Народный костюм — одно из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий.
Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обуви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду. Однако в костюме марийцев-мужчин сохранились специфические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов костюма вплоть до 20—30 годов XX века.
Традиционная нательная рубаха (тувыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему пришивали рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной нитке. У различных локальных групп марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез был на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок. Рубахи шили с подоплекой (туп) из грубого посконного холста, с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были длинными — ниже колен. Однако к началу XX века они становятся значительно короче — не достигают и середины бедра.
Вышивка (тяр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев — все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки — более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от тёмно-красного до коричневого. Праздничные рубахи дополнительно украшались позументом, монетами и тесьмой. У восточных мари наряду с холстом рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает распространяться русская косоворотка из фабричных тканей. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одежды среди горных марийцев.
Штаны (йолаш) луговых и горных марийцев были с узким шагом, у восточных — с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели начали употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные (сулма) шили из фабричных тканей темной расцветки. У группы горных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).
Пояс (яштц) был незаменимой деталью мужской одежды и выполнял не только утилитарную функцию — к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д., но он также был снабжен и различными привесками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными были кожаные ремни. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.
Кафтан — важная часть традиционного мужского костюма. Летом носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства луговых и восточных мари. Второй был распространен среди горных и части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев — вышивкой.
Демисезонные кафтаны (мыжер) шили двух типов: прямоспинный туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный прямоспинный с клиньями в боках и запахом на левую сторону. Будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные — из белого. Белые кафтаны обшивались черной домотканой тесьмой. Состоятельные семьи употребляли на праздничные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев, наряду с вышеописанными кафтанами, бытовала верхняя одежда, характерная для тюркского населения (камзол, легкий бешмет).
Зимней мужской верхней одеждой была шуба (ужга, кярык) прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути пользовались тулупом и азямом. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Он применялся теми, кто занимался извозом.
Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные — из черной. С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который вначале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки (упш) с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.
Основной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетенные из семи лык с оборами из этого же материала. Марийские лапти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми, а зимой — суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги-бахилы.
Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем). Восточные марийцы использовали сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Кожаная обувь ценилась. Наиболее модными считались сапоги со сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Служащие носили городской костюм.
Женский народный костюм марийцев отличался большим разнообразием. Основу женской одежды составляла рубаха (тувыр) туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной — туникообразной, но существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации.
Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта. У горных — преобладал центральный разрез. Вероятно, размещение грудного разреза в центре основной точи холста возникло позднее — ко второй половине XIX века.
Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. В древности вышивка выполняла защитную и продуцирующую функцию, указывала на социальное положение и принадлежность к той или иной этнической группе.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха мариек Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась не только на груди, концах рукавов, подоле, как на рубахах большинства луговых мариек, но и вдоль всего рукава, вдоль швов, на спине. Для орнаментации такой рубахи марийки этого уезда применяли крашеную шерстяную пряжу, в отличие от мариек Уржумского уезда, где с первой четверти XIX века вместо шерсти использовали шелк-сырец, окрашенный в домашних условиях. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями.
В конце XIX века у горных мариек рубаха имела скудную орнаментацию, хотя до середины этого столетия она отличалась богатой вышивкой. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, вышивка соответственно стала мелкой.
Женская рубаха восточных мари имела свою особенную эволюцию: из белой холщевой стала пестрядинной. Рубаха туникообразного покроя приобрела широкий подол, вышивка заменилась тканым узором, оборками, лентами. Рубаха данной группы приобрела вид башкирской и татарской рубахи.
Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари — поддерживалась высоким напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые были тесно взаимосвязаны с тюркским населением. Среди луговых и горных мариек бытовали штаны с узким шагом, у восточных — с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме представлена кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сукна, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии), но отличались локально. Верхняя легкая одежда из ткани была трех типов: туникообразная (Царевококшайский, Яранский уезды Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной талией (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходного типа (Уржумский уезд). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды луговых. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтаны тюркского покроя (камчол, пешмет).
В холодный период осени и весны марийцы носили теплую верхнюю одежду из домашнего сукна (мыжер) с суженными к кисти рукавами, по покрою аналогичную летней. Характер ворота зависел от назначения этой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных — закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна и украшали по краям фабричной тесьмой. На будничные кафтаны употреблялось сукно коричневого или черного цвета.
По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Они лишь утеплялись в верхней части. Зимой женщины надевали шубы из овчин черного или коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии сборчатыми, а у горных мариек украшали желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10—12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.
Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — повседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 2 — 2,5 м и шириной 2—4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались кошельки для хранения денег, ниток, иголок и т.п. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами. Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота яштц). С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.
На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У луговых мариек поясные подвески сохранялись в свадебно-ритуальном костюме до 40-х годов XX столетия.
Передник (ончылшовыч, ончылсакыш, анзылвач) был важной частью костюма. Бытовало два подтипа передников: ранний (традиционный) — без грудки, поздний — с грудкой. Передник без грудки подразделялся на два варианта: первый состоял из одной точи холста и украшался вышивкой, тесьмой, кружевом; второй — из одной точи холста с двумя боковыми половинками, украшался вышивкой из шелковых ниток. Первый бытовал у луговых мариек Царевококшайского уезда, второй — в Уржумском уезде. Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса мариек с конца XIX века. У восточных мариек передник украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.
Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на девичьи и женские.
Сложные головные уборы типа повязок в прошлом широко бытовали среди марийцев, об этом свидетельствуют археологические материалы. Было два варианта девичьего головного убора: повязка-венец, сплетенная из шерстяных ниток и украшенная бисером и монетами, и повязка-венец на кожаной основе с монетами. Бытовавшая прежде повсеместно полусферическая шапочка (такия) сохранилась у восточно-марийских девушек в качестве свадебного наряда. Подобный головной убор широко был распространен у тюркоязычных соседей. Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники — покупной, фабричный. Платок складывался по диагонали, а концы завязывались на подбородке.
Замужние женщины носили головные уборы различных типов: 1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш); 2) лопатообразные (сорока); 3) мягкие полотенчатые (шарпан); 4) платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А. Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе (шурка). Он представлял собой берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Этот богато украшенный монетами головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев.
Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Вероятным источником его считается скифский.
Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55x20 см), верхний конец которого сшивался остроконечно. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш — также один из древних головных уборов марийцев, который бытовал не только среди женщин, но и мужчин. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел твердого остова, состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный башлык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек. Манера ношения шымакша была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове.
Сорока — второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твердой основе из бересты или кожи. С боков к очелью пришивались завязки или крылья. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку — волосник. С начала XX века начинается постепенное уменьшение очелья сороки.
Сорока не является архаичным женским головным убором марийцев. Она была воспринята от русского населения в период христианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы.
Третий головной убор, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда в комбинации с нашмаком. Шарпан представлял собой полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак — узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. У луговых мариек нашмак был длинной около 20—25 см, шириной 5 см, у горных — соответственно — 45—50 см и 4 см. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах нашмака, орнаментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В теплое время года они полотенцем обертывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали еще и шею.
В начале XX века шарпан луговых мариек видоизменился, разделившись на две части: кумлукан шарпан — верхнюю, короткую часть, закрывающую голову, и шарпан поч — "хвост" головного убора, прикреплявшийся к первой.
Полотенчатый головной убор (шарпан) имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, с которыми марийцы жили в близком соседстве.
Четвертый тип — платок из холста с вышивкой. Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй — четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.
Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало (вяргенчык), которое сшивалось из трех полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, заменившись фабричными шелковыми платками.
Шапки (упш) употреблялись в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. У горных мари меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. У последних шапка такой формы вышла из употребления к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мерлушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали среди луговых и горных мариек. У луговых мариек такие шапки использовались в качестве свадебного головного убора невесты, а также праздничного зимнего головного убора женщин.
Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью. Девушки-марийки, как и девушки многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую происходила во время свадебного обряда, чему следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замужних женщин.
Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык, а праздничные — из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву (кцтцрма) высотой 3—4 см, чтобы в обувь не проникала вода.
Оборы лаптей обычно были свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5—2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка, чтобы они лучше держались на стопе.
Поволжские марийки всегда носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и черными суконными онучами, причем первыми обертывались ступни, вторыми — голени ног. Способ обувания ног имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей и в способе завязывания обор. Горные и часть луговых (Царевококшайский, Яранский уезды) мариек завязывали оборы у колена, женщины Уржумского уезда — на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами.
Из липового лыка, а иногда из бересты, плели "ступни". Данный тип обуви использовался редко и только во время домашних работ.
Кожаная обувь очень ценилась, её старались надевать только в праздничные дни. У поволжских мариек употреблялся один тип сапог, нижняя часть голенища которых была собрана в гармошку. В большей степени кожаная обувь была распространена среди восточных марийцев, в частности, среди уральских, которые проживали ближе к промышленным центрам и в большей степени занимались промыслами и отходничеством. Валенки — зимний вид обуви — носили представительницы всех этнографических групп.
Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда — поезжанок. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Немаловажное значение в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты, в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели немаловажное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи. Оно имело и престижное значение, так как вышитые элементы одежды показывали мастерство будущей жены.
Свадебная одежда и костюм молодушки в представлении народа выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.
У каждого народа, как известно, существовали свои эстетические представления об одежде. У марийцев традиционным ее цветом был белый. Белый цвет — специфическая особенность марийского костюма.
В развитии марийской народной одежды известную роль играли различные по характеру и интенсивности историко-культурные взаимовлияния не только с финноязычными, славянскими и тюркскими, но и более далекими народами.
Марийскому традиционному народному костюму, как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, с одной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые преобладали, а с другой — влияние южной степной скотоводческой культуры. Элементами одежды, приспособленными к земледелию, возникшему на лесных традициях, являлись: пояс, игравший утилитарно-практическую роль — к нему привешивали топор, нож; узкие штаны; подпоясанный короткий кафтан; лыковая обувь с холщовыми и суконными онучами. Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом у восточных мари указывают на влияние со стороны степной скотоводческой культуры.
Анализ марийского народного костюма в сопоставлении с одеждой, характерной для народов Урало-Поволжской этнографической области — мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир, позволяет отметить наличие значительного количества общих черт. Сходство элементов костюмных комплексов народов этого региона неоднократно отмечалось в этнографической литературе.
Известное влияние на развитие марийского народного костюма оказала русская одежда. Особенно это отразилось на мужской одежде. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX — начала XX веков был очень близок русскому костюму, а у группы горных мари был почти тождествен.
В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер заимствований. Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие труду, быту, эстетическим и этическим взглядам и понятиям.
Народный костюм на протяжении столетий изменялся, но в то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои исконные элементы к началу XX века. Стойкость традиционных видов одежды особенно характерна для женского костюма, так как эта часть марийского населения была менее подвижной и потому менее восприимчивой к стороннему влиянию. Сохранение старинного костюма несомненно являлось и результатом существования полунатурального хозяйства, изолированности деревни от города, живучести традиционных верований.
С развитием капиталистических отношений в марийской деревне начали появляться представители сельской буржуазии: владельцы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые стремились выделиться из основной массы своим костюмом. В этот период в одежде ярко отражается имущественная дифференциация. Это проявилось не столько в покрое костюма, сколько в количестве всего носильного платья семьи, в качестве употребляемых для этого тканей, в видах обуви, обилии украшений и вышивки. Особенно отчетливо состоятельность семьи отражалась в приданом невесты — количестве рубах, предметов верхней одежды и головных уборов, наличии или отсутствии меховой одежды, в частности шубы, наборе украшений и их качестве. Во второй половине XIX века зажиточные марийки подчеркивали свое имущественное и социальное положение количеством фабричных платков и тканей, лент, тесьмы, позумента, кружев.
Переустройство хозяйства и быта в послеоктябрьский период привело к коренному изменению культуры и быта крестьянства. Особенностью развития костюма марийского крестьянства в 20-е годы является отказ от архаичных форм одежды, упрощение вышивки и отделки. В 30—40 годах традиционный костюм подвергся сильной трансформации в направлении изменения покроя одежды и характера вышивки. В предвоенные годы зарождаются совершенно новые формы народного костюма — платье из хлопчатобумажной белой ткани с оборкой, украшенной вышивкой крестом или гладью, фартук. Продолжается отказ от неудобных традиционных частей костюма.
Великая Отечественная война замедлила процесс трансформации и модернизации народного костюма.
В 50-е годы большинство сельских женщин продолжало носить национальный костюм. Для мужского населения характерен полный переход на городские формы одежды. В 60-е годы девушки и большинство молодых женщин перешли на общегородские формы одежды. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение промышленных товаров и подъем материального благосостояния населения. Приверженцами национального костюма оставались женщины среднего и старшего поколения.
В современном быту сохраняются наиболее рациональные и удобные формы народного костюма, такие как чёрные демисезонные кафтаны, бытующие в основном среди женщин северо-восточных районов республики. У этой же группы и марийцев юго-восточной части республики сохранилась традиционная свадебная одежда. Остальная часть луговых и горных мари на свадьбу надевают праздничные комплексы одежды.
В настоящее время функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в качестве праздничного и сценического.
