Марийский народ, как и многие другие народы России, ищет свое место в потоке современных исторических событий, стремится развивать свое национальное самосознание, свой менталитет, свою богатую и древнюю культуру. И это стремление не следует оценивать как нацизм, шовинизм, расизм и т.п. Осмысление собственной духовной истории, осознанное отношение к событиям и ценностям далекого прошлого, желание понять переживания, чувства, идеалы народа - все это проявление национального самосознания и менталитета этноса.
Марийский этнос имеет богатые традиции, интересные обычаи, в которых сохраняются знания поколений о мире, о повседневной жизни людей, об их хозяйственной деятельности.
Составной частью миропонимания марийского народа, его духовной основой выступало языческое мировоззрение.
Следует отметить, что в христианских богословских трудах содержится утверждение об отсутствии духовности у народов, населявших российские территории до введения христианства. Эти времена называют «темными», «языческими», а начало подлинной духовной жизни народов связывают с религиозными ценностями христианской веры. Так ли это на самом деле? Время покажет.
Марийское языческое мировоззрение - интересный духовный феномен, который надо изучать, чтобы понять истоки бытия марийского этноса. В условиях многонациональной и многоконфессиональной страны эта духовная культура ассимилировалась с другими языческими верованиями и культами соседних народов, приспосабливая их к собственному мироощущению и повседневному быту.
Языческое мировоззрение на данном этапе должно использоваться в качестве объединяющей духовной силы для сохранения целостности и уникальности культуры марийского этноса. Составить общее представление о духовном опыте марийского народа, о его потенциале для возрождения традиционных систем ценностей поможет возрождение миропонимания предков.
Согласно языческому пониманию мира, структура Вселенной состоит из трех миров: верхнего, светлого (Юмо), земного, человеческого и нижнего, темного (Ю). В земном бытии человека отражается борьба светлого и темного миров. Человек стремится восстановить целостность мира, магически слиться с природой. Для этого отчасти и происходят моленья в священных рощах. Там возможна связь миров, общение с Богами и предками, темные силы отступают, теряется их негативная энергия. Жертвенный огонь символически связывает человека с высшими силами.
Важно, что марийское языческое мировоззрение содержит сильное нравственное начало: понятия «Добро и Зло», «Счастье и Несчастье», система идеалов и ценностей, оценка характера и поступков человека через два противоположных начала. В этом можно видеть определенные установки не столько на объяснение мира, сколько на определенный тип поведения человека в обществе.
Марийское языческое мировоззрение миролюбиво и призывает жить в мире с природой, другими людьми и народами.
Автор: Poro
Марийское языческое мировоззрение
Автор: poro | Дата: 28 марта 2008 | Просмотров: 6609 Коментарии: 18