Село, которое приказали ликвидировать

Исторический очерк села Малый Сундырь

Предлагаемый вниманию читателей исторический очерк по истории села Малый Сундырь Горномарийского района непосредственно вписывается в рамки республиканского серийного издания по истории сёл и деревень Республики Марий Эл и является продолжением нашей публикации в предшествующем номере настоящего сборника.

В этом году исполнится уже четверть века с тех пор (примеч.: очерк написан в 2005 году), как с карты республики исчезло название села Малый Сундырь. Речь идёт о старинном марийском селе, ликвидированном в 1980 году из-за Чебоксарской ГЭС. Располагалось оно на левом берегу речки Малая Сундырка в низине у подошвы высокой Сторожевой или Сундырской горы (Оролы кырык, Аламнер, Салым хала). Отстояло от центра сельского совета села Виловатово в 10 км. От города Козьмодемьянска (через Носёлы) расстояние составляло 21 км, а лугами – 12 км. Сейчас до берега Волги – 0,5 км. Село известно под такими названиями как Малый Сундырь, Околодок Церковный, Изи Шӹндӹр, Попсола, Церкӹсола, Шӹндӹрлап.

Название села связано с речкой, что в переводе означает Изи Шӹндӹр (“Изи” - малая, “Шӹндӹр” - “шӹн” – река, водный источник, “дӹр”/ “тӹр” - край, берег). К этому же примыкает словосочетание “Шӹндӹрлап” (“лап” - низина). В обиходе местных жителей получили распространение и другие названия – Попсола и Церкӹсола (“поп” – священник, “церкӹ” - церковь, “сола” - деревня), связанные с тем, что в селе проживали священники и имелась православная церковь.

В архивных документах и старинных изданиях оно называлось “село Малый Сундырь Троицкое Аккозино тож” или “село Аккозино Малый Сундырь Троицкое”. Происхождение этого названия объясняется тем, что в “деревне Аказина”, расположенной при речке Малой Сундырке, 1754 году была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы. Поэтому, бывшая марийская деревня Аказина стала называться селом Малый Сундырь. Эта дата является временем основания села.

Исторически, деревня Аказина (Малый Сундырь) является одной из древнейших. Свое название она получила от имени Аказа, известной исторической личности, родоначальника этого поселения. Аказ был одним из видных «сотенных князей» горных марийцев, добровольно перешедших к русскому царю Ивану Грозному в 1551 году. Его власть над сородичами простиралась в пределах «Аказиной сотни». Во второй половине XVI – XVIII веков Аказина сотня на Горной стороне Козьмодемьянского уезда охватывала бассейны рек Малый и Большой Сундырь и Кугенерка. На юго-востоке она граничила с Кобяшевой, на западе – с Акпарсовой сотнями; северная граница проходила по Волге. На Луговой стороне, на левобережье Волги, к ней относились деревни Ярмучаши и Килдеяр (Юксары), основанные выходцами из Паратмар. Она включала 15 ясачных крестьянских общин марийских деревень Аказина, Большая Яктерля, Вторая Яктерля, Третья Яктерля, Виловатый Враг, Большая Паратмара, Средняя Паратмара, Малая Паратмара, Кожланангер, Кожланангерская, Кузнецово-Ӓпшäт Пеляк, Другая Кузнецовская, Малая Кузнецовская (на Горной стороне) и Ярмучаш, Килдеяры (на Луговой стороне). В 1723 году в них числилось 413 дворов (1831 душ муж. пола), а в1795 году соответственно 1129 дворов (2837 душ муж. пола). Наличие устойчивых и тесных кровно-родственных и хозяйственных связей внутри «поземельного союза» в Аказиной сотне зафиксировано и в ходе Генерального размежевания земель конца XVIII – начала XIX века, когда специально был выделен обширный «Аказинский» земельный план. Границы «Аказова плана» сохранились вплоть до конца XIX – начала XX веков и учитывались при земельных переделах и разделах. В поземельной общине с центром в д.Аказина в 1717 году числилось 55 дворов с 314 чел. обоего пола. По данным 1795 года в с.Малом Сундыре Аказино тож (48 дворов) с выселками из этого села (Микушев – 14 дворов, Мурзаков – 18 дворов, Йолкин – 15 дворов) всего было 95 дворов с марийским населением в 454 чел. обоего пола.

С середины XVIII века село являлось центром крупного церковного прихода. Он состоял из трех частей. В 1850 году в первую часть входили марийские прихожане деревень Средний Паратмар, Горной Кушерги, Виловатый Враг, околодка Сарлайкино; во вторую часть – жители села Малый Сундырь, Виловатый Враг, Большой Паратмар, Средний Паратмар, Малый Яктерля, Большой Яктерля, Другой Яктерля, Малый Паратмар; в третью часть – «крещеные черемиса» села Малый Сундырь, деревень Большая Яктерля, Большая Паратмара, Горной Кушерги, околодков Мецакнур, Сарлайкино, Корчаково. Во всех трех частях числился 601 двор (2784 муж. и 2974 жен.). Всего, в этом селе, в 8 дворах священно-церковнослужителей проживало 44 человека (священники, дьяконы, дьячки, пономари со своими семьями, просвирня, вдовы священников и церковников со своими детьми). Расстояние от церкви до приходских деревень колебалось от 1 до 12 верст. Позднее произошло разукрупнение. В 1875 году из села Малый Сундырь отделился приход села Виловатый Враг, а в 1896 году – приход села Усола (Горная Кушерга). В 1909 году приход села Малый Сундырь состоял из самого села и марийских прихожан деревень Важнангер, Сундыръял (Шиндыръялы), Мидякова, Пичушкина, Яндушева, Тепаева, Колумбаева, Мишкина, Мартышкина, Цимбулаткина (Пикузино), Ключева, Носелы и Мецакнуры, где числилось 495 дворов (1495 муж. и 1453 жен.). Эти селения оставались в составе прихода вплоть до закрытия церкви в селе Малый Сундырь.

