Поветлужье в древности

После отмены крепостного права в России происходит подъём исторической науки. Учёные получают больше доступа к государственным архивам и памятникам старины. Исторические материалы стали печататься в центральных журналах. В губерниях создаются ученые комиссии, организующие работу по сбору и обработке местных архивных документов. Они издают периодические губернские сборники, такие, как «Действия Нижегородской губернской учёной архивной комиссии», «Костромская старина» и другие. В этих условиях развертываются и археологические исследования в Волго-Окском и Прикамском краях. Московский университет, Исторический музей и Академия наук направляют своих специалистов-археологов и на Ветлугу.

Первым археологом, посетившим Поветлужье, был Ф. Л Нефёдов. В 1883 - 1885 годы он проводил раскопки на Одоевском городище. Учёный нашел здесь богатый материал и назвал городище «фабрикой изделии из камня, глины и кости». Собранные на городище вещи были отправлены в музей антропологии Московского университета.

В 1894-1895 годах сын варнавинского помещика А.П.Поливанов по своей инициативе провёл раскопки на Богородском городище. В 1900 году на этом же городище работал археолог Н.М.Бекаревич. Собранные Поливановым и Бекаревичем памятники древних людей передаются в Московский Исторический музей.

Богатый материал извлёк и археолог В.И.Каменский при раскопках «Чёртова» городища у дер. Фёдоровское Ветлужского уезда в 1908 году. Его коллекция из 931 предмета передаётся в музей антропологии и этнографии Академии наук. В это же время Каменский обследовал могильники «Черемисское кладбище» и Ефанихинский могильник в районе села Макарьевское Ветлужского уезда.

В советское время в 1924-1926 годы в Поветлужье и Поунжье работала большая экспедиция Московского университета. Она ставила своей целью комплексное изучение населения и его истории путём археологических, этнографических и лингвистических исследований. Археологические работы проводились группой учёных под руководством О.Н.Бадера на всех известных тогда городищах по Ветлуге: Русенихинском (Воскресенский район), Богородском (Варнавинский район), Чёртовом и Спасском (Ветлужский район), Одоевском, Троицком и Шангском (Шарьинский район). Результаты работы археологов были обобщены О.Н.Бадером в его работе «Городища Ветлуги и Унжи», опубликованной в «Материалах исследований археологии СССР» (т.22, М., 1951 г.) В этом же томе помещены работы А.Н.Формозова с анализом фауны края того времени и работа М.В.Воеводского с описанием керамики городищ.

Проведённые в Поветлужье археологические исследования позволили учёным сказать о том, что до появления в этом крае марийского, а затем и русского населения здесь на протяжении более двух тысячелетий жили родовые коллективы племён первобытных культур. Так, во втором тысячелетии до нашей эры с правобережья Волги пришли сюда балахнинские охотники и рыболовы и фатьяновско-балановские скотоводы с орудиями неолита и эпохи меди и бронзы.

В первом тысячелетии до н. э. из Прикамья прибыли племена Ананьинских земледельцев с культурой раннего железного века. Они основали по Ветлуге древние городища: Русенихинское, Богородское, Чёртово и Одоевское. И, наконец, в I - V веках нашей эры из-за Волги в левобережье пришли племена Городецкой культуры, которые ассимилировали здесь местное население. В результате на всем Ветлужско-Вятском междуречье сложились древнемарийские племена, от которых и произошел современный марийский народ. Следы жизни древнемарийских поселений на Ветлуге археологи обнаружили па поздних ветлужских городищах: Спасском, Осетровском и Шилихинском (Ветлужский район), Троицком и Шангском (Шарьинский район). По мнению археолога О.П.Бадера, «все они относятся к началу второго тысячелетия, а вернее ко всей 1-ой половине его».

О проживании в Поветлужье во втором тысячелетии до н.э. первобытных материнских общин балахнинской культуры с орудиями новокаменного века, а также отцовских первобытных общин скотоводов фатьяновской культуры подтверждают обнаруженные в ветлужских городищах их орудия труда и быта: каменные наконечники стрел, гарпуны и крючки из кости, остатки круглодонной посуды из глины с полушарными ямками и перевитым шнуром балахнинцев. Медных и бронзовых орудий здесь обнаружено очень немного. Зато шлифованных и сверлёных боевых каменных топоров фатьяновцев обнаружено много не только на городищах, но и в различных местах края.

