Марийское этническое сознание выделяет, что души умерших, которые при жизни пожертвовали собою и показали храбрость в борьбе за свободу своего народа, должны быть увековечены в сознании людей и в истории народа. На основе этого возникла народная вера в «земных божеств» и общенародный культ жертвоприношения в их честь.
В мировых религиях в основе такого почитания великих учителей, военачальников, князей появились «пророки», «святые». По такому подобию в марийской религии такие особенные люди, получившие всеобщее уважение, становились общенациональными или локальными божествами. Так Чумбылат стал общемарийским божеством – Немда Курык Кугыза (Полемдрук).
В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племён и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратил своей актуальности и в наши дни. Чумбылат продолжает оставаться общенародным символом, объединяющим людей в трудное время и поддерживает их морально.
Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кя – Чумбылатов камень, Чумбылат курык – Чумбылатова гора.
Чубылат-2008
Обращение Главы марийской общины
В мировых религиях в основе такого почитания великих учителей, военачальников, князей появились «пророки», «святые». По такому подобию в марийской религии такие особенные люди, получившие всеобщее уважение, становились общенациональными или локальными божествами. Так Чумбылат стал общемарийским божеством – Немда Курык Кугыза (Полемдрук).
В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племён и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратил своей актуальности и в наши дни. Чумбылат продолжает оставаться общенародным символом, объединяющим людей в трудное время и поддерживает их морально.
Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кя – Чумбылатов камень, Чумбылат курык – Чумбылатова гора.
Чубылат-2008
Обращение Главы марийской общины