История Марийского княжества в Поветлужье в XII—XVI веках

Александр Жуков

В Нижегородской области есть районы, история которых до настоящего времени малоизученна. Одним из таких районов является Поветлужье. В значительной степени это связано с тем, что район до 20-х годах XX века входил в состав Костромской губернии и крайне скудной источниковедческой базой по истории Поветлужья XII-XVI веков.

Практически единственными источниками являются «Ветлужский летописец» и несколько сообщений русских летописей относящихся к XV-XVI векам. «Ветлужский летописец» никогда не публиковался и известен только в изложении Д.П.Дементьева в его работах «Краткие исторические сведения о Кажировской пустыни» и «Краткий исторический очерк Шангского городища» изданных в 1892 и 1894 годах Костромской губернской архивной комиссией.

Между тем «Ветлужский летописец» представляет большой интерес, несмотря на своё позднее происхождение и некоторую легендарность изложения событий. Поэтому к его сообщениям следует относиться критически, но ключевые моменты истории Ветлужского края в нем изложены обстоятельно, и подтверждаются другими источниками.

Данная статья призвана, в какой то мере, восполнить пробел в истории Поветлужья и по-новому взглянуть на процесс становления и развития мари.

Марийцы старейшие жители междуречья Вятки и Ветлуги. Это подтверждается археологическими раскопками древних марийских могильников. Хлыновского на р. Вятке, датируемого VIII - XII вв., Юмского на р. Юме, притоке Пижмы (IХ - Х вв.), Кочергинского на р. Уржумке, притоке Вятки (IХ - XII вв.), Черемисского кладбища на р. Лудянке, притоке Ветлуги (VIII - Х вв.), Веселовского, Тоншаевского и других могильников (Березин, с.21-27,36-37).

Разложение родового строя у мари произошло в конце I тысячелетия, возникли родовые княжества, которыми управляли избираемые старейшины. Используя свое положение, они со временем начали захватывать власть над племенами, обогащаясь за их счёт и, совершая набеги на своих соседей.

Однако это не могло привести к формированию собственного раннефеодального государства. Уже на стадии завершения своего этногенеза марийцы оказались объектом экспансии со стороны тюркского Востока и славянского государства. С юга мари подвергались нашествию волжских булгар, затем Золотой Орды и Казанского Ханства. С севера и запада шла русская колонизация.

Марийская родоплеменная верхушка оказалась расколотой, часть её представителей ориентировалась на русские княжества, другая часть активно поддерживала татар. В таких условиях не могло быть и речи о создании национального феодального государства.

В конце XII – начале XIII веков единственным марийским регионом, над которым власть русских княжеств и булгар была достаточно условна, являлся район между реками Вяткой и Ветлугой в их среднем течении. Природные условия лесной зоны не давали возможности чётко привязать к местности северные границы Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды, поэтому проживающие в этом районе мари, образовали своеобразную "автономию". Поскольку сбором дани (ясака), как для славянским княжеств, так и восточных завоевателей занималась местная все более феодализирующаяся родоплеменная верхушка (Сануков. с.23)

Мари могли выступать как наёмное войско в междоусобных распрях русских князей, так и совершать грабительские набеги на русские земли в одиночку или в союзе с булгарами или татарами.

В галичских рукописях в первый раз война черемис под Галичем упоминается в 1170 году, где черемисы ветлужские и вятские являются как нанятое войско для войны между ссорящимися между собой братьями. Как в этом, так и в следующем 1171 году черемисы были разбиты и прогнаны от Галича Мерьского (Дементьев, 1894, с. 24).

В 1174 году марийское население само подвергается нападению.
"Ветлужский летописец" повествует: "новгородские повольники завоевали у черемис их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, а черемисы ушли со своей стороны к Юме и Ветлуге". С того времени у черемис более укрепляется Шанга (Шангское городище в верхнем течении Ветлуги). Когда в 1181 году новгородцы завоевали черемис на Юме, то многие жители нашли лучше жить на Ветлуге - на Якшане и Шанге.