Молотова Т.Л. "Этнография марийского народа". Йошкар-Ола. 2001
Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обуви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду. Однако в костюме марийцев-мужчин сохранились специфические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов костюма вплоть до 20—30 годов XX века.
Традиционная нательная рубаха (тувыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему пришивали рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной нитке. У различных локальных групп марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез был на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок. Рубахи шили с подоплекой (туп) из грубого посконного холста, с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были длинными — ниже колен. Однако к началу XX века они становятся значительно короче — не достигают и середины бедра.
Вышивка (тяр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев — все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки — более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от тёмно-красного до коричневого. Праздничные рубахи дополнительно украшались позументом, монетами и тесьмой. У восточных мари наряду с холстом рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает распространяться русская косоворотка из фабричных тканей. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одежды среди горных марийцев.
Штаны (йолаш) луговых и горных марийцев были с узким шагом, у восточных — с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели начали употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные (сулма) шили из фабричных тканей темной расцветки. У группы горных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).
Пояс (яштц) был незаменимой деталью мужской одежды и выполнял не только утилитарную функцию — к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д., но он также был снабжен и различными привесками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными были кожаные ремни. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.
Кафтан — важная часть традиционного мужского костюма. Летом носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства луговых и восточных мари. Второй был распространен среди горных и части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев — вышивкой.
Демисезонные кафтаны (мыжер) шили двух типов: прямоспинный туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный прямоспинный с клиньями в боках и запахом на левую сторону. Будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные — из белого. Белые кафтаны обшивались черной домотканой тесьмой. Состоятельные семьи употребляли на праздничные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев, наряду с вышеописанными кафтанами, бытовала верхняя одежда, характерная для тюркского населения (камзол, легкий бешмет).
Зимней мужской верхней одеждой была шуба (ужга, кярык) прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути пользовались тулупом и азямом. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Он применялся теми, кто занимался извозом.
Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные — из черной. С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который вначале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки (упш) с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.
Основной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетенные из семи лык с оборами из этого же материала. Марийские лапти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми, а зимой — суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги-бахилы.
Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем). Восточные марийцы использовали сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Кожаная обувь ценилась. Наиболее модными считались сапоги со сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Служащие носили городской костюм.
Женский народный костюм марийцев отличался большим разнообразием. Основу женской одежды составляла рубаха (тувыр) туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной — туникообразной, но существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации.
Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта. У горных — преобладал центральный разрез. Вероятно, размещение грудного разреза в центре основной точи холста возникло позднее — ко второй половине XIX века.
Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. В древности вышивка выполняла защитную и продуцирующую функцию, указывала на социальное положение и принадлежность к той или иной этнической группе.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха мариек Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась не только на груди, концах рукавов, подоле, как на рубахах большинства луговых мариек, но и вдоль всего рукава, вдоль швов, на спине. Для орнаментации такой рубахи марийки этого уезда применяли крашеную шерстяную пряжу, в отличие от мариек Уржумского уезда, где с первой четверти XIX века вместо шерсти использовали шелк-сырец, окрашенный в домашних условиях. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями.
В конце XIX века у горных мариек рубаха имела скудную орнаментацию, хотя до середины этого столетия она отличалась богатой вышивкой. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, вышивка соответственно стала мелкой.
Женская рубаха восточных мари имела свою особенную эволюцию: из белой холщевой стала пестрядинной. Рубаха туникообразного покроя приобрела широкий подол, вышивка заменилась тканым узором, оборками, лентами. Рубаха данной группы приобрела вид башкирской и татарской рубахи.
Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари — поддерживалась высоким напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые были тесно взаимосвязаны с тюркским населением. Среди луговых и горных мариек бытовали штаны с узким шагом, у восточных — с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме представлена кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сукна, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии), но отличались локально. Верхняя легкая одежда из ткани была трех типов: туникообразная (Царевококшайский, Яранский уезды Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной талией (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходного типа (Уржумский уезд). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды луговых. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтаны тюркского покроя (камчол, пешмет).
В холодный период осени и весны марийцы носили теплую верхнюю одежду из домашнего сукна (мыжер) с суженными к кисти рукавами, по покрою аналогичную летней. Характер ворота зависел от назначения этой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных — закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна и украшали по краям фабричной тесьмой. На будничные кафтаны употреблялось сукно коричневого или черного цвета.
По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Они лишь утеплялись в верхней части. Зимой женщины надевали шубы из овчин черного или коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии сборчатыми, а у горных мариек украшали желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10—12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.
Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — повседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 2 — 2,5 м и шириной 2—4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались кошельки для хранения денег, ниток, иголок и т.п. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами. Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота яштц). С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.
На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У луговых мариек поясные подвески сохранялись в свадебно-ритуальном костюме до 40-х годов XX столетия.
Передник (ончылшовыч, ончылсакыш, анзылвач) был важной частью костюма. Бытовало два подтипа передников: ранний (традиционный) — без грудки, поздний — с грудкой. Передник без грудки подразделялся на два варианта: первый состоял из одной точи холста и украшался вышивкой, тесьмой, кружевом; второй — из одной точи холста с двумя боковыми половинками, украшался вышивкой из шелковых ниток. Первый бытовал у луговых мариек Царевококшайского уезда, второй — в Уржумском уезде. Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса мариек с конца XIX века. У восточных мариек передник украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.
Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на девичьи и женские.
Сложные головные уборы типа повязок в прошлом широко бытовали среди марийцев, об этом свидетельствуют археологические материалы. Было два варианта девичьего головного убора: повязка-венец, сплетенная из шерстяных ниток и украшенная бисером и монетами, и повязка-венец на кожаной основе с монетами. Бытовавшая прежде повсеместно полусферическая шапочка (такия) сохранилась у восточно-марийских девушек в качестве свадебного наряда. Подобный головной убор широко был распространен у тюркоязычных соседей. Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники — покупной, фабричный. Платок складывался по диагонали, а концы завязывались на подбородке.
Замужние женщины носили головные уборы различных типов: 1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш); 2) лопатообразные (сорока); 3) мягкие полотенчатые (шарпан); 4) платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А. Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе (шурка). Он представлял собой берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Этот богато украшенный монетами головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев.
Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Вероятным источником его считается скифский.
Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55x20 см), верхний конец которого сшивался остроконечно. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш — также один из древних головных уборов марийцев, который бытовал не только среди женщин, но и мужчин. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел твердого остова, состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный башлык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек. Манера ношения шымакша была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове.
Сорока — второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твердой основе из бересты или кожи. С боков к очелью пришивались завязки или крылья. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку — волосник. С начала XX века начинается постепенное уменьшение очелья сороки.
Сорока не является архаичным женским головным убором марийцев. Она была воспринята от русского населения в период христианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы.
Третий головной убор, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда в комбинации с нашмаком. Шарпан представлял собой полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак — узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. У луговых мариек нашмак был длинной около 20—25 см, шириной 5 см, у горных — соответственно — 45—50 см и 4 см. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах нашмака, орнаментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В теплое время года они полотенцем обертывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали еще и шею.
В начале XX века шарпан луговых мариек видоизменился, разделившись на две части: кумлукан шарпан — верхнюю, короткую часть, закрывающую голову, и шарпан поч — "хвост" головного убора, прикреплявшийся к первой.
Полотенчатый головной убор (шарпан) имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, с которыми марийцы жили в близком соседстве.
Четвертый тип — платок из холста с вышивкой. Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй — четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.
Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало (вяргенчык), которое сшивалось из трех полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, заменившись фабричными шелковыми платками.
Шапки (упш) употреблялись в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. У горных мари меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. У последних шапка такой формы вышла из употребления к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мерлушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали среди луговых и горных мариек. У луговых мариек такие шапки использовались в качестве свадебного головного убора невесты, а также праздничного зимнего головного убора женщин.
Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью. Девушки-марийки, как и девушки многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую происходила во время свадебного обряда, чему следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замужних женщин.
Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык, а праздничные — из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву (кцтцрма) высотой 3—4 см, чтобы в обувь не проникала вода.
Оборы лаптей обычно были свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5—2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка, чтобы они лучше держались на стопе.
Поволжские марийки всегда носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и черными суконными онучами, причем первыми обертывались ступни, вторыми — голени ног. Способ обувания ног имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей и в способе завязывания обор. Горные и часть луговых (Царевококшайский, Яранский уезды) мариек завязывали оборы у колена, женщины Уржумского уезда — на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами.
Из липового лыка, а иногда из бересты, плели "ступни". Данный тип обуви использовался редко и только во время домашних работ.
Кожаная обувь очень ценилась, её старались надевать только в праздничные дни. У поволжских мариек употреблялся один тип сапог, нижняя часть голенища которых была собрана в гармошку. В большей степени кожаная обувь была распространена среди восточных марийцев, в частности, среди уральских, которые проживали ближе к промышленным центрам и в большей степени занимались промыслами и отходничеством. Валенки — зимний вид обуви — носили представительницы всех этнографических групп.
Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда — поезжанок. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Немаловажное значение в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты, в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели немаловажное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи. Оно имело и престижное значение, так как вышитые элементы одежды показывали мастерство будущей жены.
Свадебная одежда и костюм молодушки в представлении народа выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.
У каждого народа, как известно, существовали свои эстетические представления об одежде. У марийцев традиционным ее цветом был белый. Белый цвет — специфическая особенность марийского костюма.
В развитии марийской народной одежды известную роль играли различные по характеру и интенсивности историко-культурные взаимовлияния не только с финноязычными, славянскими и тюркскими, но и более далекими народами.
Марийскому традиционному народному костюму, как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, с одной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые преобладали, а с другой — влияние южной степной скотоводческой культуры. Элементами одежды, приспособленными к земледелию, возникшему на лесных традициях, являлись: пояс, игравший утилитарно-практическую роль — к нему привешивали топор, нож; узкие штаны; подпоясанный короткий кафтан; лыковая обувь с холщовыми и суконными онучами. Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом у восточных мари указывают на влияние со стороны степной скотоводческой культуры.
Анализ марийского народного костюма в сопоставлении с одеждой, характерной для народов Урало-Поволжской этнографической области — мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир, позволяет отметить наличие значительного количества общих черт. Сходство элементов костюмных комплексов народов этого региона неоднократно отмечалось в этнографической литературе.
Известное влияние на развитие марийского народного костюма оказала русская одежда. Особенно это отразилось на мужской одежде. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX — начала XX веков был очень близок русскому костюму, а у группы горных мари был почти тождествен.
В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер заимствований. Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие труду, быту, эстетическим и этическим взглядам и понятиям.
Народный костюм на протяжении столетий изменялся, но в то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои исконные элементы к началу XX века. Стойкость традиционных видов одежды особенно характерна для женского костюма, так как эта часть марийского населения была менее подвижной и потому менее восприимчивой к стороннему влиянию. Сохранение старинного костюма несомненно являлось и результатом существования полунатурального хозяйства, изолированности деревни от города, живучести традиционных верований.
С развитием капиталистических отношений в марийской деревне начали появляться представители сельской буржуазии: владельцы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые стремились выделиться из основной массы своим костюмом. В этот период в одежде ярко отражается имущественная дифференциация. Это проявилось не столько в покрое костюма, сколько в количестве всего носильного платья семьи, в качестве употребляемых для этого тканей, в видах обуви, обилии украшений и вышивки. Особенно отчетливо состоятельность семьи отражалась в приданом невесты — количестве рубах, предметов верхней одежды и головных уборов, наличии или отсутствии меховой одежды, в частности шубы, наборе украшений и их качестве. Во второй половине XIX века зажиточные марийки подчеркивали свое имущественное и социальное положение количеством фабричных платков и тканей, лент, тесьмы, позумента, кружев.
Переустройство хозяйства и быта в послеоктябрьский период привело к коренному изменению культуры и быта крестьянства. Особенностью развития костюма марийского крестьянства в 20-е годы является отказ от архаичных форм одежды, упрощение вышивки и отделки. В 30—40 годах традиционный костюм подвергся сильной трансформации в направлении изменения покроя одежды и характера вышивки. В предвоенные годы зарождаются совершенно новые формы народного костюма — платье из хлопчатобумажной белой ткани с оборкой, украшенной вышивкой крестом или гладью, фартук. Продолжается отказ от неудобных традиционных частей костюма.
Великая Отечественная война замедлила процесс трансформации и модернизации народного костюма.
В 50-е годы большинство сельских женщин продолжало носить национальный костюм. Для мужского населения характерен полный переход на городские формы одежды. В 60-е годы девушки и большинство молодых женщин перешли на общегородские формы одежды. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение промышленных товаров и подъем материального благосостояния населения. Приверженцами национального костюма оставались женщины среднего и старшего поколения.
В современном быту сохраняются наиболее рациональные и удобные формы народного костюма, такие как чёрные демисезонные кафтаны, бытующие в основном среди женщин северо-восточных районов республики. У этой же группы и марийцев юго-восточной части республики сохранилась традиционная свадебная одежда. Остальная часть луговых и горных мари на свадьбу надевают праздничные комплексы одежды.
В настоящее время функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в качестве праздничного и сценического.
Молотова Т.Л. "Этнография марийского народа". Йошкар-Ола. 2001