'Село,Первое деревянное здание (тёплое) церкви в селе Малый Сундырь было построено во имя Живоначальной Троицы в 1754 году, а вторая церковь (холодная) в честь Входа в храм пресвятой Богородицы – в 1764 году за счет средств прихожан по настоянию миссионера архимандрита Самуила, настоятель Чебоксарского мужского монастыря. По местному преданию церковь была построена на месте деревянного креста, принесенного сюда марийцами-язычниками деревни Виловатово, которые, таким образом, избавились от нежелательной им церкви, намеченной к постройке православными миссионерами. Первые церкви находились вблизи большой сухопутной дороги, языческого мольбища «Поданай нер» и старинного марийского кладбища. В связи с обветшанием деревянных зданий, в 1829 году на средства прихожан была построена теплая двухпрестольная каменная церковь во имя Святой Троицы с приделом в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, отстоявшей на 300 метров от прежней деревянной церкви. Внутреннее убранство новой церкви отличалось большим великолепием. Иконостасы в храме были вызолочены, а главный их них считался одним из лучших среди церквей Козьмодемьянского уезда «по рисунку». В дальнейшем, 1922 году церковь была передана верующим прихода в «бессрочное бесплатное» пользование. Однако в 1940 году была закрыта. Распоряжением Совета Министров МАССР от 27 августа 1965 года церковный храм предписано было разрушить, а само церковное здание разобрать для использования материалов на строительство хозяйственных объектов колхоза «Сила». В 1966-1967 гг. студенческими стройотрядами, направленными из вузов города Казани, церковь была в основном была разобрана на хозяйственные нужды. До сегодняшнего дня сохранились лишь колокольня и купол церкви, сиротливо возвышающиеся в опустевшем селе.

Как видно, церковь в селе Малый Сундырь действовала почти два столетия (1754-1940 гг.). Многие поколения священно-церковнослужителей (И.М.Гортинский, Д.С.Пернягашевский, И.В.Померанцев, П.А.Боголюбов, А.П.Троицкий, М.А.Рождественский, И.М.Кедров, Н.М.Евтропов, И.П.Ласточкин, И.Н.Аргентов, А.С.Агеносов и др.) вели в ней службу и внедряли основы православия в среду марийских прихожан. Одновременно приходские священники активно занимались и школьным просвещением.

Основание и деятельность школы (1822-1980 гг.) занимает особо значимое место в истории этого села. Поэтому более подробно остановимся на этом сюжете.

Мало-Сундырская школа считается одной из первых школ, основанных среди горных марийцев. Оно было открыто при содействии Казанского императорского университета как приходское училище в селе Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 28 января 1822 года выпускником Казанской духовной семинарии, уроженцем г.Козьмодемьянска русским священником местной Троицкой церкви Иваном Васильевичем Померанцевым. В этот день в доме приходского священника (одновременно учителя и надзирателя училища) начались первые уроки для 12 набранных учеников из числа марийских крестьянских детей с обучением на их родном языке основам православной веры, чтения, письма и счета. В следующем году здесь уже обучались 23 мальчика и 6 девочек.

Последующие годы и десятилетия привнесли немало перемен в историю школы: постепенно росла численность учеников и расширялось культурно-просветительское влияние училища на окрестное марийское население, вырастали новые поколения грамотных людей; менялись учителя и классные помещения, а также ведомственная принадлежность училища (в 1822-1846 гг. в ведении Министерства народного просвещения, в 1846-1866 гг. находилась в ведомстве Министерства государственных имуществ, а в 1866-1917 гг. – земства). В то же время шла неустанная работа по совершенствованию новых форм и методов обучения. В 1870-1875 гг. в селе, кроме Мало-Сундырского училища, существовала женская школа братства св. Гурия; с 1882 г. – воскресно-повторительный класс, с 1889 г. сельское училище стало состоять из отдельных земского мужского и женского училищ. Начиная с 1 сентября 1915 г. мужская и женская были объединены в одно училище.

В дореволюционный период в Мало-Сундырской школе учились учащиеся из соседних деревень: Важнангер, Шиндыръялы, Колумбаево, Пикузино (Цимбулаткино), Ключево, Пичушкино, Нижние Носёлы, Марьяшач, Эсяново, Усола (Захаркино), Яндушево, Степаново, Артюшкино, Носелы, Горелово (Тепаево), Яктерла, Мишкино, Медяково, Шунангер, Юльялы и других селений. Заметим и такой примечательный факт. Следуя просветительной системе Н.И.Ильминского, помощник Мало-Сундырского законоучителя и учителя М.А.Рождественского, местный дьякон Иван Михайлович Кедров (в одно время являлся наставником Чермышевского приходского училища) издал составленный священником М.С.Кроковским, первый марийский букварь “Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения”, и вышедший в Казани в 1867 г. (2-е издание букваря, 1871 г.). Букварь в качестве учебника предназначался для начальных училищ, был близок к народно-разговорному языку и внес немалый вклад в развитие марийской письменности и школьного образования.

Новейший после Октябрьской революции период в истории Мало-Сундырской школы (в 30-е годы “школа колхозной молодёжи), в дальнейшем – “восьмилетняя”, “девятилетняя”) характеризовался участием дореволюционных учительских кадров (С.И.Ласточкина, Л.И.Ласточкина, А.М.Оников, А.Н.Данилова и др.) в ликвидации безграмотности среди взрослого населения, всеобщим обучением в ее стенах детей школьного возраста близлежащих селений, стремлением учителей давать школьникам добротные и качественные знания, воспитать в них чувство любви к родному краю, самоотверженных к труду и готовности защищать свою Родину. К сожалению, репрессии 1930-х годов не обошли стороной и учительский коллектив Мало-Сундырской школы. Безвинными жертвами стали и ее некоторые ученики и выпускники, в том числе уроженец с.Малый Сундырь, первый марийский профессиональный режиссер и актер (главный режиссер Маргостеатра) А.И.Маюк-Егоров (1905-1938), А.Г.Пекпатр, Ф.Д.Данилов, П.Ф.Никитин, В.Г.Сильдяйкин и другие. В годы Великой Отечественной войны многие из питомцев школы героически сражались на различных фронтах (летчик-герой С.И.Ванюков, ставший позднее Героем Социалистического труда, танкист В.А.Малов, капитан медицинской службы Е.Д.Антонова, награжденная двумя орденами Красной Звезды, многими медалями и дошедшая до Берлина, офицер И.М.Казаков, капитан И.Д.Антонов и др.). Другие в тылу самоотверженно помогали фронту (А.С.Иванова, А.Ф.Шмакова, А.П.Изинкина и др.). Помогали взрослым и одновременно учились дети.

Яркими и насыщенными в истории школы оказались послевоенные годы, в особенности 1960-1970-е, когда ее директором был всеми уважаемый Виктор Афанасьевич Малов. В это время в школе, насчитывавшей ежегодно по 400-500 учеников, активно трудился творческий учительский коллектив единомышленников (Н.В.Федюшкина, Г.П.Тихомирова, Е.Д.Журавлева, К.С.Пекпатрова, В.Ф.Иванов, Н.М.Сорокин, И.Н.Ягодкин, Н.И.Метелкин, К.И. Осипова, Л.С.Сергеева, П.А.Сергеев, В.И.Малова, В.Н.Ватиков, А.А.Малюткин и др.), многие из которых стали признанными педагогами, авторами учебников, заслуженными работниками просвещения и народного образования.