После вытеснения мари с р. Юмы, какая то их часть спустилась к своим сородичам на р. Пижму. На всей территории бассейна р. Пижма издревле проживали марийские племена. По многочисленным археологическим и фольклорным данным: политические, торговые, военные и культурные центры мари располагались на территории современного Тоншаевского, Яранского и Советского районов Нижегородской и Кировской областей (Акцорин, с. 16-17,40).

Время основания Шанзы (Шанги) на Ветлуге неизвестно. Но несомненно, что её основание связано с продвижением славянского населения в районы заселенные марийцами. Слово "шанза" происходит от марийского шэнцэ (шензэ) и означает глаз. Кстати слово шэнцэ (глаза) употребимо только тоншаевскими мари Нижегородской области (Дементьев, 1894 с. 25).

Шанга была поставлена марийцами на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением русских. Выставить такую сторожевую крепость под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные племена марийцев.

Территория современного Тоншаевского района входила в это княжество, не случайно здесь в XVII-XVIII веках находилась марийская Армачинская волость с центром в д. Ромачи. И мари, проживавшие здесь, владели в то время "с издревле" землями на берегах Ветлуги в районе Шангского городища. Да и предания о Ветлужском княжестве известны в основном среди тоншаевских мари (Дементьев, 1892, с. 5,14).

Начиная с 1185 года, Галичские и Владимиро-Суздальские князья безуспешно пытались отбить у марийского княжества Шангу. Более того, в 1190 году мари поставили на р. Ветлуге еще один "город Хлынов", во главе которого был князь Кай. Только к 1229 году русским князьям удалось принудить Кая заключить с ними мир и платить дань. Через год Кай отказался от дани (Дементьев, 1894. с.26).

К 40-м годам XIII века Ветлужское марийское княжество значительно усиливается. В 1240 году юмский князь Коджа Ералтем построил на Ветлуге город Якшан. Коджа принимает христианство и строит церкви, беспрепятственно допуская на марийских землях русские и татарские поселения.

В 1245 году по жалобе галичского князя Константина Ярославича Удалого (брата Александра Невского) хан (татарский) приказал правый берег реки Ветлуги галичскому князю, левый черемисам. Жалоба Константина Удалого была, очевидно, вызвана непрекращающимися набегами ветлужских марийцев.

В 1246 году русские поселения в Поветлужье подверглись внезапному нападению и разорению монголо-татар. Часть жителей была убита или захвачена в плен, остальные разбежались по лесам. В том числе и галичане, которые осели на берегах Ветлуги после татарского нападения 1237 года. О масштабах разорения говорит "Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского". "В то же лета... запусте от пленения того поганьского Батыя... по берегу реки, зовомой Ветлуга,... И где было жилище человекам порасте везде лесом, великими лесами и названа бысть Ветлужская пустыня" (херсонский, с. 9). Русское население, скрываясь от набегов татар и междоусобиц, оседает в марийском княжестве: в Шанге и Якшане.

В 1247 году великий князь Александр Невский заключил мир с марийцами и повелел производить торговлю и обмен товаров в Шанге. Татарский хан и русские князья признали Марийское княжество и вынуждены были с ним считаться.

В 1277 году Галичский князь Давид Константинович продолжил заниматься торговыми делами с марийцами. Однако уже в 1280 году, брат Давида, Василий Константинович начал наступление на марийское княжество. В одном из сражений марийский князь Кий Хлыновский был убит, а княжество обязали платить дань Галичу. Новый князь мари, оставаясь данником Галичских князей, возобновил города Шангу и Якшан, заново укрепил Бусаксы и Юр (Булаксы - с. Одоевское Шарьинского района, Юр - поселение на р. Юрьевке близ г. Ветлуги).

В первой половине XIV века русские князья с марийцами активных боевых действий не вели, привлекали на свою сторону марийскую знать, активно способствовали распространению среди мари христианства, поощряли переход на марийские земли русских поселенцев.

В 1345 году Галичский князь Андрей Семенович (сын Симеона Гордого) женился на дочери марийского князя Никиты Ивановича Байбороды (марийское имя Ош Пандаш). Ош Пандаш принял православие, а выданная им за Андрея дочь, крешенна Марией. На свадьбе в Галиче была вторая жена Симеона Гордого – Евпраксия, на которую по легенде, марийский колдун из-за зависти навел порчу. Что, однако, обошлось марийцам, без каких либо последствий (Дементьев, 1894, с. 31-32).

