Марий Эл – это край цветущих полей, зеленых дубов, голубых озер, быстрых рек, где живет народ мари, сохранивший свою уникальную культуру. Марий Эл - это также имя государственного ансамбля танца, хранителя, пропагандиста музыкально-песенного, танцевального фольклора народа мари, что в переводе на русский язык означает марийский край. Ансамбль «Марий Эл» вот уже более 70 лет радует и удивляет зрителей своей республики и других регионов и стран самобытным и разнообразным репертуаром, оригинальной манерой исполнения. Визитной карточкой государственного ансамбля танца является сюита «Марий Эл», в которой представлен танцевальный фольклор лугово-восточной и горно-марийской этнических групп.
История ансамбля богата и интересна. Началась она еще 23 июля 1939 года, когда указом №567 Совнаркома МАССР при Марийской государственной филармонии на базе хоровой капеллы был создан марийский ансамбль песни и пляски – первый на тот момент профессиональный коллектив в нашем регионе. Ансамбль состоял и состоит из трех коллективов: хор, танцоры и оркестр.
Первый концерт на сцене состоялся на сцене Марийского государственного театра в рамках открытия нового сезона 29 сентября 1939 года. В первую концертную программу хора вошли песня И.С. Палантая «Гусли» в сопровождении двух гуслей и ансамбля, с подтанцовкой из 8 танцоров, песня в обработке молодого композитора П.Кудревцева «Рия-рия», «Мондем Ом керт» А.И. Искандарова, а также песни из классического репертуара. Уже летом 1940 года ансамбль с расширенным репертуаром впервые отправился на трехмесячные гастроли по городам СССР.
Сегодня ансамбль исполняет танцы и песни, учитывая особенности исполнительской манеры регионов и районов проживания марийцев. К примеру, имеется танец Медведевского района «Ой, куницы, как играют», сернурско-торьяльский танец «Возьмешь ли шапку девушка», танец кировских мари «Строй», башкирских мари «Двенадцать», удмуртских мари «Ныргындинские невесты».
В танцах и песнях, исполняемых ансамблем «Марий Эл, можно встретить элементы древних обрядов, обычаев, праздневств и игр в лирическом «Девичьем пире», поэтичной «Марийской свадьбе», задорном танце-игре «Пять пар», жизнерадостных «Шорыкйольских исполнениях».
Очень любимы зрителями танцевальные сценки из народной жизни «Домой после свадьбы», «Деревенские музыканты», «Хитрый Маклай» - отличаются достоверностью национальных характеров, оптимизмом и юмором. Пользуются популярностью также поэмы «Память» и «Сыны Акпарса» - рассказывают о мужестве и героизме в борьбе за свободу. Своей стремительностью и современных характером танца отличаются «Праздник цветов» и «Горно-марийские игры».
Особый колорит программе ансамбля придают старинный танец луговых мари «Волынка», светлые и радостные танцы молодежи «На Волжском берегу», «Иснетская круговая», «Горные орлы». Помимо марийских в обширном репертуаре ансамбля имеются татарские, башкирские, украинские, калмыцкие, украинские, белорусские, русские танцы, а также танцы других финно-угорских народов.
Государственный ансамбль танца «Марий Эл» много и успешно гастролирует по родной стране, побывал также за рубежом - в Венгрии, Чехословакии, Дании, Мексике, Финляндии, Камбодже, ГДР, Португалии, Испании и так далее.
Основу концертных программ ансамбля составляет марийский народный танец. В нем восхищает богатство ритмического рисунка, мягкая пластика рук с жесткой дробью, своеобразие музыкального сопровождения.