Выпускники Мало-Сундырской школы нашли свое призвание в самых разнообразных сферах деятельности. Среди них известные хлеборобы и механизаторы (Ф.П.Аверков, В.Г.Аталаев, Н.С.Филиппов, В.И.Иванов, А.Ф.Ягодкин, М.И.Данилов, С.М.Почтенев, И.Г.Данилов, В.В.Иванов), животноводы и птичницы (Герой Социалистического труда О.Т.Аталаева, орденоносцы С.Р.Панькова, В.А.Пермяков), садоводы (С.И.Некрасов, И.М.Казаков), работники связи (Ю.Н.Семёнов, И.Г.Иванов), медицины (З.С.Сергеева, Г.Н.Николаева, Л.В.Сапкеева), правоохранительных (А.И.Цветков, А.А.Павлов, В.В.Изинкин), хозяйственных (А.А.Алдынов, А.А.Ягодкин, А.Г.Иванов, А.С.Щукин), административных и партийных (Г.И.Минин, С.Н.Агеносова, А.Н.Стрелов) органов и учреждений; военные (В.В.Тряпкин, М.В.Журавлёв, Н.И.Ободькин), журналист и главный редактор районной газеты Н.М.Еропов, ученые (К.Н.Сануков, А.Г.Иванов, Р.А.Стенькина), самодеятельные поэты (И.И.Светлов, Е.И.Цотнайкина) и композиторы (В.М. Салдушкин, С.И.Метелкина (Казакова), З.П.Петрова); мастера спорта М.В.Якимова (Малова), А.С.Замков и других не менее уважаемые и известные питомцы школы. Сложившиеся добрые традиции школы продолжают нынешние учителя-выпускники Мало-Сундырской школы – директор Н.Г.Алексеева (Остроумова), Н.В.Сильдушкина, Л.Н.Платова, З.П.Петрова, Е.И.Осипова, Н.А.Васильева и другие.

Своеобразным итогом пройденного Мало-Сундырской школой 175-летнего исторического пути стал торжественный юбилейный вечер, состоявшийся 31 января 1997, собравший более 400 её выпускников и учителей. Решением Правительства на этих торжествах школа за выдающиеся заслуги была переименована в “Малосундырско-Шиндыръяльскую” (из-за строительства Чебоксарской ГЭС в 1980 г. Мало-Сундырская школа была закрыта, и большая часть школьного коллектива переведена в Шиндыръяльскую начальную школу). В настоящее время она располагается вблизи д.Пичушкино.

Длительное время село Малый Сундырь, несмотря на наличие в нём небольшого количества дворов и населения (в 1859 г. в 10 дворах числились 34 чел.; в 1880 г. – 12 дворов; в 1909 – 12 дворов с 52 чел.; 1915 г. – 11 дворов с 57 чел. – без учета дворов священнослужителей; в 1920 г. – 21 двор; в 1925 г., включая жителей д. Акозино – 108 чел., в т.ч. 88 мари, 14 русских, 6 «прочие») являлось средоточием местной власти и проведения стационарной и базарной торговли. Во второй половине XVI- XVIII вв. это поселение являлось центром родственно-поземельной и административно-территориальной Аказиной сотни. Затем оно оказалось в Паратмарской и Кожваж-Сигачкинской волости, а позднее стало во главе Первого Троицкого сельского общества Виловатовражской волости. В 1920-1930 гг. являлось центром Мало-Сундырского района Козьмодемьянского кантона Марийской автономной области. В 1930-1950 годах в селе размещался сельский совет. В 1950 г. село оказалось в составе колхоза «Прогресс», позднее – колхоза «Сила» (расстояние до с. Виловатово – 9 км.

Издавна основным занятием жителей являлись земледелие, домашнее скотоводство и различные промыслы. В 1889 г. марийским крестьянам этого села принадлежало 25 дес. пашни и 9 дес. сенокосных угодий «в лугах», в 1890 г. – 9 семей были с земельным наделом, а 1 семья – безземельной. В 1880 г. из 12 дворов 5 дворов были безлошадными, 4 двора с 1 лошадью, 2 двора с 2 лошадьми, 1 двор с 3 лошадьми. Численность крупного рогатого скота составила в 1890 г. – 21 корову и телят, «мелкого скота» - 47 овец и свиней. По данным 1898 г. часть жителей села была занята такими видами промыслов, как дугогнутие – 6 человек; добывание извести – 3 человек; портняжный – 3 человека; кожевенный – 3 человека, мукомольный – 2 человека; рубка, пилка леса и дров – 6 человек, сапожный – 1 человек; рыболовный – 9 человек; кузнечный – 1 человек, калачный – 2 человека; кирпичный – 10 человек; отхожий – 10 человек. Соответственно в 1913 г. из 127 человек кузнечным промыслом занимались 3 человека, гнутьем дуг – 5 человек, обжигом извести – 9 человек, сапожным – 2 человека, рыболовным – 12 человек, кирпичным – 8 человек, калачным – 1 человек.

Удобное географическое расположение села на пересечении сухопутных дорог, близость к пойменным лугам и Волге сыграли не последнюю роль в том, что здесь в XIX – начале ХХ вв. велась стационарная лавочная торговля, еженедельно по понедельникам («Шачмы пазар») проводился базар и раз в году сельская ярмарка. Об этом свидетельствуют и материалы 1859 году По данным 1889 года в с.Малом Сундыре помимо домов священников, крестьян, полицейского стражника и земского фельдшера, двух земских училищ, пожарного помещения и инвентаря (сарай, 2 телеги, бочка, ведро, ухват, лестница), имелись 2 трактирных заведения и торговая «лавочка», где производили торговлю «чаем, сахаром, пряностями, табаком и разной мелочью». По понедельникам проводился базар. По сведениям 1898 года в селе имелись различные торговые ряды, фельдшерский амбулаторный приемный покой, 2 торговые «мелочные лавки» и трактирные заведения. Ежегодно по понедельникам проводился базар и раз в году при стечении окрестного населения в 600-1000 чел. шумела ярмарка – «Торжок в день Святой Троицы».

Проводимая в с.Малом Сундыре по понедельникам базарная торговля по годовым оборотам заметно отличалась от остальных 9 базаров Козьмодемьянского уезда. Так, в 1871 году в торговые дни сюда для продажи привозили крупу, солод, белого хлеба и калачей, постного масла, мяса, коровьего масла, свеч и мыла, деревянной посуды, железных изделий, табак, соль, «крестьянских лакомств» и «красного товара». Размеры привозимого товара в 1871 году составили 9011 руб., а продажи – 2423 руб.