Когда в первом тысячелетии до н.э. люди освоили производство орудий из железа и на юге нашей страны уже возникли рабовладельческие государства, население Среднего Поволжья продолжало жить ещё отцовскими родовыми общинами, хотя и пользовались железными орудиями. Однако характер хозяйственной и общественной жизни их изменился. Кроме скотоводства, осваивается подсечное и мотыженное земледелие, совершенствуются охота и рыболовство, обработка кож и ткачество. Скот и излишки зерна сохраняются на будущее время.

Защита скота от лесных хищников и охрана имущества от межплеменных войн требовали устройства укрепленных поселений. На труднодоступных и защищенных самой природой местах они строят свои поселения - обычно на высоких береговых выступах рек. Поселения представляли собой укрепленные городища, которые обносились валом и рвом. Появляются такие городища и по берегу Ветлуги. Археологи установили, что все ранние городища по Ветлуге (Русенихинское, Богородское, Чёртово и Одоевское) были основаны людьми одного этнического корня с населением городищ реки Камы, относящихся к Ананьинской и Пьяноборской культурам раннего железного века IV- III веков до н. э. По данным раскопок, большинство жилищ ананьинских общин представляло собой бревенчатый дом полуподземного типа длиной около 40 метров, шириной 4 метра, с открытыми очагами внутри (до 9 очагов). Подобные дома строились и на ветлужских городищах. Сами городища по Ветлуге возвышались над местностью от 20 до 35 метров. Например, площадка Богородского городища возвышалась над уровнем реки на 28 метров, а Русенихинского — на 34,5 метра. Площадь Богородского городища в 1492 квадратных метра была обнесена валом длиной в 6 метров, шириной в 2 метра, тогда как ров имел длину 18 метров, ширину 4,6 метра, а глубину 5 метров. На других городищах в зависимости от условий размеры вала и рва имели примерно такие же величины.

На всех древних городищах Поветлужья была организована плавка железа из местных бурых железняков, озёрных, болотных и луговых руд путем сыродутного процесса в земляных ямах. Это подтверждается наличием на городищах предметов для разлива металла (тигли с носиком) и большого количества железного шлака. Наличие здесь же большого количества костных остатков бобров, куниц, медведей, зайцев свидетельствовало о том, что охота тогда уже носила промысловый характер, а сбыт пушнины на юг в порядке обмена был хорошо налажен. Однако источником мясной пищи у жителей городищ была не охота, а скотоводство. В связи с этим археолог Бадер писал: «Такие домашние животные, как свиньи, коровы, лошади, загонялись на площадку городищ из-за их тесноты лишь в исключительных случаях. Остальное время животные содержались в специальных загонах». На городищах не обнаружено костей овец, которых ветлужские ананьинцы, видимо, не знали. О подсечном и мотыженном земледелии жителей городищ Бадер писал: «Очень правдоподобно, что уже тогда человек имел случай убедиться в выгоде удобрения земли золою и менял время от времени площади засева на новые площади выжженного леса... Несомненно, что немалая часть ближайших к городищу окрестностей уже в то время была свободна от леса, будучи занята частью полями, частью пастбищами для скота».

Здесь складывались и новая общественная организация, семейные отношения. Если у балахнинцев в материнской семье дети не знали своих отцов, то в парной семье фатьяновских скотоводов отец был с детьми. У жителей ветлужских городищ семья начала превращаться в большую патриархальную семью, которая состояла из 3-4 поколений ближайших родственников с женами и детьми. В духовной жизни семей сохранялось почитание своих предков и животных.

Дальнейшее совершенствование орудий труда, земледельческо - скотоводческого хозяйства в Поветлужье было связано с переселением сюда с правобережья Волги новых племён, относящихся к Городецкой культуре (стоянка у с.Городца на Оке в Рязанской обл.) Эти племена в своем хозяйстве пользовались железными мотыгами, ручными каменными жерновами, плоскодонной глиняной посудой. В животном стаде, кроме лошадей, коров и свиней, они имели и овец. Жилища строили они также в виде укрепленных городищ, предназначавшихся для больших патриархальных семей или нескольких родственных семей. В основе таких патриархальных общин лежала еще коллективная собственность на землю, скот и основные орудия труда. Здесь существовало и уравнительное потребление добываемых продуктов. Глава такой общины выбирался советом всех взрослых мужчин.