Заслуженный успех ансамблю принесли тематическое и жанровое разнообразие репертуара, самобытность, зрелищность программ, высокая выразительность и мастерство исполнения. В этом во многом, как считают многие участники ансамбля, заслуга Михаила Мурашко. В свое время он был художественным руководителем и главным балетмейстером ансамбля «Марий Эл». И на сегодняшний день в ансамбле есть те, кому посчастливилось работать с Михаилом Мурашко и они очень тепло отзываются о нем по сей день. О нем говорят, что он был требовательным руководителем, но именно благодаря ему удалось ансамбль и республику сделать известными не только в России, но и за рубежом.
В 1991 году М.П. Мурашко покинул Республику Марий Эл, перейдя работать преподавателем кафедры хореографии в Московский университет культуры, но оставаясь в то же время, по предложению министра культуры МАССР В.Л. Николаева, руководителем ансамбля «Марий Эл». В 1992 году Михаил Мурашко передал ансамбль в руки своего давнего соратника Г.П. Гусева. Но через год он уехал и руководителем ансамбля стал выпускник Кемеровского института культуры Ю.Г. Иркабаев. По словам участников ансамбля «Марий Эл», Юрий Геннадьевич очень активно взялся за работу и за два года работы выстроил новую программу «Танцы финно-угорских народов», куда вошли такие хореографические постановки, как «Вепсский танец», Игровой танец башкирских мари», «Танец уральских мари», два эстонских танца – «Кунда», «Вальс».
За короткие срок были подготовлены костюмы к «Танцам бессарабских цыган», мужскому танцу «Яблочко», «Мужскому сибирскому переплясу», русским танцам «Ту степ» и «Матяня» в постановке Юрия Иркабаева. Большую помощь в обновлении репертуара ансамблю также оказала Р.Л. Яшметова, которая с большим пониманием и вниманием отнеслась к проблемам ансамбля.
В 2007 году проходил фестиваль-марафон «Песни России». И тогда по всей России ездила Надежда Бабкина с ансамблем и выявляла талантливые коллективы. Приехала она и к нам в Республику Марий Эл. Из всех коллективов отметила ансамбль «Марий Эл» и пригласила коллектив ансамбля поездить с гастролями по стране. С Надеждой Бабкиной коллектив ансамбля побывал в Краснодарском крае, Смоленской области, Южной Осетии и многих других регионах. В этом же году Надежда Бабкина пригласила участников ансамбля «Марий Эл» на отчетный концерт в Москву. Концерт проходил в Кремлевском дворце. Из рассказа участников ансамбля стало известно о том, что они очень обрадовались приглашению. Фаина Краснова рассказала о том, что они даже подарили ей набор берестяных изделий, наполнили туесок клюквой. «Она очень обрадовалась, сказала, что сегодня же съест такое лакомство», - вспоминает Фаина. И, по словам участников ансамбля, связь до сих пор с ней поддерживается. А в 2010 году 9 мая в театре Российской Армии они снова выступали вместе с ней. Через 4 дня после 9 мая Надежда Бабкина со своим ансамблем вновь дала концерт в Йошкар-Оле. Ее номера чередовались с номерами ансамбля «Марий Эл». Многие артисты были приятно удивлены тому, какая на самом деле Надежда Бабкина. «С экрана телевизора многим она казалась немного высокомерной, в жизни же она совсем другой человек. Она очень добрая, умеет поддержать, поднять настроение даже самому пессимистичному человеку. Когда мы работали в массовке, то она за 30 минут до концертного выступления смогла организовать все так, что на концерте все очень хорошо выступили. Ко всем ребятам, работающим с ней, в том числе, и к нашему ансамблю она всегда относилась очень уважительно. Это удивительная женщина», - вспоминают участники ансамбля «Марий Эл». Государственному ансамблю «Марий Эл» также приходилось работать с Надеждой Кадышевой, но она нашим артистам ансамбля показалась более высокомерной. И более теплые отношения сложились именно с Надеждой Бабкиной.
Участники ансамбля «Марий Эл» также поделились своими впечатлениями, рассказали о том, как связали себя со сценой, а также о том, чем им нравится ансамбль и что бы хотели изменить.
