Марийское этническое сознание выделяет, что души умерших, которые при жизни пожертвовали собою и показали храбрость в борьбе за свободу своего народа, должны быть увековечены в сознании людей и в истории народа. На основе этого возникла народная вера в «земных божеств» и общенародный культ жертвоприношения в их честь.
В мировых религиях в основе такого почитания великих учителей, военачальников, князей появились «пророки», «святые». По такому подобию в марийской религии такие особенные люди, получившие всеобщее уважение, становились общенациональными или локальными божествами. Так
Чумбылат стал общемарийским божеством –
Немда Курык Кугыза (
Полемдрук).
В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племён и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
...
Автор:
user | Дата: 20 июня 2008 | Просмотров: 8502 Коментарии: 4 |
Подробнее
Поро кумылан, марий калыкем! Таче тендан деке мелын савырнен, ойпидышым шарем. Акрет годымак шаланен пытыше марий-влакым иктеш чумырышо да пыдалын-арален налше Чумбылат-патыр марий коклаште кугу пагалымашым айлен. Кугу коча-кована-влак шке чоныштым почаш, вий-куатым йодаш, таумутым ойлаш Немда вяд воктенысе кя курык деке вуйым саваш коштыныт. Тиде йяла тачысе илышыштат шке вержым йомдарен огыл. Кажне ийын утыр да утыр вияҥеш, Чумбылат кумалтышыш шукырак да шукырак марий-влак тарванен толыт.
Тений, 2008 ийын июль тылзын 4 кечынже (4 июль) уло Мервалне илыше марий-влакым тиде кумалтышыш толаш яжына. Марий йяланам, тукым вожнам, кугезе мландынам мондыман огыл. Марий-влак тярлц кундемыште илат: Россий мучкат, вес эллаштат. А Поро Немда Курык Кугызана мемнам иктеш ушен да ончыкыжат ушен шогаш тяҥалеш. Чон яжмашдам колыштын, тиде курыкыш толаш тарваныза. Корныдам Поро Ош Кугу Юмо волгалтарен шогыжо!
Шернур кундемысе тяҥ онаеҥже, «Марий кумалтыш» погынын вуйлатышыже
МАМАЕВ Микал СлавикE-mail:
[email protected]Чумбылат-2008
Автор:
user | Дата: 20 июня 2008 | Просмотров: 3520 Коментарии: 0 |
Подробнее
«Шинчымаш кугорным чын ойырыман». 20 июнь гыч ВУЗ-лаште приемный комиссий пашам ышташ тӱҥалеш. Кундемыштына эн кугу кӱшыл шинчымашым пуышо тунемме тӧнежлан Марий кугыжаныш политехник университет шотлалтеш. Тений тушто 1604 студентым бюджет верышке налаш ямде улыт. Тышечын 1284-лан яра тунемаш йӧн лиеш. А теве Марий кугыжаныш университетлан туныктыш федерал агенство 1500 тунемме верым ойырен. Тунемаш пураш шонышо-влаклан ушештарена, йодмашым возымо годым тунем пытарыме нерген тӱҥ документым (аттестатым але дипломым), тыгак кугыжаныш экзаменым кучымо нерген сертификатым, паспортым да льгот дене пайдаланыше-влаклан льгот улмо нерген пеҥгыдемдыме документым 15 июль марте приемный комиссийыш намийыман. А 16 гыч 31 июль марте «ВУЗ толкын» эрташ тӱҥалеш. Тиде школым тунем лекше ӱдыр-рвезе-влак иктаж амал дене экзаменым кучен кертын огытыл гын, нунылан экзамен сдатлыме жап лиеш.
«Студент-влак пашазе-влак радамыште улыт». Кеҥеж пагытыште тунемме тӧнежлаште шинчымашым погышо ӱдыр-рвезе-влак пашам ыштат. Теве йӱдвел велыш мийыше строительный колледжын тунемшыже-влакын икымше стройотрядше Марий Элыш пӧртылын. Нуно шке шинчымашыштым пашаште кучылт моштымым ончыктеныт, тергеныт. Да стройотряд штаб вуйлатышын, Аркадий Кожевниковын мутшо почеш, икымше пашадарыштым налыныт. А теве тиде каныш кечылаште Моско ола гыч комиссий толеш. Нуныжо ямдылыме вагоновожатый-влакын шинчымашыгштым тергаш тӱҥалыт. Тылеч вара, тора корныш кайыше поездышке 130 у пашаеҥ-влак ушнат. 22 июньышто «Орлёнок» лагерьыш кочкаш шолтышо-влак каят. Тыгак ола мучко чоҥымо пашам шукташлан ӱдыр-рвезе-влакым стройотрядышке чумыреныт.
...
Автор:
user | Дата: 20 июня 2008 | Просмотров: 3248 Коментарии: 0 |
Подробнее
Прошло 4 года с момента принятия
Резолюции IV Всемирного конгресса финно-угорских народов, принятого в Таллинне 19 августа 2004 года. Возникает закономерный вопрос, выполнены ли решения IV Всемирного конгресса финно-угорских народов? Кто должен дать ответ на этот вопрос? К сожалению, в СМИ очень мало информации по этому поводу.
Из Резолюции IV конгресса:
«Конгресс рекомендует Консультативному комитету организовать в 2006 г. международную конференцию финно-угорских и самодийских народов для анализа промежуточных результатов выполнения рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.»
...
Автор:
user | Дата: 20 июня 2008 | Просмотров: 2394 Коментарии: 1 |
Подробнее
IV Всемирный конгресс финно-угорских народов заявляет, что его главной задачей является сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. Всемирный конгресс сознаёт, что решение проблем ассимиляции и утраты национальной самобытности в основном зависит от политики государств и от отношения молодёжи к своей культуре, языку и истории.
Конгресс констатирует, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики страны, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.
Перспективным в этом отношении представляется сотрудничество всех стран через различные международные организации, прежде всего Совет Европы и ОБСЕ, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.
В последнее время наблюдается сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах.
Исходя из сложившейся ситуации, Конгресс считает необходимым принятие следующих мер:
...
Автор:
user | Дата: 20 июня 2008 | Просмотров: 2129 Коментарии: 0 |
Подробнее