Путнику, спешащему на базар в с.Малый Сундырь, издали показывалась Сторожевая гора. Как писал в 1852 году известный этнограф С.М.Михайлов, «гора сия, когда подъезжаешь к ней, представляется величественною, как грозный исполин; а вид с неё самый очаровательный: пространные луга, покрытые кустарниками, озерами, перерезанными в различных направлениях таловыми и осокоревыми огромными деревьями; река Волга, за нею сплошной лес, теряющийся в отдаленной синеве, а по нагорной стороне частые черемисские деревни с садами и густыми деревьями; затем на прекрасной горе - село Владимирское, за которым вдали г. Козьмодемьянск с церквами, и в довершение всего, при подошве горы село Малый Сундырь – все это представляет восхитительную картину».

Помимо еженедельных базаров и ежегодной летней ярмарки, в с.Малом Сундыре широко и шумно отмечалась масленица, на празднование которой стекалось несколько сотен человек. По свидетельству того же С.М.Михайлова, в 1857 году «в воскресенье, 10 числа февраля, то есть самый день заговенья, тащась разными захолустьями чрез горы и долы на одной маленькой, но быстрой черемисской лошадке, я направил путь свой прямо на село Малый Сундырь, к цели моего путешествия. Дорогою частенько мне попадались молодые черемисы, ехавшие в гости к родственникам с хорошенькими своими женами, разряженными как маков цвет. Они одеты были в зеленые тонкого сукна кафтанчики, подпоясанные широкими шелковыми вязаными поясами с серебряными наконечниками. Грудь украшалась блестящими серебряными широкими шалкамами, унизанными кругом бисером и шелегами, вместо фартуков подвязаны были широкие ярких цветов шелковые платки, на головах маленькие плисовые и полубархатные, красные и зеленые шапки очень красивого фасона, с крымскими или мерлушчатыми околышами, убранные по верху лентами. На шее висело множество серебряных и оловянных крестов, выпущенных наружу в виде ожерелья, также цепочек и разных лент. Мужья их, одетые в белые кафтаны или дубленые полушубки с разными вычурными нашивками и в шапках набекрень, сидели рядом с женами и бодро правили своим конем, запряженным в раскрашенные легонькие санки, вроде городовых. Упряжь на лошадях была прекрасная, с медным набором и бубенчиками, дуги раскрашенные и высокие.

В таком убранстве горный черемисин гордо, с какою-то важностью смотрел на встречного человека в русской одежде; но я, поникнув долу, думал только о том, как бы скорее увидать лицом к лицу черемисскую масленую масленицу, которую они величают по-своему юу-арня, то есть «масляная неделя»; по-чувашски: сю-арни. Вот, наконец, я прибыл в село Малый Сундырь. Здесь на пространной площади раскинуты были уже палатки с пряниками, орехами, конфетами и другими лакомствами, которыми торговали сами горные черемисы, потому что между ними есть даже и пряничные мастера, которые умеют хорошо приготовлять пряники, расписывая их на манер кондитерских. При моём прибытии народу около палаток было еще немного, и съезд едва только начинался; но спустя часа два черемисская масленица была уже во всем блеске. На площади народ разделялся на две части: по правую сторону, около палаток, толпились мужчины, вместе с некоторыми русскими, в числе коих находился и пишущий сии незамысловатые строки под именем поверенного питейного откупа: ибо я знал, что таковую предусмотрительность при инородческих празднествах должно иметь всякому, и этнографу и не этнографу, в предупреждение могущих быть неожиданных неприятностей от разгульного и неразгульного народа. По левую сторону, в параллель мужчинам, длинною густою вереницею стоял, точно в шеренге, нежный пол горных черемис-девиц, с прелестными лоснящимися локонами, разряженные во все свои убранства. Не берусь описывать, какая цветущая красота сияла в этих личиках и с какой самодовольной улыбкой устремлены были их взоры на своих возлюбленных. Посредине, между сими двумя шеренгами, катались черемисские парни на щегольских своих санках, запряженных, большею частию, парою; на лошадях упряжь была превосходная, и видно было, что всякий старался превзойти в этом других. Сами они были в кафтанах синих суконных или желтых верблюжьих и в дубленых щегольских полушубках. Катаясь под устремленными на них девственными взорами, они пели … свои песни…Катающиеся парни, между своими песнопениями, нередко обращались к многочисленной толпе девиц и просили их принять участие в их гуляньи, предлагая им свои санки. Некоторые из девиц тотчас садились на санки, и тогда молодцы, уступив свои места девушкам, садились на козлы или становились на ноги и правили лошадьми, покрикивая «дита!» А чтобы иметь доступ к сердцам девиц, они дарили их сахарными и одномёдными расписанными пряниками, выкидывая свою молодецкую удаль разными каламбурами и остротами и порождая в толпе народа громкий хохот. Таким образом катались они до самой ночи, не затевая никаких ссор, да и пьяных между ними не было заметно, хотя питейный и был, как говорится, только руку подать, и в него довольно-таки входило народу. Наконец, в домах появились огни, и катанье кончилось. Тогда весь черемисский люд, встретивши масленицу на таком широком каталище, стал разъезжаться по своим деревенькам, с песнями, под звоном бубенчиков; а другие остались докатываться в питейном…»

Народные гуляния продолжались в течение всей недели. По свидетельству С.М.Михайлова «молодёжь каталась на лошадях, на салазках и даже на дровнях, на которые садилось по нескольку человек парней и девок. Скатившись с предлинной натуральной горы, парни толкали девок в снег или бросались им, и все это происходило у них весело, со смехом и хохотом. На гору тащили дровни по очереди, запрягаясь по два и по три человека...».

Традиционный уклад жизни села оставался устойчивым и после установления Советской власти. Жители занимались хлебопашеством, животноводством и промыслами. В 1929 г. в с.Малый Сундырь было 30 дворов (138 человек, в том числе 111 марийцев, 27 русских). Площадь пашни составляла 44 десятины (посеяно яровых культур – 21,8 десятин, озимой ржи – 19,8 десятин), сенокосных лугов – 26,8 десятин. В селе имелось 27 рабочих лошадей, 38 коров, 32 телят, 118 овец, 4 козы, 35 свиней и разной птицы (курицы, утки, гуси). Кроме того, в 1939 г. при селе, состоящем из 37 хозяйств и 143 человек, имелись 2 водяные и 2 ветряные мельницы. Продолжала функционировать школа. В 1920-е они называлась Мало-Сундырской школой первой ступени (с 1924 г. ее заведующий – Фролов Алексей Степанович). В 1929 г. из 60 учащихся школы в ней учились мальчики и девочки из с.Малый Сундырь, Аккозино, Шартнейка, Пичушкино, Важнангер, Артюшкино, Верхние, Средние и Нижние Носелы и Мидяково. В местной церкви проводились богослужения. Как и раньше велась торговля, устраивались базарные дни и праздники. Село не потеряло своего социально-экономического и культурно-просветительского облика.

