Республика Марий Эл, Йошкар-Ола

Меню
Главная
Статьи
Сылнымут йолва
Муро-влак
Увер йогын
Гороскоп
Марла календарь
Марий Эл Радио
Марий Эл ТВ
Марий географий
Мыскара
Юрист палдара
English
Марий Эл
Форум
» ЧАТ
» mp3
Мер Ой
Фото
Религия
История
Кырык марла
Марийский язык
Марийские шрифты
Unicode шрифты
Обратная связь
RSS новости
Популярные новости
» Президенту ОАО "Российские железные дороги"
» Народ мари в современном мире
» Полтыш - князь черемисский
» Форум, чат и флэш-плеер на нашем сайте
» SMS-salamym marla vozo!
» Свадебные обряды горных марийцев Казанской губернии, оп ...
» 18 декабря в клубе STONE - Марий Танцпол
» Марийское общественное движение в Республике Башкорт ...
» Психологические аспекты образования в условиях нацио ...
» ИСТОРИЯ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ СЕРНУРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МА ...
Последние комментарии
» От keche в новости:
Илья Россыгин Кугу Пнчерын эргыже
» От keche в новости:
Марийские сувениры от \"Энсай\"
» От keche в новости:
Место и роль марийского языка как средства общения и тра ...
» От Edd в новости:
Место и роль марийского языка как средства общения и тра ...
» От admin в новости:
Место и роль марийского языка как средства общения и тра ...
» От Edd в новости:
Место и роль марийского языка как средства общения и тра ...
» От keche в новости:
Черемисские войны (1550 - 1590 годы)
» От Yazjchnik в новости:
Группа \"Пайрем\"
» От Yazichnik в новости:
Шем лум саман
» От railer в новости:
Скачать марийские песни в mp3
Счётчик
Марий Эл увер, новости Марий Эл, скачать марийские шрифты » Статьи

Место и роль марийского языка как средства общения и трансляции национальной культуры

Author Автор: admin | Date Дата: Вчера, 17:04| Views Просмотров: 28

В разделе: Статьи

(на примере Верхушнурской средней школы Советского района Республики Марий Эл)

В.Ф.Галкин

Республика Марий Эл – многоязычная, полиэтническая республика и поэтому образование и воспитание учащейся молодежи тесно связаны с национальным образованием. Это ставит перед школой особый комплекс образовательных и воспитательных задач. Их решение должно обеспечить молодому человеку возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением, вовлечь развивающую личность в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальных общероссийских и общечеловеческих ценностях.

В образовательном процессе наиболее важные проблемы связаны с определением места и роли марийского языка как средства общения и трансляции национальной культуры, взаимодействия и взаимообогащения марийского и русского языков.

У марийцев, живущих в Республике Марий Эл, проблемы языка актуализировались тем, что в 60-80-ые годы XX века выросло целое поколение людей, оторванных от духовных корней, которые в настоящее время стали родителями учащихся сегодняшней школы, которая в целом изменяется с переходом на демократические основы развития.

...

Русско-Казанская война 1467-1469 г.г. и марийцы

Author Автор: admin | Date Дата: 3 декабря 2008| Views Просмотров: 38

В разделе: Статьи

С.К.Свечников

В 50-е гг. XV в. великому князю московскому Василию II Темному (1425-1462) удалось одержать окончательную победу над галичскими удельными князьями, а также подчинить Вятскую Землю и часть Поветлужья. Вскоре, в 1461-1462 гг. русские войска вступили в непосредственный вооруженный конфликт с Казанским ханством, в ходе которого преимущественно пострадали марийские земли левобережья Волги. Наступило некоторое военно-политическое равновесие между усилившейся Москвой и несколько ослабленной Казанью. Со временем более динамично развивавшаяся Москва достигла заметного перевеса и, как следствие, возник вопрос об установлении политической зависимости Казанского ханства от Русского государства.

Поводом для нового русско-казанского конфликта послужил вопрос о престолонаследии. В середине 60-х гг. XV в. казанским ханом стал Ибрагим, сын Махмутека (Махмуда) (1446-1463). Часть оппозиционной казанской знати, возглавляемой князем Абдулой-Муэмином, пригласила к себе другого претендента – царевича Касыма, брата Махмутека и вассала великого князя московского. Московский великий князь Иван III (1462-1505) решил использовать этот династический спор для подчинения Казани по образцу политических отношений с Касимовским удельным княжеством.