Учёные выяснили, что начало переселения городецких племён в Заволжье относится к началу первого тысячелетия нашей эры. В это время они постепенно проникали в среду ананьинцев и дьяковцев, а в III - IV веках проходило их массовое переселение. Возникают новые городища и в Поветлужье, получившие название поздних городищ (названы выше). В пределах Варнавинского, Краснобаковсного и Воскресенского районов таких городищ не выявлено. Возможно, здесь археологи и не работали.

К VI веку процесс полной ассимиляции местного ананьинского населения Городецкими племенами завершается. В результате на территории Унженско-Вятского Междуречья складываются древнемарийские, а в Окско-Сурском Междуречье - древнемордовские племена. Все они относились к угро-финской группе народов.

В материале под заголовком «Поветлужье в древности», публиковавшемся в сентябре, рассказывалось о том, что свыше двух тысячелетий в этом крае люди жили первобытнообщинным строем, и к VI веку на территории Ветлужско-Вятского междуречья сложились древнемарийские племена, относящиеся к угро-финской группе народов.

Дальнейшие археологические исследования в Поветлужье и обнаруженная здесь местная летопись «Ветлужский летописец» позволили учёным сказать о том, что в VIII - XIV веках у марийского населения шёл процесс распада родового строя, формирование феодальных отношений и первоначальное заселение их края русскими хлебопашцами.

Жители хутора Веселова (Шахунский район) в 20-е годы обнаружили около своего селения на дюнном всхолмлении левого берега реки Малой Какши марийский могильник. В 1929 году Ветлужский краеведческий музей без специалистов-археологов организует на этом могильнике раскопки. Учёные определили, что обнаруженные здесь предметы относятся к IX - XII векам (находки хранятся в Ветлужском музее). В 1957 году Горьковский краеведческий музей совместно с Казанским филиалом Академии Наук СССР и Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории организовали археологическое обследование северных районов Горьковской области. Экспедицией руководил научный сотрудник Казанского филиала АН СССР, кандидат исторических наук А.X.Халиков. Кроме разведочных работ, экспедиция провела раскопки на Чертовом городище и на Веселовском могильнике. По результатам раскопок, а также по материалам ранее обследованных Черемисского кладбища и Ефанихинского могильника, Халиков написал книгу «Материалы к древней истории Поветлужья» (Горький, 1960 г.)

Вещественные памятники марийских захоронений в Поветлужье, да и других могильников Ветлужско-Вятского междуречья подтверждают, что во второй половине первого тысячелетия (VI - X в.в.) у марийцев совершенствуются орудия труда, хозяйственная деятельность и общественные отношения. К X веку они осваивают пашенное земледелие с применением легкого плуга, пригодного для лесных почв. Кроме пашенного, имело место и подсечное - с выжиганием леса. Для рубки леса под выжиги применялся широколезвийного типа железный топор, а для пашни — соха с железным сошником. При размоле зерна они пользовались каменными жерновами.

Почти в каждом захоронении найдены остатки коровьих и телячьих шкур и кож, остатки ткани и ниток из овечьей шерсти. Обнаружены железные топоры, тесла, котлы, копья, наконечники стрел, ножи, ножницы и другие предметы кузнечного ремесла. Все это указывает на применение различных приемов ковки, сверления, клепки металла. Населению была известна техника литья металла с применением глиняных форм, чеканка, ювелирное дело. Хорошо было налажено изготовление льняных и шерстяных крашеных тканей, выделка кож и изготовление из нее обуви, меховой одежды, перчаток, различных сумок, кошельков. Обнаружены костяные гребенки, рукоятки ножей, шил, а также богатый материал для восстановления мужской и женской одежды марийцев того времени.

С развитием орудий труда и земледелия с X века здесь начался процесс распада родового строя. Имущество и другие ценности переходят в собственность отдельных семейных пар, которые стали уходить из больших патриархальных семей и поселяться в других удобных для жизни местах. К концу X века родовая община здесь сменяется территориальной (соседской, деревенской) общиной, которая уже не строит укрепленного городища. В таких общинах не стало равенства. Появляются богатые и бедные семьи, социальное неравенство. Это ярко отражается в захоронениях Веселовского могильника.