Ситуация меняется в 1351 году, Галичский князь (с 1346 года) Андрей Фёдорович направил свою дружину против марийского княжества. Байборода объединил разрозненные марийские племена и привлёк на свою сторону татар. Столкновения продолжались 19 лет. Дружина Андрея Фёдоровича измотанная в междоусобных распрях русских князей была сильно ослаблена, и в нескольких сражениях разбита марийцами. Андрей Фёдорович в 1372 году бежал в Переяславль - Залесский, марийское княжество становится независимым. А марийская знать всё сильнее ориентируется на татар.

В 1374 году марийские земли были разорены отрядом новгородских ушкуйников (разбойников). Русские летописи сообщают, что часть отряда новгородцев в 40 ушкуев (судов) спустилась по Вятке и Каме и "поидоша вверх по Волзе и дошедше Обухова, пограбиша все Засурье и Маркваш (земли мордвы) и перешед за Волгу, суда все иссекоша, а сама пойдоша к Вятке на конех и много сёл по Ветлузе идуще пограбиша" (ПСРЛ, т.25, с. 189).

В 1385 году в марийском княжестве из-за неурожая хлебов и наводнения, которым смыло "город Хлынов", начался голод, и вспыхнула эпидемия. Во время, которой умер князь Никита Байборода. Ромачинская Священная Роща в Тоншаевском районе известна как место захоронения Байбороды.

В 1392 году марийские земли подверглись очередному набегу новгородских ушкуйников. Вероятно, поэтому в 1394 году ветлужские марийцы посылают свой отряд под Казань к Тохтамышу.

В 1396 году Ветлужским князем становиться Кильдибек, обязанный собирать татарам дань и помогать им в случае войны. Галичский князь Юрий Дмитриевич в 1399 году заставил Кильдебека платить ему дань. На следующий год Юрий Дмитриевич передает в Ветлужское княжество русским поселенцам орудия и пороху для ведения боевых действий против марийцев и татар. В ответ, Кильдебек воспользовался русской разобщенностью, и в 1415 году заключил союз с Вятчанами в Хлынове, и совершил набег на Великий Устюг.

В 1427 году марийцы в союзе с татарами совершают очередной набег на русские земли, во время которого Галич выдержал четырехнедельную осаду. В это время Кильдебек заключает союз с татарами, Ветлужское княжество теряет самостоятельность и переходит под контроль татар.

В 1428 - 1429 гг. "казанцы с черемисами" прошли вдоль Волги, захватили Кострому и ушли оттуда только, после того, как на них двинулась московская рать. Настигнуть их удалось только за Нижним Новгородом. Воеводы Фёдор Добринский и Фёдор Пестрый "татар побили, а иные убежали, а полон поотнимали" (Филатов, с.40).

В 1433 году марийцы, не имея больше сил сдерживать русских князей, по решению ордынского хана Ахмета оставляют старый город Шангу на правом берегу Ветлуги и переселяются на левый берег, где строят новый город Шангу-Шиленгу.

В 1435 году в одном из столкновений с дружиной Василия Косого князь Кильдебек был убит. В ответ ветлужские марийцы в 1435 и 1438 годах в союзе с вятчанами совершают набег на Двинскую землю и разоряют Великоустюг.

После очередного междуусобного конфликта, в 1438 году из Орды откочевал со своим родом вверх по Волге Улу-Мухамед и основал Казанское ханство.

Поветлужье попадает под влияние Казани и становится пограничным районом. Отсюда совершаются набеги казанских ханов на Унжу, Галич, Кострому и другие русские города. Ханы привлекают к набегам марийских князей, а через них и простой народ, играя на национальных чувствах.

Татарский хан Ахмет в 1439 году посадил в Шанге своего наместника Ибрага, который начал изгонять с Ветлуги русских поселенцев. В 1451 году он был убит в столкновении с новгородской дружиной Марфы Борецкой, считавшей с 1423 года часть поветлужских земель новгородской собственностью и своей вотчиной. (Дементьев, 1894, с. 39).