Осенью 1467 г. русско-касимовское войско, пройдя по правому берегу Волги, попыталось в районе устья Свияги переправиться на противоположную сторону реки. Как оказалось, в планы казанской знати не входило установление русского протектората над ханством, поэтому в условиях серьезной внешнеполитической опасности казанцам удалось объединиться и дать отпор русской рати. В ходе своего отступления русские войска столкнулись с враждебными действиями со стороны населения Горной стороны Казанского ханства, воинам приходилось постоянно терпеть голод и холод. Военный отряд казанских татар и марийцев сразу же вслед за этим ответил нападением на Галич Мерский, однако, без особых успехов. Иван III предусмотрел такой ход событий: он «разослал по градом заставы, в Муром и в Новъгород Нижней, на Кострому и в Галичь».

...

Многоязычие в марийских школах РБ

Author Автор: admin | Date Дата: 1 декабря 2008| Views Просмотров: 338

В разделе: Статьи

Многоязычие в марийских школах Республики Башкортостан и некоторые психолого-педагогические проблемы обучения

В.Т.Урусов
Начавшийся XXI век характеризуется радикальной перестройкой экономических, политических и нравственных отношений в обществе. Эта перестройка вызвала необходимость изменения существующей системы общего и профессионального образования. Как следствие, появились многочисленные инновационные учебные заведения в общеобразовательной системе: гимназии, лицеи, классы и группы с углубленным изучением ряда предметов. Они ориентированы на формирование индивидуальности ребенка, на развитие его способностей и дарований. В конечном счете, все это должно способствовать легкой социальной адаптации подрастающего поколения к перестраивающейся общественной жизни.

Педагогическая наука вполне однозначно ответила на ряд старых, проблемных, вопросов учителей и родителей: можно ли успешно обучать всех без исключения школьников всем учебным предметам, предлагаемым федеральными и региональными ведомствами. В связи с первым вопросом возникает новый вопрос: необходимо ли обязательно и без исключения обучать всех школьников всем учебным предметам? Третий вопрос, вытекающий из первых двух – гуманно ли требовать от школьника полного усвоения программного материала каждого обязательного учебного предмета на одинаково высоком уровне, который недосягаем для него в силу социально-биологических особенностей? Введение обязательного всеобщего среднего образования не должно нивелировать личности ребенка, а должно усилить его индивидуальность!

...

В поисках корней. Язычество в европейской части России

Author Автор: admin | Date Дата: 1 декабря 2008| Views Просмотров: 53

В разделе: Статьи

Дейвид Льюис

Элементы дохристианского язычества сохранились у различных народов, включая абхазов в Грузии и некоторые финно-угорские народности в европейской части России, где язычество имеет долгую историю. Для проживающих в Поволжье марийцев оно стало средством сохранения своих национальных отличий от татарских мусульман и русских православных. Марийцы совершают языческие обряды почитания духов лесов и полей (обитающих, по поверью, в камнях, деревьях и реках) и приносят жертвы духам предков, которые возвращаются в различное время года. В меньшей степени элементы язычества сохранились среди удмуртов (в основном у деревенских жителей), а также у незначительной части чувашей, причем в сознании простого народа место языческих богов заняли православные святые. Слабо выраженные пережитки язычества сохранились также у мордвы.

12 июля 1998 года я присутствовал на языческом обряде в деревне Шор-Унжа (это ее русское название; сами марийцы называют деревню Унча), которая расположена на юге Республики Марий Эл, почти на границе с Татарстаном. Я находился в составе группы под руководством министра культуры Республики Марий Эл, поэтому каждый старался вести себя очень уважительно по отношению к нам. В лесу вокруг священного места запрещено отправлять естественные надобности, поэтому наш микроавтобус специально для этой цели остановился за несколько километров до места назначения. По прибытии на место женщины надели косынки. Каждому было предложено сделать денежное пожертвование, а затем вымыть руки, символизируя ритуальное очищение перед вхождением в священный лес.

Нас встретил Александр Иванович Таныгин, карт (марийский служитель языческого культа), который задал каждому вопрос о том, кто он и откуда. Один из членов нашей группы, профессор археологии, объяснил, что я провожу антропологические исследования, на что карт ответил, что мне будет разрешено присутствовать лишь в том случае, если я напишу о празднике положительный отзыв. Затем Таныгин произнес надо мной заклятие, в котором утверждалось, что за нелестные слова об их празднестве со мной случится несчастье. Более того, мне не позволили снимать без разрешения человека, специально приставленного следить за каждым моим шагом. Я ответил: «Понятно».