Нина Макарова: Состою в ансамбле с 1986 года. Ансамбль «Марий Эл» является поистине великим. Марий Эл - это имя ансамбля-собирателя, хранителя, пропагандиста музыкально-песенного, танцевального фольклора народа мари. И мне кажется, большую роль в создании и развитии ансамбля сыграл Михаил Петрович Мурашко. За время работы с ним было поставлено очень много интересных хореографических танцев, ансамбль прожил яркую и насыщенную жизнь. Под руководством М.П. Мурашко было открыто и хореографическое отделение при музыкально-художественной школе-интернате №1. Такое отделение закончило немного выпускников, но многие из этих ребят в итоге вошли в состав ансамбля. Было после него и другие талантливые руководители, преподаватели, которые очень много сделали для ансамбля. Очень часто в прошлые года ездили с гастролями по стране, миру, сегодня же все обстоит гораздо скромнее. Мы ездим по республике, по другим городам России. Устраиваем также концерты для детей и школьников, но ведь на этом много не заработаешь, а зарплата маленькая. Поэтому неудивительно, что молодежь сегодня неохотно идет работать к нам в ансамбль, нет заинтересованности. Если бы организовывались гастроли в другие страны, тогда, быть может, у молодых ребят еще был бы какой-то стимул. И это очень печально, состав стареет. Я считаю, люди искусства не могут зарабатывать, перед ними стоят совсем другие задачи. Вопросы материальные должны решаться государством и руководством на местах. К сожаленью, этого в нашем регионе не наблюдается, по сравнению с такими республиками, как Башкирия и Татарстан. У них идет государственное финансирование, и костюмы обновляются не через 20 лет, а куда чаще.
Фаина Краснова: В ансамбле Марий Эл работаю с 1991 года. Как мне кажется, большую роль на меня и мою дальнейшую жизнь оказали мои родители. В детстве они меня очень часто привозили в марийский национальный театр драмы им. Шкетана на спектакли, а также на концерты марийской эстрады. Я получала большое удовольствие от выступлений и всегда мечтала сама стать артисткой. В детские годы была задействована в различных школьных концертах. В школе преподаватель музыки заметила мои способности и сказала родителям, что мне необходимо идти учиться в Президентскую школу-интернат для особо одаренных детей Йошкар-Олы (конечно, тогда школа носила несколько иное название). Тогда было образовано три выпуска Михаилом Мурашко. Родители, естественно, согласились, и я стала учиться там. После двух лет обучения проучилась еще три года в музыкальной школе при Колледже культуры и искусств им. И.С. Палантая. И после этого я пришла работать в ансамбль. Вообще, я считаю ансамбль «Марий Эл» одной дружной семьей. В ансамбле с самого начала его образования жили и творили артисты многих национальностей: мари, русские, татары, удмурты, чуваши, евреи, и сегодня ничего не изменилось. Я думаю, так и должно быть, мы должны жить мирно и вместе творить общее дело с целью сохранения культуры многих народов, проживающих в РМЭ, других регионов России и мира. Но в большей мере, конечно же, стараемся сохранить культуру народа мари, тем более, это является нашей визитной карточкой. Что касается пожеланий, то уже, конечно бы, хотелось сменить программу, несколько усовершенствовать ее; заменить костюмы на новые. Нашим костюмам более 20 лет и это, на самом деле, говорит о плачевности ситуации.
Фарида Смоленцева: Вообще, в ансамбль я приходила и уходила из него три раза. Один из уходов был связан с рождением детей, но не смогла жить без ансамбля и снова вернулась. По национальности я являюсь татаркой, но, тем не менее, мне нравится работать в этом ансамбле с таким коллективом. Помимо марийских, ставятся танцы и других народов, в том числе и татарские. Меня больше всего восхищает то, что в нашем ансамбле в марийском танце идет сочетание жесткой дроби с плавными движениями рук. И этим восхищались многие специалисты с других регионов и стран.