Как и у восточных славян, на основе пашенного земледелия у марийцев складываются не рабовладельческие, а феодально - крепостнические отношения. Вожди племен присваивали себе право сбора дани с населения для себя и дружинников. В своих хозяйствах вожди и знатные дружинники используют труд зависимых землепашцев и охотников, строят укрепленные усадьбы-городки.

Если у восточных славян и волжских болгар к X веку возникают единые государства, то у марийцев такого государства не сложилось. Они ещё в VIII веке попадают под государственное влияние Волжской Болгарии. Болгарские цари создавали в марийских зависимых землях свои колонии и стремились навязать им религию ислам. Но основная масса марийского населения не приняла этой религии, оставалась язычниками. Язычниками были и марийцы Поветлужья. Здесь не возникло и своей письменности. Однако болгары оказали положительное влияние на развитие хозяйства и культуры марийцев. Предметы болгарских ремесленников проникали и к поветлужским марийцам. На Веселовском могильнике, например, было обнаружено много серебряных украшений болгарского производства: серьги, витые браслеты с каменными вставками, монеты и другие вещи. В захоронениях встречались изделия славянских ремесленников, что подтверждает о наличии торговых и культурных связей марийцев с Русью.

Известно, что с развитием на Руси земледельческого хозяйства и феодальных отношений проходила славянская колонизация земель с угро-финским населением. Она началась еще при Киевской Руси. Славяне - кривичи, например, уже в X веке заняли земли племен меря по Волго-Окскому междуречью, где возник русский Суздальский край. В XI - XII веках суздальцы переходят в Заволжье и занимают земли мерянских племён между реками Шексной и Унжей, становятся соседями с Ветлужскими марийцами. Тогда же новгородские славяне занимают большое пространство земель, заселённых племенами чудь, коми, югра и пермь. Они проникают в верховья рек Ветлуги и Вятки, Ветлужские и другие Заволжские марийцы с запада и севера полукольцом были окружены русским населением.

Вслед за крестьянами сюда проникает и власть русских Владимиро-Cуздальских и Новгородских феодалов, по приказанию которых строились крепости-города. Так, в конце XII - начале XIII веков возникли Городец - Радилов, Унжа, Галич, Великий Устюг, Вятка.

Однако свободной торговле Руси хлебом и изделиями ремесла с соседними марийскими и мордовскими народами и восточными странами мешала Волжская Болгария, которой подчинялись народы Поволжья. Только успешный военный поход русских дружин в Волжскую Болгарию во главе с князем Юрием Всеволодовичам в 1219 -1220 годах и основание в 1221 году Нижнего Новгорода позволило русским закрепиться в устье Оки и улучшить связь с соседями. В ответ на это марийские князья выселяют из Заузолья подвластное им население в район Ветлуги. Здесь па правом берегу Ветлуги строятся укрепленные городки против вторжения русских дружин.

О проникновении русских в Поветлужье археолог О.Н.Бадер в своей работе «Городища Ветлуги и Унжи» сообщает, что «весь ранний период русской истории в Поветлужье в археологическом отношении нам неизвестен». Однако обнаруженная здесь в поздних городищах русская керамика дает основание утверждать, что в первой половине второго тысячелетия началось «продвижение в Поветлужье русских». И эти ранние русские поселения сосуществовали с марийскими городищами. Продолжая мысль о заселении русскими края, Бадер подчеркивает, что если Унженский край начал заселяться русскими уже в XIII веке, то их проникновение в Поветлужье проходило вряд ли раньше XIV века.

Если археология не даёт данных о русском заселении Поветлужья, то исторические письменные источники сообщают, что продвижение русских на Ветлугу началось после татарского нашествия из удельного Галичского княжества и Новгородской земли. Известно, что город Галич уже в XIII веке для Руси являлся центром торговли мехами и солью. Через Галич и Великий Устюг из Москвы и Костромы проходила дорога на Вятку, где существовала зависимая от Великого Новгорода Хлыновская область. «Во второй половине ХIII века в состав Галичского княжества вошли земли по среднему течению Унжи и Ветлуги, а во второй половине XIV века – земли, лежащие по рекам Унже и Ветлуге (исключая нижнее течение последней), были официально присоединены к Москве» - отмечал О.Н.Бадер.