В летописях упоминается одна из дарственных грамот, данная в XV веке Марфой Борецкой, новгородской посадницей. "Се аз Марфа вдова, Ивана Андреевича жена, Великого Новгорода посадница, даёт в дом Николы Чудотворца и Святому Спасу в монастырь Корельский на Якшанге..вотчину свою, на Ветлуге реке...и лес чёрный дикий от устья Якшанги до Чукловского холуя" (Дементьев, 1892, с. 8).

На место Ибрага татарский хан Мамутек послал в Шангу мурзу Зюдзина, с которым после нескольких столкновений новгородцы заключили союз.

В 50-60 годах XV века наступает агония ветлужского марийского княжества. Мари, пытаясь сохранить хоть какие то остатки независимости заключают союз в вятчанами и новгородцами, которые ведут борьбу за свою самостоятельность с Московскими князьями. Марийцы в союзе с татарами и вятчанами совершают набеги на Двинскую землю, Галич и Кострому.

Со вступлением на Московский престол в 1462 году Ивана Васильевича III, с именем которого связано освобождение русского государства от монголо-татарского ига и собирание воедино русских земель, положение начало меняться. Строятся новые крепости и укрепляются старые.

От ''Дикого поля'' русская земля отгородилась многокилометровыми засеками – лесными завалами. Деревья подрубали на высоте человеческого роста, валили ветвями в сторону, откуда возможен был приход неприятеля, и опаливали огнем. Обугленные острые ветви долго не гнили. Засеки были действительно непроходимы – ни пешему, ни конному. Хозяйственная деятельность в таких "заповедных" лесах запрещалась под страхом самых суровых кар. Для проезда купцов и посольских миссий в засеках сохранялись узкие тропы, но они перегораживались надолбами, колодами и охранялись рублеными крепостицами, в которых постоянно находилась стража. Рейды казанцев и мари теперь уже не оставались безнаказанными.

В 1463 году вновь "казанцы с черемисами приходили в Устюжанский уезд и пленили много людей". Отряды устюжан настигли татар и разбили их. В том же году Иван III отправляет против татар соединенные отряды "устюжан, вологжан и галичан". В 1476 году казанские ханы вместе марийцами и мордвой намеревались напасть на Кострому и Галич. Князь Стрига Оболенский, разбив отряды татар и мари на Костромской земле, гнал их до Унжи.

В начале 1468 года в Москве узнали о готовящемся набеге татар и марийцев на Русь. В Нижний Новгород, Муром и Кострому были спешно посланы наказы - усилить заставы, выслать в места возможных прорывов конные дозоры, а города крепить - "сидеть в осаде, стеречься от Казани". Из Нижнего Новгорода в Понизовье отправился отряд князя Фёдора Семёновича Ряполовского-Хрипуна. Одновременно, для отвлечения сил и ослабления татар галичские князья совершают поход в тыл Казани через Поветлужье, по землям мари.

Во время похода галичские князья завоевывают марийские крепости Ветля-Шангон (Шангское городище) и Ветля-Юр. Летописи об этом повествуют так: "послал князь великий на черемису воевати... князя Семёна Романовича и с ним детей боярских, двор свой и совокупишася все пойдоша из Галича на Николин день декабря... Тоя же зимы в 6 генваря на Крешение Господне рать великого князя приде в землю черемисскую и много зла учинила земле той, людей иссекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгаша, а кони их и всякую животину, что нельзя с собой имати, то всё иссекоша...и повоеваша землю их…" (ПСРЛ, т. 18, с. 118-119).

Не во время ли, этого похода русских князей было разрушено древнее марийское поселение у современной деревни Пурлы Тоншаевского района? Обнаруженные здесь во время археологических раскопок в 1912 году сабли, шпора, железо и изделия из него, указывают на поспешное бегство марийцев. Они не успели захватить с собой такой ценный в те времена материал, как железо. В результате раскопок удалось установить, что поселение было покинуто людьми на рубеже XV - XVI веков, причем некоторые из вскрытых захоронений были сделаны кое-как, наспех (Жуков, с. 21-22).