Большую ценность по истории этого с.Малый Сундырь первой половины XX века представляют воспоминания учительницы Софьи Антоновны Ониковой, которые были опубликованы в 1998 г. Авениром Арсентьевичем Апатеевым. Приводим их здесь полностью, так как они дают подлинные свидетельства очевидца 1920-1950-х гг.

«Село Малый Сундырь в 1925 – 1930 годы. В селе насчитывалось 35 дворов. Из них русских и смешанных 10 дворов. Одно хозяйство было зажиточное. Это хозяйство Иорданова Андрея Тимофеевича. Он имел два жилых дома. В пристройке одного дома имел кожевенную мастерскую. А рядом с другим домом – магазин кирпичной кладки, где торговал товарами повседневного спроса (соль, спички, керосин, деготь и вино). Имел два сада. Во дворе содержал несколько коров и лошадей. Во времена НЭП, а он по разрешению властей занялся торговлей и это принесло ему возможность выделиться от остальных односельчан. Большинство же крестьян были среднего достатка. Но были и бедные. Одна семья вовсе нищенствовала. Каждый хозяин двора имел свой земельный надел. До 17-го года землей наделялись только члены семьи мужского пола. После революции земли нарезали на всех членов семьи. Так что земли было достаточно. Но сколько труда, сил надо было приложить, чтобы обработать эту землю, вырастить урожай. Ведь каждое хозяйство жило единолично. Хозяин земли пахал, сеял и убирал урожай только силами одной семьи. Орудиями труда были деревянная соха, деревянные бороны. Посев производился вручную. Труд был обременительным, непроизводительным. Работать приходилось от зари до зари. Несмотря на такие старания, земля давала небольшой урожай.

Что из себя представляло крестьянское хозяйство в 20-30 годах? Небольшой дом с маленькими оконцами. Внутри дома вдоль стен лавки. В одном углу широкая деревянная кровать. Для детей полати. Освещение керосиновыми лампами. Для скотины сараи, покрытые соломой. (Мало у кого были покрыты тесом). Лачуга для летнего приготовления пищи. За домом участок земли, где большинство выращивали картофель. У немногих были сады. Хороший сад был у Ванюковых. У других же по несколько яблоней и вишни.

Огороды для овощей находились близ речки Сундырки. Основной надел пахотной земли имели за кладбищем, на Сторожевой горе. Каждому хозяину отрезалось земли на разных местах, учитывая качество почвы, расположение (около оврага, на склоне). Так что большое поле состояло из множества лоскутков, каждый лоскуток от других отделялся межой, заросшей травой. Конечно на таких клочках земли и думать было нельзя работать машинами. Кроме пахотной земли каждый двор имел свой луговой участок.

У каждого хозяина был небольшой молотильный ток, куда свозились снопы хлебов и складывались в скирды. На току овин, из косо поставленных жердей, для просушки снопов. Под овином (в земле) складывалось подобие печки-каменки. Хозяин затапливал печь. Теплый дым поднимался вверх и прогревал колосья снопов. Этот процесс проходил ночью. Приходилось всю ночь дежурить, поддерживать небольшой огонь. Спать и дремать было нельзя. Работа ответственная. Утром, чуть только забрезжит свет, семья приступает к обмолоту. Снопы расстилаются на ток (хорошо утрамбованная площадка) в два ряда колосьями во внутрь. И хозяева, взяв в руки цепи, начинают проходить из конца в конец ряда, поколачивая по колосьям. И не как попало, а ритмично в такт с другими. И от этого получается определенная музыка. В такое время по всей деревне со всех дворов слышится эта музыка. Музыка труда. К этой работе привлекаются и под ростки, и дети. В обязанность детей и подростков входило переворачивание снопов. А также выколачивание остатков зерен с колосьев. Обмолоченные снопы складываются снова в скирды. Зерно собирается и тут же перевеивается вручную Обмолот хлебов трудное и долгое дело. Иногда продолжалось до первых снегов (в иные годы мешали дожди). Малосемейные в этой работе объединяются. Тогда она проходит интереснее, спорее.

По сути крестьянское хозяйство было натуральным. Почти все необходимое производилось самими. Каждое хозяйство имело лошадь, одну корову. Овец держали до 5-б штук. Куры, гуси – обязательная живность двора. На мясо держали по 1-2 свиньи. Конечно, такое число живности требовало большого труда. Немало требовалось и кормов.

Чем занимались крестьяне в позднюю осень и долгую зиму? Закончив полевые работы, убрав обмолоченные хлеба в амбары, женщины и мужчины начинали работать по хозяйству. Женщины сушили и трепали коноплю и готовили кудель для пряжи. Начинали прясть. Мужчины готовили к зиме сани и сбрую. Везли на мельницу зерно на обмолот. Плели лапти, а несколько хозяйств плели корзины для своих нужд и даже на продажу. Зимой возили дрова из лесу, сено с лугов.

Всю одежду и обувь с ног до головы готовили из материалов домашнего производства. Бессменной обувью и зимой, и летом были у большинства лапти. Летом с портянками из холста. Зимой с домотканым сукном – онучами. Нательное белье, а также верхнюю одежду шили из домотканого. Белье из холста, кафтаны, мужские пиджаки – из домашнего сукна. Сколько труда, бессонных ночей требовалось женщинам напрясть ниток, наткать холста и сукна, чтобы одеть всю семью. Всю осень, зиму женщины пряли, ткали. Прясть заставляли и девочек-малолеток. Девушки устраивали посиделки и долгими вечерами пряли, соревнуясь, кто сумеет тоньше и больше напрясть. На этих посиделках пели марийские песни, больше печальные, но и веселые. На этих посиделках были и девушки – гостьи из других деревень. Они же приносили новые песни и наши девушки с радостью их разучивали. На этих же посиделках сочинялись новые песни.

Ближе к зиме хозяйка устанавливала посреди избы ткацкий станок и ткала без устали холсты, сукно. Тонкие холсты для рубашек, толстые для портянок, портков и мешков. Сукно шло на верхнюю одежду: кафтаны для женщин, пиджаки для мужчин. Сукно шло и на онучи к лаптям. Для мужчин онучи белого цвета, для женщин – чёрного.

Девочки были главными помощницами матерям. С малых лет их заставляли прясть, а когда матери ткали, они делали шпульки для челноков. Поэтому девочек не пускали в школу. Только некоторые имели возможность проучиться 1-2 года. Взрослые же женщины в большинстве были безграмотными. Учиться было некогда.

