Рассказ очевидца
Побывав 4 июля на Кумалтыше, я в очередной раз убедилась в том, что мир полон парадоксов и неожиданностей. Удивительно то, что в XXI веке марийцы не только не забыли и сохранили свою Традиционную Религию, а стали активно её «популяризировать», пытаясь заново осмыслить ее философию, её духовную ценность для народа.
Те, кому посчастливилось присутствовать на Кумалтыше в этот раз, наверняка согласятся со мной, что данное событие привлекает к себе всё большее количество людей. Причём чаще всего привлекает людей не просто любопытствующих и ищущих экзотики, как это было еще пару лет назад, а настоящих последователей Марийской Традиционной Религии. Они регулярно приходят на Моления, в том числе и на горе Чумылат. Данное Моление проводится ежегодно, но раз в три года оно проходит как Тӱня Кумалтыш (Мировое Моление), на котором марийцы не просто молятся, а собирают Совет и обсуждают свои проблемы, дальнейшие планы и т.п. Обычно на Тӱня Кумалтыш собирается намного больше людей, чем на простой ежегодный Кумалтыш. Нынешнее Моление не было «Мировым», но, тем не менее, народу было много. Более 300 человек приехали поклониться Чумбылату, которого марийцы уважительно именуют Курык Кугыза (Хозяин Горы). Приехали из множества районов Марий Эл: Сернурский, Куженерский, Советский, Медведевский, Параньгинский, Новоторъяльский. Из других республик: Набережные Челны, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ. И, конечно же, на Кумалтыше были марийцы из Йошкар-Олы. Приятно удивил тот факт, что немало людей приехало на собственных машинах, а также то, что численность приехавших на Кумалтыш городских марийцев возросла.
Особенно радовало то, что многие марийцы были одеты в национальные костюмы, в самых разные по своему крою и вышивкам. Встречалась также одежда, стилизованная под марийскую, т.е. это мог быть современный женский костюм с марийским орнаментом. Безусловно, такое обилие национальной одежды радовало глаз и способствовало созданию определённой атмосферы.
Что касается атмосферы, моему восхищению не было предела! Доброжелательность людей, их открытость вызывали во мне восторг. Люди вокруг говорили друг другу: «Пайрем дене! («С праздником!»), т.к. Кумалтыш воспринимается марийцами, как праздник. Действительно, ощущение праздника ни разу меня не покинуло. Даже то, что Кумалтыш изрядно задержался и начался около 16 часов, не испортило настроения. Погода была замечательная, вокруг лес, тишина и умиротворение. Душа и тело слились в гармонии с природой... Такие моменты невозможно описывать, их нужно прожить самому. Как мне повезло, что я смогла это прочувствовать и оценить! Было что-то явно сакральное, мистическое и сказочное в атмосфере. Состояние моё иногда приближалось к медитативному. Но максимально впадаешь в подобное состояние непосредственно во время молитвенной речи Карта (в некоторых районах его называют Онаеҥ) - Жреца, благодарившего марийских Богов и просивший у них счастья и благополучия для людей. Эта честь выпала потомственному Карту Вячеславу Михайловичу Мамаеву, помощнику Верховного Карта - Александра Ивановича Таныгина.