...

Мишкан районышто марий йочам туныктымаште да орыштмаште вашлиялтше проблеме-влак

Author Автор: admin | Date Дата: 28 ноября 2008| Views Просмотров: 54

В разделе: Статьи

Р.К.Ялаева

Мишкан районышто 53 школ гыч 41-ште марий йылмым тунемыт. 31 туныктышо пашам тыршен ыштат. Кок «Башкортостан Республикын сулло туныктышыжо», 4 «Отличник» лмым нумалыт, 8 – кшыл, 13 – икымше категориян улыт. Мемнан администраций вуйлатыше В.М.Андреев, туныктыш плка вуйлатыше пашаштына эре мелын шогат. Шийвундо, транспорт дене проблемым решатлат. Книга ден Марий Эл туныктыш министерстват, туныктыш институтат, Морко туныктыш плкат, спонсорна-влакат полшен шогат.

Моло районысо школ-влак семын чыла уым налын, йоча-влаклан сай шинчымашым пуаш тыршена. Районышто да республикыште Яндыганова Л.Ш., Минаева Н.П., Мустакимова К.Ш., Абукаева В.А., Русиева Л.А., Янситова Н.И., Ибаева А.С., Васина И.Г., Александрова З.И., Ашиева Л.В., Алексеева Г.В., Ямурзина Н.А., Яшмурзина И.А. лмышт кумдан палыме улыт. Нунын тунемшышт сылнымут аланыште, республикысе олимпиадыште, конкурсышто сеышыш лектыт, мемнан Башкортостан Республикынам регионгокласе олимпиадыште клеш семын ончыктат. Туге гынат, пашаштына ситыдымаш да проблеме-влакнат шуко.

Мемнан Башкортостан Республикыште, Мишкан районышто марий йылмым тунеммылан трл пагытыштат ни партий, ни правительство чаракым шынден огыл. Каласаш клеш, тачысе кечылан тунемше-влакын чотышт шагалемеш, но марий йылме тунемше процент шот дене ок изем. Райцентрысе икымше да кокымшо кыдалаш, Ленинскысе школ тунемше-влак моло школлаш ушнен, ынде 10 ий шочмо марий йылмым тунемыт. Чаманаш логалеш, виян тунемше йоча-влак талтыш класс гычак марий йылме олмеш йот йылме, информатика, риторика, шахматым ойырен налыт, а начар тунемше-влак – шочмо йылмым. Садлан отат пале – йоча-влакын шукым да келгын палымыштлан куанаш але шочмо йылмым палыдымыштлан ойгыраш. Пытартыш 2-3 ийлаште демократийын шожо мбалан эше ик проблеме толын лекте. Ынде южо школ ожсо семын тшка туныктыш планын национальный «Б» вариантшым огыл, а базисный «А» вариантшым ойырен налаш тырша, а тушто марий йылме ден литературлан 3 шагат веле пуалтын.

...

Марийское общественное движение в Республике Башкортостан в конце 80-х – начале 90-х гг.

Author Автор: admin | Date Дата: 27 ноября 2008| Views Просмотров: 116

В разделе: Статьи

Г.И.Ибулаев

Переселение марийского населения из Среднего Поволжья на территорию нынешнего Башкортостана и на Урал началось во второй половине XVI века, после добровольного вхождения башкирских племен в состав России, 450-летний юбилей которого республика отмечает в 2007 г. Переселение усиливается в XVII – XVIII вв. С.И.Руденко в своей книге «Башкиры. Историко-этнографические очерки» утверждал, что со второй половины XVI века вплоть до начала ХХ века на территорию Башкирии переселилось много татар, чувашей, марийцев и других национальностей - выходцев «из побежденного русскими Казанского ханства».

В настоящее время за пределами Республики Марий Эл (РМЭ) самая большая марийская диаспора проживает в Республике Башкортостан. По данным переписи населения СССР 1989 г. из 671 тыс. мари 105,8 тыс. проживало в РБ. Это только в три раза меньше, чем в РМЭ (там было 324 тыс.). А по итогам Всероссийской переписи 2002 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 604,3 тыс. марийцев, из них в РБ более 105,8 тыс. (в РМЭ марийцев было 312,2 тыс.).