Отметим, что «Ветлужский летописец» и другие местные летописи, кроме Дементьева, никто из историков-исследователей не использовал. Поскольку они не вошли в собрание русских летописей, то их содержание может показаться сомнительным. Но не верить их содержанию нет оснований.

Итак, согласно «Ветлужскому летописцу», некрещёный черемисский народ, живший по реке Энер (Ветлуге), был сильным и воинственным. Он имел своих кугузов-князей. Один из них находился в Шанге (Шангское городище). Под водительством шангского князя черемисы осмеливались ходить войной в пределы г. Галича еще в конце XII века. В начале XII века шангский князь по имени Кай, опасаясь русских дружин, превращает Шангу в укрепленный город, строит для себя еще новый город Хлынов ветлужский. В это время галицкий князь Константин Ярославич силой оружия пытался заставить ветлужских черемис подчиниться Галичу и платить дань «закамским серебром». Но черемисы отстояли свою независимость.

Под 1240 годом летописец отметил прибытие на Ветлугу с речки Юмы (приток Пижмы) второго марийского князя по имени Коджа Ералтем. Он вынужден был уйти с Юмы под давлением русских поселенцев, прибывших сюда с Вятской стороны.

В верховьях Ветлуги Коджа строит город Якшан (позднее назывался Кажирово). Но Шангский князь Кай стал враждовать с Коджей. Захваченная Каем в плен жена Коджи утопилась в реке. По преданию с этого времени реку Энер стали называть Ветлугой (по-марийски «вет» - женщина и Луга — имя утопшей). Вражда двух князей привела Коджу к сближению с новгородцами. Из Новгородской земли к Кодже стали приходить христианские проповедники. Они склоняют его к принятию христианства. В Якшане строится первая на Ветлуге церковь в честь Николая чудотворца.

Если в верховьях Ветлуги утверждается новгородское влияние, то за среднее Поветлужье продолжал борьбу галицкий князь Константин Ярославович (брат Александра Невского). Он ищет поддержку у татарского хана. В 1245 году от хана получено разрешение «занимать русским правый берег Ветлуги, а левый - черемисам». Однако сыну Константина Ярославича, Василию, пришлось воевать с марийцами за Ветлугу. В результате в одной из битв в 1280 году погиб черемисский князь Кай, а Коджа Ералтем вскоре «мирно скончался». Так, на территории правобережья верхнего и среднего Поветлужья (включая современный Ветлужский район) к началу XIV века стали, видимо, появляться отдельные русские починки. Они располагались по соседству с марийскими становищами. Русские поселенцы были данниками галицких князей, а марийцы - своих и татарских князей. Эта ветлужская территория получила название Ветлужской волости, подчиненной Галицкому княжеству.

В XIV веке русские хлебопашцы Заволжья проникают и в Заузольские земли. Восстановленный от разгрома татар город Городец стал играть в заселении русскими Заузолья такую же роль, как Н.Новгород в заселении русскими правобережья Волги, мордовских земель, а город Галич - Поветлужья. Городец какое-то время был столицей Суздальско-Нижегородского удела, и его князь, Борис Константинович, проводил колонизаторскую деятельность в Заузолье. Видимо, при его княжении была основана крепость Городищи на речке Везломе. В 70-е годы XIV века по Заузолью из Городца через Керженец и Ветлугу была проложена дорога к русским поселениям на Вятке, вятской земле, где стали править нижегородские князья.

В заключение следует под­черкнуть, что у ветлужских и других луговых марийцев в VIII - XIII веках, как и у восточных славян, развивались феодальные отношения. Но единого феодального государ­ства здесь не сложилось. По­пав в VIII веке под власть Волжской Болгарии, а в XIII веке - Золотой Орды, марийцы управлялись свои­ми племенными вождями - феодалами под надзором болгарских и татарских наместников.

Возникнув на западе и северо-востоке марийских земель, русские удельные княжества с городами Н.Новгород, Городец, В.Устюг и Вятка способствовали продвижению русских поселенцев на земли марийцев. В первой половине XIV века в Верховьях Ветлуги появляется Ветлужская волость, подчиненная галичским и новгородским феодалам. В это же время русские проникают в Заузолье, на линдовские, а возможно, и керженские земли. На речке Везломе строится укрепленное поселение. Из Городца на Вятку прокладывается дорога.