Много времени и труда требовал уход за домашними животными. Надо их кормить, поить, убирать после них. Весь короткий зимний день уходил на них. Для ткачества, прядения оставались только ночи (благо они зимой долгие). А ведь еще надо каждый день топить печь, стряпать еду и кормить семью.

Ближе к весне начинались отелы коров, окот овец. Это создавало большое напряжение и заботы: надо сохранить приплод до прихода тепла. Ягнят и телят заносили в дом. И они до самой весны держались вместе с хозяевами в избе. Отелы коров приносили семьям и большую радость. Особенно этому радовались дети. После более чем в 1,5 месяца поста, наконец, они могли получить на стол вкусное, питательное, так нужное детям, молоко.

В марте месяце женщины стлали холсты на снег для отбеливания. А когда потекут ручьи с гор, их кипятили и полоскали. Развешивали. А в конце апреля, когда растают снега и кое-где зазеленеет травка, девушки начинали обколачивать холсты. Для этого они собирались по несколько человек. На козлах навешивали самое звонкое сухое бревно (из легкого) на веревках. Завернутые куски холстины клали на бревно, закрепляли и начинали обколачивать, поворачивать холстину то одной, то другой стороной. Удары колотушек наносились ритмично и от этого получалась звонкая музыка, разносимая за село. Вновь зазвучала музыка труда вместе с наступающей весной вселяла радость в душу труженика. Это время очень любят и деревенские дети. Тут же, рядом с работающими девушками, они играют в свои незатейливые игры: в чижики, городки, бабки. Бегают со смехом.

Поистине женщина мари была главной опорой, надеждой семьи. Долготерпеливой труженицей. Ее уделом было не покладая рук, весь год трудиться, чтоб одеть, обуть и прокормить семью. Мужчине тоже приходилось нелегко: пахать землю, сеять, убирать хлеб со своего участка примитивными орудиями. Пахать сохой наравне с лошадью. Жать серпом, не разгибая спины под жгучим солнцем. Сеять вручную, отмеривая шагами длинное поле, проходя по нему не раз. Косить траву косой, метать сено в стоги. Все работы надо было сделать в срок. Хорошо, если природа не помешает. А ведь она иногда бывает капризна. То нашлет засуху, то польет дождями не вовремя, то градом побьет. И хозяин-крестьянин должен быть всегда начеку. Сделать все вовремя: вспахать и посеять пока земля не засохла, убрать урожай пока ясно. И так из года в год за все браться самому и отвечать за все одному, не надеясь на кого-то. Тут уже не до книжек, не до учёбы.

Село по социальному составу. Большинство хозяйств было среднего достатка. Они имели в хозяйстве 1 корову, 1 лошадь, овец, домашней птицы. Хлеба у них хватало до нового урожая. Но были и бедняки, у которых не было своей коровы. Кое-как перебивались до нового урожая. Хотя земли было достаточно, урожаи были скудные. 5–6 центнеров с 1 га – хороший урожай тех лет. Причины этому недостаток удобрений, мелкая пахота и трехпольная система обработки земли.

В селе работала начальная школа. Здание школы было типовое, как и в других селах района. В ней были три классные комнаты, коридор и кухня. Крыша была железная. При школе был земельный участок, где выращивали картофель для горячих завтраков учащимся. Учителей было двое: Ласточкина Лидия Ивановна и Оников Антон Максимович. Техслужащей была Шолкина Прасковья из дер. Важнангер. Иногда ей помогали взрослые дочери. В городе Козьмодемьянске учительствовал Никитин Павел Филиппович. Хозяйство его было в Малом-Сундыре. Вела его Софья Ивановна. Тоже из учительниц, но в то время не работавшая в школе.

В бывшем доме церковнослужителя находился сельский Совет депутатов трудящихся. Одно время председателем успешно работал Паньков Мирон Максимович (ученик Антона Максимовича). Затем его взяли в райисполком, как делового работника. После него в председателях сельского Совета побывало несколько человек, но большого успеха не имели Из-за недостатка образования. Счетоводом и секретарем Сельсовета в то время работал Краснов Матвей Илларионович. В городах учились и стали врачами, инженерами дети Агеносовых, Егоровых, Антоновых, Николаевых. Приезжали к родителям только в дни летних каникул.

На все село было двое портных: Ерофеев Григории и Антонов Димитрий Антонович. Они шили марийские костюмы: кафтаны шубы. Славились мастерством и заказчики без конца шли к ним. Вместе с отцом шили двое дочерей Антонова: Елизавета и Мария. (Впоследствии Елизавета Дмитриевна выучилась на врача). Даже в недавние времена дочь Мария шила и в их доме организована была швейная артель. В селе был и сапожник – Антонов Василий Петрович.

В те годы еще работала церковь. В ней служили 3 церковнослужителя, одна просвирня. В то время церковь выглядела чудесно. Беломраморные колонны у парадного входа. Сверкающие купола. Белоснежные стены. Ограда из красного кирпича и железных кружев. Высоко взметнулась колокольня с множеством колоколов. Рядом с церковью расположился домик – сторожка. При церкви был хор из числа верующих. Был у них свой дирижер-регент. Церковнослужители следили за внешним видом своего здания. Делали своевременно ремонты, конечно, не на государственные средства, а на подношения верующих.

Еще в 1920-25 годах, а потом и в 30-х годах в селе работала ветеринарная лечебница, где врачом работал Юринов Николай Михайлович, уроженец дер. Шунангер. (Его жена Клавдия Александровна, работала одно время в Юлъяльской начальной школе). Медпункта в селе долго не было. В случаях заболевания надо было ехать в г. Козьмодемьянск. А ранения, мелкие порезы лечил ветврач. Ветлечебница была расположена в бывшем поповском доме. Дом был добротный на высоком кирпичном фундаменте, с мезонином и балконом. В доме было 4 или 5 комнат. В одной комнате была амбулатория, заставленная всякими склянками с лекарствами. В ней врач принимал посетителей, отпускал лекарства. Крупных животных: лошадей и коров он осматривал в специальном сарае, где были станки и другие приспособления для осмотра.

В селе работала изба-читальня. В ней была устроена небольшая сцена. Был довольно просторный зал со скамейками. В маленькой комнатке были книги для чтения (можно было придти и почитать), журналы. Одно время в ней заведовал Ванютов Константин из дер. Шунангер. Изба-читальня была и местом проведения собраний, тут же устраивали спектакли, молодёжь проводила своеобразные стихийные концерты: пели песни, устраивали пляски под деревенскую гармонь.