Русская рать, предпринимавшая поход из Нижнего на Казань, в 40 верстах от неё встретила и разбила отряд хана Ибрагима. В мае 1469 года, отряд во главе с воеводой - Иваном Дмитриевичем Руно, подошел к Казани и взял город, освободив томящийся у казанцев, русский полон (пленных).

В результате походов 1468-1469 годов Ветлужское марийское княжество окончательно прекратило свое существование, а марийские земли вошли в состав московского государства. На несколько десятилетий прекратились набеги татар, и мари.

В 1522 году Шангские городки, крепости, и другие поселения на Ветлуге были захвачены и удерживались марийцами и татарами до 1540 года. Возобновились марийско - татарские набеги на русские земли.

В ответ на разорение Унжи в 1523 году Василий III отправил в Понизовье судовую и конную рать. Поход оказался удачным. При впадении реки Суры в Волгу, на Казанской стороне был заложен город-крепость Васильсурск.

В царствование Василия III для защиты от татар и мари строятся деревянно-земляные крепости близ Солигалича, Кологрива, Галича, Чухломы и современного поселка Воскресенское на реке Ветлуге.

Крепости строятся не зря. В 1532 году совершены очередные набеги на Солигалич и Вологду, в 1536 году на Галич, в 1539 и 1540 годах на Кострому и Галичскую волость.

В январе 1536 года шеститысячный отряд татар прорвался к Галичу, вероятно, через Поветлужье, ибо пройти незамеченным мимо Нижнего, Васильсурска и Городца он не мог. Разграбив Вологду, Галич и Кострому, по пути домой отряд напал на Балахну.

В ответ летом 1536 года в Балахне начали строить крепость. К исходу первого строительного сезона деревоземляная крепость Балахна была выстроена, а 8 октября торжественно освящена. В этот же год были поставлены на южном порубежье России крепости Старобуда и Темникова. Вместе с крепостями Балахны и Васильсурска они существенно укрепили район Поволжья (Филатов, с. 49).

В 1542 году казанская рать из татар и марийцев по Вятке и её притоку Моломе незаметно пробралась к Великому Устюгу, взяла его, разграбила и увела в плен население. Вятчане, узнав об этом, устроили засаду в устье Моломы (близ г. Котельнича). Когда казанская рать, плывшая на плотах с награбленным добром и пленными, показалась из-за поворота реки, вятчане напали на неё. В результате кровавого боя пленные были отбиты, татары истреблены, а марийцы ушли лесами в свои поселения на Пижме.

Для русского государства, как по политическим, так и по экономическим мотивам было необходимо разгромить Казанское ханство. В 1552 году во время третьего похода Ивана Грозного Казань пала. В ней был оставлен русский гарнизон, по окраинным улусам разосланы грамоты с указанием, чтобы население "ясаки бы платило по-прежнему" (Филатов, с. 50-52).

Среди тоншаевских мари сохранилось предание о походе на Казань одного из русских отрядов со стороны Ветлуги через наш край. "Когда Иван Грозный воевал с Казанью, Вахтан-речку переходили по поваленным дубам. И кора сверху оказалась сбитой до древесины - вот, сколько воинов по ней прошло. Потом еще долго дубы через речку лежали - местные жители по ним Вахтан переходили" (Березин, с. 48).

Аналогичное предание известно и шарангским марийцам. Это вполне может соответствовать истине. Левобережье Волги, исстари заселенное марийцами, связывала дорога с Казанью, которая проходила через современные поселки Нижегородской области - Сява, Вахтан, Тоншаево. Подтверждает то, что в районе Вахтана был старинный путь - топоним Перелазы - урочище на берегу реки в трех километрах от поселка. Так именовали места, где реки пересекали важные и большие дороги.

Вполне возможно, что этой дорогой пользовались татары и марийцы для набегов на русские города, по этому же пути двигались и княжеские дружины, снаряженные для ответных походов на Казанское ханство. Походов таких было немало. В литературе отмечается, что луговые черемисы "постоянно беспокоили русские войска, ходившие к Казани из Галича". Марийские предания говорят, судя по всему, о проходе через наши края одного из галичско-костромских отрядов.