Ирина Ершова: Работаю в ансамбле с 1986 года. До того, как попасть в ансамбль «Марий Эл, закончила училище искусств в Набережных-Челнах по классу хореографии. А так, танцую с детства. Ансамбль и коллектив замечательный, но есть ряд проблем, которые портят всю картину. Очень низкая заработная плата, поэтому наблюдается большая текучесть кадров, особенно в мужском составе. Первоначально парни работают, а потом их набирают в армию, они женятся и уходят из ансамбля. При такой заработной плате просто невозможно содержать семью, я их понимаю. Женский состав больше предпенсионный, молодые девушки есть, но их мало. А те, кто работают, говорят, что спасают мужья, больше никак не прожить. И еще есть другая большая проблема - костюмы давно уже пора заменить на новые. Существует также проблема, связанная с жильем.
Андрей Николаев: Это замечательно, когда какой-то ансамбль может существовать на протяжении стольких лет. В этом великая заслуга руководителей, преподавателей, артистов и музыкантов. Коллеги мои по цеху говорили сегодня о том, что ансамбль обладает богатой программой благодаря культурному наследию республики, и я в этом вопросе с ними согласен. Это связано с тем, что сама наша республика состоит из 14 районов и каждый район отличается своими танцами, песнями и даже костюмами. Я согласен с ними также в том, что на настоящий момент нашему ансамблю нужны новые костюмы, новые поездки. Ну а мне, как молодому человеку, был бы интересен вопрос, касающийся жилья и заработной платы, который сегодня не решается.
Алевтина Саутова: Работаю в ансамбле с 1992 года. Я училась сначала в студии Михаила Мурашко, а затем в музыкальном училище им. И.С. Палантая. И после начала работать в государственном ансамбле танца «Марий Эл». Мы сначала поехали с гастролями в Чувашию, потом в Москву, Волгоград, Пензу. Особенно запомнилась поездка в Волгоград. На Волге весной был ледокол, а через дорогу находится памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Мамаев Курган». И весь он был в тот день в тумане. А в Пензе встретили солдат, которые до того, как пойти в армию, работали у нас в ансамбле, все очень обрадовались. Мы очень часто ездили также в Украину, Беларусь. В РМЭ на тот момент был кризис, и не было продуктов. А в этих странах продавали и сахар, и конфеты, и другие продукты, чему мы были очень рады, поэтому такие поездки выручали. Но такие поездки нам нравились еще и потому, что наша культурная программа, благодаря Михаилу Мурашко, была всегда очень насыщенной, и мы повидали очень много красивых мест. Он хотел, чтобы артисты, входящие в ансамбль «Марий Эл», были богатыми душой и несли это потом на сцену. И это правильно, ведь сцена находится выше зрительного зала, соответственно, и артисты должны быть на голову выше публики. Я считаю, он нас очень многому научил, многое дал, и мы ему очень благодарны. Я люблю свою работу, она заставляет держать себя в форме физической и духовной, и, возможно, это меня здесь удерживает. Да и вообще, я считаю себя счастливым человеком потому, что имею возможность заниматься любимым делом.
Светлана Федорова: В танцах ансамбля «Марий Эл» проглядывается широкий поиск новых форм творческого выражения, но наравне с этим есть формы, строящиеся только на национально-фольклорном хореографическом материале. Государственный ансамбль «Марий Эл» несет культуру марийского народа. Я горжусь тем, что работаю в таком известном ансамбле. Если бы молодым людям предоставляли жилье, то, как мне кажется, было бы намного больше молодежи в ансамбле. Я даже боюсь подумать о том, что будет с ансамблем через время, если уйдет основной состав, а это когда-то случится, поскольку с каждым годом мы только стареем, а не молодеем. Может, так получится, что другие ансамбли, после закрытия «Марий Эл», также могут прекратить свое существование. Я бы не хотела, чтобы Республику Марий Эл ожидала такая участь.