Во время молитвенной речи люди собрались вокруг расположенного в Кӱсото (Мольбище) длинного стола, на котором были выставлены блины, хлеб, со вставленными в них свечками, и всяческие дары Богам. По-марийски это звучит, как «надыр». Карт, совершая ритуал, как бы освящает эту еду. Рядом с Вячеславом Михайловичем стояли другие Карты (среди них был и Таныгин). Их головы были украшены специальные головные уборы – «теркупш», которые имеют право носить только они. После Мамаева по очереди произносили молитву остальные Онаеҥы. Т.к. это Моление посвящалось подрастающему поколению, от лица молодёжи к Карту вышел один из молодых людей, Владимир Токпулатов. Каждый из круга Онаеҥов произнёс ему свои пожелания. После совершения молитвы – главной части всего Кумалтыша – люди должны вкусить еду, которую начинают готовить с утра в больших котлах, на костре. Это и есть жертвы Богам: варится бульон из мяса гуся, свинины, готовится каша. Люди рассаживаются на поляне, и внешне этот процесс похож на пикник. Но смысл такого «пикника» в том, чтобы люди, съев приготовленную и освященную еду, донесли свои жертвы до Богов. После трапезы все снова подошли к Карту, чтобы поблагодарить. Детям и молодым людям Карт раздавал платки, которые были заранее вывешены над столом. Также стоит упомянуть о том, что перед Молением марийцы приходят к источнику, который течёт с горы и впадает в реку Немду. Там они совершают нечто вроде омовения, обряда очищения водой: умывают лица и пью воду из источника.
Наблюдая за людьми весь это день, глядя на их одухотворенные лица, я поняла, в чём, возможно, заключается смысл Кумалтыша. Возвратившись в лоно природы, воссоединившись с ней и поклонившись ей, человек духовно очищается и обогащается. Мне, как человеку городскому, очень важно не потерять связь с природой. Я думаю, таких как я немало. Наверно, этим и объясняется наблюдаемая в последнее время тяга к Марийской Традиционной Религии. Сегодня можно всерьез говорить об «эпохе Возрождения» исконной религии марийского народа.
P.S.
Ровно 16 лет назад был учрежден Марийский Религиозный Центр. Это стало началом «эпохи Возрождения» Марийской Традиционной Религии. Существуют некоторые сложности с названием религии марийцев. Многие называют её языческой, но эта формулировка неточная и, по-моему, некорректная. «Язычеством» марийскую религию можно называть только в кавычках. Наряду с названием «Марийская Традиционная Религия» существуют варианты: «Народная Религия», «Религия Предков» и «Природная Религия». Но это все тонкости, которые не меняют сути...
Эвика Химка
Побывав 4 июля на Кумалтыше, я в очередной раз убедилась в том, что мир полон парадоксов и неожиданностей. Удивительно то, что в XXI веке марийцы не только не забыли и сохранили свою Традиционную Религию, а стали активно её «популяризировать», пытаясь заново осмыслить ее философию, её духовную ценность для народа.
Те, кому посчастливилось присутствовать на Кумалтыше в этот раз, наверняка согласятся со мной, что данное событие привлекает к себе всё большее количество людей. Причём чаще всего привлекает людей не просто любопытствующих и ищущих экзотики, как это было еще пару лет назад, а настоящих последователей Марийской Традиционной Религии. Они регулярно приходят на Моления, в том числе и на горе Чумылат. Данное Моление проводится ежегодно, но раз в три года оно проходит как Тӱня Кумалтыш (Мировое Моление), на котором марийцы не просто молятся, а собирают Совет и обсуждают свои проблемы, дальнейшие планы и т.п. Обычно на Тӱня Кумалтыш собирается намного больше людей, чем на простой ежегодный Кумалтыш. Нынешнее Моление не было «Мировым», но, тем не менее, народу было много. Более 300 человек приехали поклониться Чумбылату, которого марийцы уважительно именуют Курык Кугыза (Хозяин Горы). Приехали из множества районов Марий Эл: Сернурский, Куженерский, Советский, Медведевский, Параньгинский, Новоторъяльский. Из других республик: Набережные Челны, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ. И, конечно же, на Кумалтыше были марийцы из Йошкар-Олы. Приятно удивил тот факт, что немало людей приехало на собственных машинах, а также то, что численность приехавших на Кумалтыш городских марийцев возросла.
Особенно радовало то, что многие марийцы были одеты в национальные костюмы, в самых разные по своему крою и вышивкам. Встречалась также одежда, стилизованная под марийскую, т.е. это мог быть современный женский костюм с марийским орнаментом. Безусловно, такое обилие национальной одежды радовало глаз и способствовало созданию определённой атмосферы.