Для управления присоединенными территориями Поветлужья, Среднего и Нижнего Поволжья в начале 1553 года был создан Приказ Казанского дворца или как его просто называли Казанский дворец. (История Мар. края, с. 37).

Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. Саров: Альфа, 2000.
Березин П. С. Наш край. История заселения Заветлужья. Шахунья, 1998.
Жуков А.П. Страницы истории Тоншаевского края. Шахунья, 2000.
Полное собрание русских летописей. том 18, Москва-Ленинград, 1949.
Полное собрание русских летописей. том 25, Москва-Ленинград, 1949.
Сануков К. Марийцы: прошлое, настоящее, будущее.// Проблемы национального, социального развития марийского народа. Йошкар-Ола, 2000.
История Марийского края в документах и материалах. Вып.1, Сост. Айплатов Г.Н., Иванов А. Г., Йошкар-Ола, Мар. кн. изд-во, 1992.
Дементьев Д.П. Краткие исторические сведения о Кажировской пустыни.//Костромская старина. Известия КГУАК. Вып.2, Кострома. 1892.
Александр ЖуковДементьев Д.П. Краткий исторический очерк Шангского городища.// Костромская старина. Известия КГУАК. Вып.6, Кострома. 1894
Филатов Н. Ф. Нижегородский край. Факты. События. Люди Н. Новгород, 1994.
Херсонский И. Н. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского. Кострома, 1890.

Об авторе.
Жуков Александр Павлович, родился 20 января 1970 года. Историк, автор книги «Страницы истории Тоншаеского края» (2000). Работает в Тоншаевской районной администрации. Руководит НИУ Культурно-историческое общество «Заветлужье», член культурно-экологического объединения «Китаврас» и участник его экспедиций. Живёт в Тоншаеве.
 (голосов: 6)
Автор: user | Дата: 25 сентября 2008 | Просмотров: 7306 Коментарии: 1
#1 написал: FVN (9 октября 2008 06:34)
В 1427 году марийцы в союзе с татарами совершают очередной набег на русские земли, во время которого Галич выдержал четырехнедельную осаду.
Правильнее сказать "на оккупированные русскими земли".

... Марфы Борецкой, считавшей с 1423 года часть поветлужских земель новгородской собственностью и своей вотчиной.
Вот тварь, прости Господи!

Рейды казанцев и мари теперь уже не оставались безнаказанными.
Зато сами бегали грабить марийцев и булгар - только пыль столбом стояла. Вообще немножко однобоко написано: типа марийцы с татарами только и делали, что набеги на "русские" земли устраивали", а русские типа только защищались. Неправда это. Сейчас под рукой нет источников, но русских набегов в первой половине 16 века на наши территории было на порядок больше, поскольку они эти края уже считали своей "вотчиной" и даже Казань была под протекторатом Москвы.

Для русского государства, как по политическим, так и по экономическим мотивам было необходимо разгромить Казанское ханство.
А вот это перл имперской исторической школы! Впору было бы наоборот - прекратить непрекращающиеся грабежи русскими марийского населения. Для русского гос-ва был один мотив - имперский, эдакая смесь представлений "наследницы" Византийской империи и империи Чингисхана.

Вполне возможно, что этой дорогой пользовались татары и марийцы для набегов на русские города, по этому же пути двигались и княжеские дружины, снаряженные для ответных походов на Казанское ханство.
А по факту надо было писать так:
Вполне возможно, что этой дорогой пользовались княжеские дружины для набегов на Казанское ханство, по этому же пути двигались марийцы и татары, снаряженные для ответных походов.

В литературе отмечается, что луговые черемисы "постоянно беспокоили русские войска, ходившие к Казани из Галича". Марийские предания говорят, судя по всему, о проходе через наши края одного из галичско-костромских отрядов.
Ясно дело, это нормальная реакция, когда на твою территорию вламываются чужие военные формирования. Тут даже не беспокоить надо было, а вышибaть...


    Яндекс.Погода
    Реклама в какой из "бесплатных" газет наиболее эффективная? (г.Йошкар-Ола)
    Ва-Банк. Йошкар-Ола
    Ваш новый день
    7 дней
    Известия Марий Эл
    Прогород
    Другая
    Архив новостей
    Популярные новости