М.Балдин. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII-XIV веках.
Краснобаковская районная газета "Вперёд", 1990 г.
 (голосов: 4)
Автор: admin | Дата: 31 августа 2008 | Просмотров: 1606 Коментарии: 7
#1 написал: Московский корреспондент (1 сентября 2008 06:15)
Надо организовать экспедицию мари в Якшан-Кажирово. Ныне Кажирово - совсем небольшое село, но дорога туда есть проезжая почти весь год. Был в тех местах два года назад.

Это же первое княжество марийцев. Это надо сделать
    #2 написал: Алексей (2 февраля 2009 13:54)
    Приезжайте в древнее село Кажирово . В селе живет замечательный человек Киприянов Владимир Михайлович, который занимается историей села и является старостой церкви,организатором крещения в реке Ветлуге.
      #3 написал: admin (2 февраля 2009 14:29)
      Владимиру Михайловичу привет.
      Были мы у него в гостях. winked
        #4 написал: keche (3 февраля 2009 05:43)
        с чего бы это русские бедуины на нашей Mарийской земле в 1 веке до н.э. появились? Что за бред? русские кочевники-голодранцы к нам понаехали только в 8 веке!!!
        Мы - Финно-Угры - есть истинные основатели Российского государства! Россия - Финно-Угроская страна!
          #5 написал: Иван Фатьянов (20 марта 2009 13:06)
          Киприянов раскольник, создавший в Кажирово секту, под прикрытием православия. Будьте осторожны, не попадайтесь в эти сети.
            #6 написал: Алексей (31 марта 2009 12:31)
            Иван Фатьянов ! Кто скрывается под этим псевдонимом ?
            Неужели слабо подписаться своей фамилией !
            Киприянов В.М.
              #7 написал: Алексей Борисович (5 ноября 2009 16:50)
              Алексей Малышев. Хочу хоть что-то узнать о деревне Яковищево села Оодоевское Ветлужского уезда, где жили мои прадед и дед. Может кто-то что-то знает?
                  • Для того чтобы написать комментарий к этой новости, пожалуйста, нажмите сюда.
                  Новые комментарии
                  » От admin в новости:
                  Марий Эл Радио онлайн!!!
                  » От Евгений в новости:
                  Марий Эл Радио онлайн!!!
                  » От Капитан в новости:
                  Зачем нужна марийская википедия
                  » От Марина Олеговна в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От estama в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От admin в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От Serg в новости:
                  Как марийцы \"добровольно входили\" в состав России
                  » От Андрей в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От Юрий в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От admin в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  Наши друзья


                  Яндекс.Погода
                  Марий Эл Радиошто идалыкысе мурым ойыро:
                  1. Саша Иванов, Рауль Гарифулин - Весела муро
                  2. Кугезе кумыл & Dj Avalone "Советский вел такмак-влак"
                  3. Катрин "Рвезе пагыт"
                  4. Эльвира Трифонова "Алян мурыжо"
                  5. Станислав Шакиров "Тый дечет посна"
                  6. Роман Назыров "Такмак-влак"
                  7. Анатолий Зарецких "Олма кеш курыкеш"
                  8. Вильсур Хамеев "Кунам лиеш шметлан неле"
                  9. Наташа Пушкина, Володя Матвеев "Икымше йратымаш"
                  10. Леха Ленин "Оньава"
                  11. ВИС-ВИС "Сылне пагыт эртыш"
                  12. Саша Веткин, ВЕНАТА "Вычал яратымаш"
                  13. Шдыр-влак "Тып-топ кайышна"
                  14. Вадим ден Эльвира Красновмыт "Ала тиде юмо, ала тиде суксо"
                  15. Любовь Купсольцева "Памаш дене"
                  16. Сергеева Вероника "Тылат дырем"
                  17. Эльвира Попова "Палем пртылат"
                  18. Лариса ден Геннадий Сидоркинмыт "Авамланде"
                  19. Слава Сладков "Сонет"
                  20. Эльвира Токташева "Поро кас"
                  Архив новостей
                  Популярные новости