Какие праздники и как отмечали в те времена. До закрытия церкви основными религиозными праздниками считались Пасха, Троица и Рождество. В такие дни со всех деревень в Малый Сундырь стекались верующие. Пасха – праздник пробуждения природы. До этого была долгая, трудная зима. Многонедельный пост. И взрослые, и дети ждали её с нетерпением. Конец зиме, конец постам. Какая радость на душе. Наконец-то пришло тепло. Природа вновь ожила. Колокола далеко разносили свой звон, созывая в церковь прихожан. В ночь на пасху внутри ограды церкви устраивали шествия с иконами, хоругвиями и зажжёнными свечами. В дни пасхальной недели молодёжь поднималась на Сторожевую гору и устраивала различные игры. Нарядные девушки и парни играли в горелки и другие игры, выражая свою радость наступившему празднику. Дети тоже не отставали от них – играли в свои игры, катали крашеные яйца. Со Сторожевой горы открывалась широкая даль. К северу за туманной дымкой белели дома далекого города. К востоку– простирались широкие луга, разлившаяся Волга: вверх и вниз по ней идут белые пароходы. И взрослые, и дети любовались открывшейся такой красивой далью. В такие дни душа пела от красоты оживающей природы.

Торжественно отмечали и другой церковный праздник – Троицу. Этот праздник совпадал с окончанием весенних полевых работ. Сельчане готовились задолго до ее наступления. Варили пиво, брагу. Наводили чистоту в домах, на дворе, и даже на улице. За день до дня праздника украшали наличники окон веточками березы. Хозяйки с самого раннего утра готовились встретить гостей: родственников, друзей и хороших знакомых. Стряпали блины, оладьи и всякую другую снедь. Доставали из погребов пиво. После окончания посевных народ рад отдохнуть и повеселиться до наступления следующих трудов – сенокоса и уборки хлебов. Вот настал день этого праздника. И взрослые, и дети одеваются во все лучшее. Очень красиво выглядят молодые девушки в своем марийском костюме. Поверх белоснежных рубашек, украшенных вышивками, надевают нарядные фартуки – запоны с затейливыми кружевами и вышивками. Красивы и пояса, переливающиеся всеми цветами радуги. На голове розовые, голубые батистовые платки, с вышитыми цветами. На ногах сверкающие сапожки гармошкой с медной подковкой. Пройдет такая девушка по деревне – глаз не отведешь. Парни тоже не отстают от девушек в нарядах. На голове суконный картуз с блестящим околышем. Вышитая рубашка-косоворотка. Пояс с кисточкой. На ногах чесанки с резиновыми калошами (тогда считался особым шиком). На звон колоколов в церкви в Малом Сундыре стекается нарядный люд. Нарядные девушки, разодетые парни. Степенные старцы, пожилые женщины. Все устремляются в церковь.

Посещение церкви на селе в те времена было равносильно посещению кино или театра в наше время. Церковная слаженная музыка, красивая роспись стен (работа знатных художников), торжественная церемония служения, все это привлекало массы. Это было единственное место на селе, где крестьянин-труженник мог услышать хорошую музыку, увидеть хорошие картины.

На церковной площади села в первый день Троицы в те годы устраивались ярмарки. С разных сторон сюда стекались торговцы. Устанавливали палатки с разными товарами. Кто выставлял сладости: пряники всех сортов, конфеты. Другие – мануфактуру, платки и разную мелочь. Зазывали покупателей. На площади толчея, говор, гам. Тут же недалеко от палаток играет гармонь. Парни устраивают перепляс. Праздный люд расхаживает, лузгая семечки, Грызя орешки. Но пьяного люда не было видно.

Как отмечали революционные праздники. Торжественно отмечали праздник Первого мая и день 7-го ноября – День годовщины Октябрьской революции. Празднование Дня Октябрьской революции отмечали то в одном из классов школы, то в здании избы-читальни. В этот день в Малый Сундырь приходили деревенские активисты – депутаты Сельсовета со всех прилежащих деревень по особым приглашениям, да и просто любопытные, жители села М-Сундырь и женщины, и мужчины. Приезжали представители из города. Народу набиралось так много, что самый большой класс школы не мог вместить всех. Многие располагались просто в коридоре. Ставился стол, покрытый красной скатертью. Избирался президиум и председатель торжественного собрания. Первое слово давалось представителю города, который произносил торжественную речь. Поздравлял присутствующих с великим праздником всех трудящихся не только нашей страны, но и всего трудового народа земли. Отмечал достижения страны по построению в нашей стране социализма. Другой оратор докладывал о международном положении. Присутствующие очень внимательно при полной тишине слушали эти выступления. (Из этих выступлений многие сельчане узнавали впервые, происходящие в мире события, ибо тогда еще не было не только телевидения, но даже радио, (А газеты выписывали только единицы). Выступал и председатель сельсовета о проделанной им и депутатами работе среди населения, о достижениях в области культуры села. Говорили о кооперации. Агитировали за вступление в потребительскую кооперацию. О ее преимуществах перед частной торговлей. (До этого торговлю на селе вело частное лицо). Собрание заканчивалось пением гимна Интернационала. Все вставали и торжественно пели его все с начала до конца. (Я впервые услышала Интернационал именно в нашем селе в исполнении деревенских тружеников. И это было потрясающе торжественно). Собрание заканчивалось близко к полночи.

Празднование Первого Мая начинали еще в канун – 30 апреля. Население уже знало по традиции, что в этот день в избе-читальне будет торжественное собрание, а затем будет концерт силами местной молодежи. Местные активисты заранее устраивали сцену для выступлений, в зале расставляли скамейки. И вот ближе к вечеру стала стекаться публика. Приходили и пожилые, и молодые. Дети непременно приходили первыми и занимали места ближе к сцене. На сцене устанавливался стол, обязательно покрытый красной скатертью. На сцене портреты Ленина, Калинина и других руководителей страны. Помещение битком набивается народом. Торжественно избирается президиум и председатель собрания. Затем докладчик выступает с речью об истории начала празднования. Затем докладчик выступает с речью об истории начала празднования праздника Первое Мая. Что это первый праздник, объединяющий всех трудящихся, что такие праздники-маевки до Октябрьской революции запрещались, преследовались царизмом. Ибо в эти праздники рабочие собирались тайно в массы и решали вопросы борьбы с угнетателями-капиталистами и самим царизмом. И вот в советское время трудовой народ открыто выходит на улицы и торжественно празднует свою свободу с песнями, с флагами, с лозунгами. В больших городах, в Москве в этот день проходит парад-смотр сил нашего народа, вооружения. «Да здравствует, Первое Мая!» – восклицает оратор. «Да здравствует наша советская власть, дающая свободу и равенство всему народу нашей страны!» Примерно такие речи произносили и другие участники праздника. Затем объявляется, что торжественное в собрание закрывается и начинается концерт самодеятельности местной молодежи. Тут выступает и шумовой оркестр, и исполнив мотивы популярных в то время песен. Хор исполняет несколько революционных песен. В несколько голосов переполняются известные и популярные в то время марийские песни. Выступает хор учащихся школы с частушками, комическими песнями. Русская гармонь и тальянка сопровождают каждое исполнение. Конферансье объявляет выступление и плясунов. Вот на сцену выходят два разодетых чубатых парня и начинают лихой перепляс. Выделывают кренделя, лихо притоптывая на месте, то вприсядку. Кто кого перепляшет. Публика в восторге. Затем на сцену выходят желающие показать свое умение из публики. Далеко за полночь тянулось торжество.