Что касается атмосферы, моему восхищению не было предела! Доброжелательность людей, их открытость вызывали во мне восторг. Люди вокруг говорили друг другу: «Пайрем дене! («С праздником!»), т.к. Кумалтыш воспринимается марийцами, как праздник. Действительно, ощущение праздника ни разу меня не покинуло. Даже то, что Кумалтыш изрядно задержался и начался около 16 часов, не испортило настроения. Погода была замечательная, вокруг лес, тишина и умиротворение. Душа и тело слились в гармонии с природой... Такие моменты невозможно описывать, их нужно прожить самому. Как мне повезло, что я смогла это прочувствовать и оценить! Было что-то явно сакральное, мистическое и сказочное в атмосфере. Состояние моё иногда приближалось к медитативному. Но максимально впадаешь в подобное состояние непосредственно во время молитвенной речи Карта (в некоторых районах его называют Онаеҥ) - Жреца, благодарившего марийских Богов и просивший у них счастья и благополучия для людей. Эта честь выпала потомственному Карту Вячеславу Михайловичу Мамаеву, помощнику Верховного Карта - Александра Ивановича Таныгина.
Во время молитвенной речи люди собрались вокруг расположенного в Кӱсото (Мольбище) длинного стола, на котором были выставлены блины, хлеб, со вставленными в них свечками, и всяческие дары Богам. По-марийски это звучит, как «надыр». Карт, совершая ритуал, как бы освящает эту еду. Рядом с Вячеславом Михайловичем стояли другие Карты (среди них был и Таныгин). Их головы были украшены специальные головные уборы – «теркупш», которые имеют право носить только они. После Мамаева по очереди произносили молитву остальные Онаеҥы. Т.к. это Моление посвящалось подрастающему поколению, от лица молодёжи к Карту вышел один из молодых людей, Владимир Токпулатов. Каждый из круга Онаеҥов произнёс ему свои пожелания. После совершения молитвы – главной части всего Кумалтыша – люди должны вкусить еду, которую начинают готовить с утра в больших котлах, на костре. Это и есть жертвы Богам: варится бульон из мяса гуся, свинины, готовится каша. Люди рассаживаются на поляне, и внешне этот процесс похож на пикник. Но смысл такого «пикника» в том, чтобы люди, съев приготовленную и освященную еду, донесли свои жертвы до Богов. После трапезы все снова подошли к Карту, чтобы поблагодарить. Детям и молодым людям Карт раздавал платки, которые были заранее вывешены над столом. Также стоит упомянуть о том, что перед Молением марийцы приходят к источнику, который течёт с горы и впадает в реку Немду. Там они совершают нечто вроде омовения, обряда очищения водой: умывают лица и пью воду из источника.
Наблюдая за людьми весь это день, глядя на их одухотворенные лица, я поняла, в чём, возможно, заключается смысл Кумалтыша. Возвратившись в лоно природы, воссоединившись с ней и поклонившись ей, человек духовно очищается и обогащается. Мне, как человеку городскому, очень важно не потерять связь с природой. Я думаю, таких как я немало. Наверно, этим и объясняется наблюдаемая в последнее время тяга к Марийской Традиционной Религии. Сегодня можно всерьез говорить об «эпохе Возрождения» исконной религии марийского народа.
P.S.
Ровно 16 лет назад был учрежден Марийский Религиозный Центр. Это стало началом «эпохи Возрождения» Марийской Традиционной Религии. Существуют некоторые сложности с названием религии марийцев. Многие называют её языческой, но эта формулировка неточная и, по-моему, некорректная. «Язычеством» марийскую религию можно называть только в кавычках. Наряду с названием «Марийская Традиционная Религия» существуют варианты: «Народная Религия», «Религия Предков» и «Природная Религия». Но это все тонкости, которые не меняют сути...
Эвика Химка