
Борис Дмитриев: Наблюдая за выступлениями марийских артистов, я прихожу к мнению, что на сегодняшний день марийская эстрада находится под влиянием российской поп-музыки. В любом случае, хотим мы этого или не хотим, это происходит, по велению времени. Все равно исполнители, аранжировщики на сегодняшний момент зависимы от электронной, поп-музыки. В репертуаре марийских исполнителей слышится поп-музыка. Мне больше известна марийская эстрада 80-х годов. Тогда существовал вокально-инструментальный ансамбль «Элнет». Основателем ансамбля был зачинатель марийской эстрадной музыки, марийский композитор Владислав Куприянов. Я знал их репертуар, был тесно связан с коллективом. Не было такого понятия, как фонограмма, музыка была живой, поскольку исполнялась на естественных музыкальных инструментах, не электронных. Владислав Куприянов писал марийскую эстрадную музыку. В настоящее время каждому исполнителю, дуэту иметь свою группу, которая бы вживую играла на сцене, весьма хлопотно, гораздо легче записать электронную музыку и под нее исполнять. Необходимо больше исполнять произведения профессиональных композиторов. Большинство марийской эстрады исполняет песни на музыку и слова самодеятельных композиторов. Талантливым исполнителям, которые хотят чего-то достичь в этой области, посоветовал бы отходить от этого уровня и начинать исполнять песни на музыку профессиональных композиторов, более основательно продумывать образ, костюмы.
- Сегодня молодежь зачастую слушает зарубежных исполнителей, и немногие действительно понимают, о чем они поют, но на это не жалуются. Когда же некоторые представители молодого поколения слышат песни на марийском языке, то они говорят, что ничего не понятно и не стоит это слушать. Как Вы думаете, с чем это связано?
Борис Дмитриев: Я бы не стал так утверждать. Как мне кажется, марийская музыка воспринимается на ура потому, что она более проста и понятна местному населению. В поп-музыке нет такой смысловой и эмоциональной нагрузки, как, например, в классической и рок-музыке. Марийскую музыку больше можно назвать развлекательной.
Ну а западную музыку слушают любители качественной музыки. Как мне кажется, повысив уровень музыки, мы многого можем достичь. Западную музыку слушают еще из-за того, что ее легко найти в интернете, она более известная. У нас пока в интернет выложено мало марийских композиций.
- На Ваш взгляд, сложно сегодня марийскую молодёжь привлечь к культурной деятельности?
Борис Дмитриев: Я думаю, что да. Главной ценностью многие считают деньги. Это, возможно, и правильно. Одной песней сыт не будешь: одеваться, питаться надо, платить за коммунальные услуги, зарабатывать на квартиру. Поэтому культурная деятельность отходит на второй план. Я не говорю, что молодежь совсем не интересуется сценой, марийской культурой. Интересуется, но только таких мало. Марийских молодежных коллективов и исполнителей по сравнению с 80-ми годами не так и много. Перед молодежью встают насущные проблемы, которые необходимо решать, но без духовности также развиваться не возможно.
- Что Вы можете посоветовать юным дарованиям, которые только начинают делать первые шаги на сцене?
Борис Дмитриев: Если хотите исполнять марийскую музыку, есть желание танцевать, то пойте и пляшите от души! И еще желаю не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться, правильно воспринимать критику и стараться совершенствоваться!
лауреат премии им. Олыка Ипая
Борис Дмитриев