Следует отметить, что за несколько десятков лет стало заметно снижение численности марийцев, владеющих материнским языком. Если в 1959 г. в РБ только 2,8% мари не считали язык своего народа родным, то через 30 лет, в 1989 г. – уже 8,8%. По подсчетам автора этих строк, в 2002 г. эта цифра составляла 13,2%.

Вместе с утерей родного языка размывается менталитет народа, происходит постепенная утрата культуры, традиций и обычаев, национального самосознания. Приведем только один пример. В марийском селе Верхний Изяк Благовещенского района РБ дети мари разговаривают на русском языке, а в деревне Нижний Изяк того же района дети марийской национальности общаются между собой на татарском. Учитывая такой процесс, который, видимо, нелегко остановить, марийская общественность РБ уже в конце 80-х гг. стала проявлять заботу о сохранении этничности родного народа.

...

Психологические аспекты образования в условиях национально-русского билингвизма

Author Автор: admin | Date Дата: 26 ноября 2008| Views Просмотров: 118

В разделе: Статьи

Н.Г.Айварова

Современная многонациональная Россия представляет собой не простое соединение различных национальных культур, а сложную их взаимосвязь и взаимопроникновение. С одной стороны, наблюдается рост национального самосознания, стремление сохранить, преумножить национальную культуру, с другой, современная информационная эпоха диктует необходимость тесного взаимодействия культур. Важнейшей задачей в сложившейся ситуации является достижение равновесия между возрождением, сохранением, процветанием самобытной культуры и развитием межкультурных связей, не усиливая при этом процесс ассимиляции малочисленных народов, и, не допуская дальнейшей маргинализации представителей национальных меньшинств. Эта задача разрешима только при условии, что современная школа будет формировать гармонично развитых представителей подрастающего поколения малочисленных народов, которые будут обладать позитивной этнической идентичностью, будут способны продуктивно реализоваться в условиях поликультурного пространства и проявят желание развивать свою традиционную культуру, используя полученные в школе знания и навыки. Подготовка таких выпускников является целю современной национальной школы.

Учащиеся национальных школ Россия являются билингвами, они растут среди носителей двух языков, причем статус их родного языка ниже, чем русского, поэтому такой билингвизм не является социально престижным.

В различных странах отношение к билингвизму определяется, прежде всего, конкретной политической и социальной ситуацией. В Европе, например, владение двумя языками – это показатель определенного культурного уровня, свидетельство того, что человек является «гражданином мира». В Соединенных Штатах билингвизм – это скорее знак того, что человек приехал в эту страну недавно и еще не успел американизироваться. Как пишет Г.Крайг, хотя американское общество и делает шаги в сторону культурного плюрализма, на миллионы детей в США, растущих в двуязычном окружении, может оказаться явное или скрытое давление, с целью подогнать их под общий стандарт.

Как происходит развитие ребенка в условиях билингвизма, как происходит овладение двумя языками, как формируется самосознание? Очевидно, есть необходимость изучения этих проблем и их учета в образовательном процессе.

...

Свадебные обряды горных марийцев Казанской губернии, описанные С. М. Михайловым, 1854 год

Author Автор: талибаныч | Date Дата: 26 ноября 2008| Views Просмотров: 124

В разделе: Статьи

     Если холостяк задумает жениться, то он с позволения своих родителей едет в ту деревню, где есть у него на примете невеста, останавливается у кого-либо из та­мошних знакомых ему черемис и, объявив ему свое на­мерение, просит быть в этом деле посредником. Сей последний призывает к себе секретно избранную невесту и спрашивает ее, согласна ли она выйти замуж, и если согласна, то вслед за нею отправляются они к родителям ее, где также в присутствии невесты спрашивают их со­гласия, и, получив его, жених с торжеством возвраща­ется домой и объявляет об этом родителям.
     
     На другой день, утром, жених, принарядившись по­лучше в новый кафтан мижер и кем, отправляется вмес­те с отцом своим и одним из ближайших родственников к невесте на паре лошадей, заправленных в щегольскую телегу-качалку араба, для окончательного сватовства. Отец на этот случай берет с собою небольшие масляные лепешки костенач (гостинцы), которые укладывает в ко­жаную небольшую сумку вроде русской кисы, и полведра вина.

Народ мари в современном мире

Author Автор: admin | Date Дата: 25 ноября 2008| Views Просмотров: 324

В разделе: Статьи

alt(Этнокультурологический аспект)
Г.Е.Шкалина

Начало XXI века для народа мари отмечено драматическими переживаниями за своё будущее. Связывая свою судьбу с преобразованиями, происходящими сегодня во всём мире и в России, наш народ тревожится прежде всего за судьбу своего языка и своей культуры. Дошедшие до нас от предков традиционные ценности слишком сложно вписать в пространство современного постиндустриального общества. Основы ментальности народа мари находятся в представлениях о бесконфликтном саморазвёртывании мира. Народ мари исторически всегда ратовал за мир и стремился к нему. Однако, что мы видим в современном мире? Сегодня очевидно всем: происходит «переструктурирование» человечества. В результате всего происходящего становится ли жизнь лучше, счастливее? Ответ получается сложный. Подтверждается постулат, сформулированный английским философом Т.Гоббсом: «Война всех против всех». Особенно это заметно в западной части мира. Происходит массовая деградация человеческого генофонда, усугублённая экологическими бедствиями, «эпидемиями» алкоголизма, наркомании, СПИДа и т.п, что ведёт к росту числа людей, биологически не способных к какой-либо социальной конкуренции. В эту орбиту, к сожалению, попадает немалое число мари.

Сегодня на «Земле Онара» серьёзно ухудшилась демографическая ситуация. Год от года неуклонно падает естественный прирост населения. Во всех районах республики уменьшается и марийское население. В Мари-Турекском, Горномарийском, Килемарском, Юринском районах число всех умерших в 2-4 раза больше числа родившихся. Тревожным фактом является также и то, что среди новорожденных, по признаниям врачей, очень большой процент больных детей.

Другая проблема. В последние годы растёт количество людей, в поисках работы уезжающих из Марий Эл в другие регионы, такие как Москва, Московская область, Татарстан, Чувашия, Ханты-Мансийский округ и т.п. Среди них есть как мужчины, так и женщины. Передвижение населения в поисках лучших условий жизни по большому счёту содержит в себе положительный момент. Во все времена миграция означала наличие мобильной части народа. В то же время необходимо заметить: миграция не должна быть односторонней. Иначе титульный этнос просто «рассыпится» на части подобно разбросанному по полу гороху, и голос этнического ядра, оставшегося на земле предков, будет слишком слаб для того, чтобы влиять на государственную политику в своих собственных интересах. Марий Эл сегодня не может хвастаться благополучной жизнью своих граждан, поэтому уезжающих больше, чем прибывающих к нам. В то же время мы наблюдаем совершенно иную картину у наших соседей.

...

рыктарыше зависимость-шамыч

Author Автор: Shongo | Date Дата: 22 ноября 2008| Views Просмотров: 156

В разделе: Статьи

Шого деч тыгыде шонкалымаш-влак:

1. 600 000 марий гыч национальный толкын нерген иктаж мом да шке пылышыж дене колын шуктышо-влак улыжат куд шд еыш вел погына.

Нине куд шд е кокла гыч 60 е толкын воктен лияш огыт аптыране.

60 е кокла гыч улыжат 4-5 еым муаш лиеш, кудышт толкынышто пашам ышташ кнат.

Ожнысо йомакым шотыш налын ойлена: Марий калыкын пиалжым муашлан ик марий еым жертвылан кондаш клеш. Но тыгай еым 600 000 коклаште тачысе кечылан иктымат муаш огеш лий! Тугеже марий коклаште Данко але Жанна Д'Арк огыт кой.

...

Вернуться назад << 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14 >> Следующая страница

Наш опрос
Самый знаменитый уроженец Сернурского района:

Йыван Кырля
Николай Заболоцкий
Галина Ластовка
Илья Россыгин
Виталий Шапкин
другой
не знаю


Музыка
Реклама
Поиск по дате
«    Декабрь 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив новостей
Декабрь 2008 (7)
Ноябрь 2008 (20)
Октябрь 2008 (47)
Сентябрь 2008 (90)
Август 2008 (58)
Июль 2008 (42)
Погода
Яндекс.Погода

 Интернет-магазин одежды

Copyright © Республика Марий Эл, Йошкар-Ола Марий Эл Увер 2008.  Тоншаево.ру  МариСонг.ру  Израиль.tj

 Мари сеть Mari-Net.ru