Особо отмечали праздник Первое Мая учащиеся школы. В те годы была традиция праздновать Первое Мая школьниками на исторической сторожевой горе. Выстроившись возле школы по классам, с красными флагами и с песнями под руководством учителей, школьники Малого-Сундыря поднимались на гору. Сюда же сходились строем с красными флагами учащиеся из соседних школ. Из села Юлъял, деревни Шиндыръялы. И вот встретились учащиеся трех соседних школ. На вершине горы на широкой площадке выстраиваются учащиеся по школам. Один из учителей делает небольшой доклад из истории этого праздника. Говорят, что это праздник солидарности всех трудящихся мира в борьбе за свободу от угнетения, за равноправие всех народов. Затем начинались выступления учащихся. Пели хором заученные революционные песни. («Мы кузнецы», «Конница Буденного», Песни о Ленине: "Ленин кугузана, яратымы тьотинӓ, тӹньӹм шанен ӹленӓ, тӹньӹм ӓшӹндӓренӓ..."). Каждая школа выставляла своих исполнителей. Читали стихи на тему дня. Под гармонь выступали молодые плясуны. Затем затевали игры, знакомства с учащимися соседних школ, в конце детям раздавали подарки. Это были обычные конфеты. Но дети оставались ими довольны. Выстроившись в колонны по школам, под песни расходились довольные проведенным праздником.

В день Первого мая на сторожевую гору поднимались и взрослые. Молодежь - поиграть, повеселиться, постарше – полюбоваться раскинувшейся далью. Увидеть, как река Волга после долгой зимы освобождается от льдин. А в некоторые годы в этот день ложно увидеть и плывущие по ней пароходы. У кого-то оказался бинокль. И около него собиралась группа любителей посмотреть получше, открывшейся картины.

Красивы были окрестности Малого-Сундыря, с двух концов его омывали две речки. Весной довольно полноводные. На одной из них, что под дер. Носелы, была водяная мельница. Речка была запружена плотиной и по лотку вода с шумом падала на лопасти водяного колеса, приводила в движение жернова. С ровным гулом крутились тяжелые мукомольные камни. И непрерывным ручьем из-под них лился теплый на ощупь духовитый размол зерна.

Мельница работала и днем, и ночью: и зимой, и летом. Для сельчан было очень удобно. Не надо было везти зерно для размола в сторону. Своя мельница под боком. Хозяином мельницы был Колумбаев Гаврил. Большой радостью для ребятни был мельничный пруд. Целыми днями в жаркое время с криком, визгом купались мальчики и девочки. За плотиной (ниже плотины) на мелководье водились пескари и плотвички. Дети, бегая по воде, их ловили просто руками и корзинками. Славно было детям бегать по мелководью, брызгаясь. Так они целыми днями пропадали на речке не вылезая.

Теперь, проходя мимо того места, даже представить трудно, что была мельница, широкий пруд и с шумом падала вода. Речку можно перешагнуть.

За садами, за усадьбами раскинулись луга с их разнотравьем. Какая красота открывается, когда расцветают травы. А какой аромат от них. Вспоминаются густые ивняки, дубняки вокруг озёр. А озёра с обилием рыб. Самое широкое и глубокое Трофимово озеро, за ним – Крешка, Мытни, ближе к Волге – Медвежье озеро.

Красивое зрелище предстает при взгляде на луга во время сенокоса со Сторожевой горы. Белые палатки раскинулись от края до края. В это время через Малый Сундырь проезжают на луга вереницы подвод из разных деревень, даже из далекого Виловатова. Все спешат на сенокос. На сенокос едут, как на праздник. Нарядно одетые. С гармонью, с музыкой. Да и на самом деле время сенокоса (хотя и трудное) воспринимается народом как праздник.

Где теперь красивые луга, замечательные озёра с обилием рыб? Где речки, что так любили дети? Их нет! Их нет! На месте лугов море разливное, на месте села – пустыня. Словно тут никогда и не жили люди, не трудились, не радовались жизни. Как горько, печально от всего этого.

Люди Малого Сундыря. С тех пор прошло несколько десятилетий. Несколько поколений выросло за это время. Кем стали дети Малого Сундыря? Из каждого поколения вышло немало незаурядных, талантливых людей. Еще в 30-е годы из Малого-Сундыря молодые люди учились в разных городах страны. Стали инженерами, врачами и учителями. Из семьи Агеносовых врачом стал Анатолий Александрович. Инженером – Михаил Александрович, учительницей – Ольга Александровна. Из семьи Егорова Ивана Егоровича стал инженером сын Владимир Иванович. В Москве закончил режиссерский факультет и стал режиссёром драмтеатра сын Алексей Иванович. В 30-е годы работал режиссёром драматического (впоследствии колхозного) театра. При Алексее Ивановиче Teaтр пользовался большой популярностью. В театре подобрались талантливые артисты. Ставил пьесы А. Островского, Арбузова, Горького. Каждая постановка проходила при переполненном зрителями зале. Козьмодемьянцы и сейчас тепло вспоминают работу театра тех лет. Из семьи Антонова Дмитрия Антоновича – дочь Елизавета Дмитриевна закончив Казанский медицинский институт, стала врачом. За время Отечественной войны работала врачом-хирургом. До выхода на пенсию работала в городе Дмитрове. Сын, Иван Дмитриевич Антонов, стал учителем. Работал преподавателем физкультуры в Горномарийском педтехникуме. Был известным спортсменом. Погиб в Отечественной войне. Дочь, Евлампия Дмитриевна Антонова, проработала учительницей начальных классов в школах Горномарийского района до выхода на пенсию. Николаев Виталий Иванович – инженер гидростроитель. Живет в городе Москве. Ванюков Семен Иванович после окончания летнего училища стал летчиком гражданской авиации, а впоследствии военным летчиком. В годы Отечественной войны храбро сражался с фашистами. Удостоен многих правительственных наград. После войны работал в гражданской авиации по разведке недр. Живёт с семьей в городе Фрунзе (Бишкек). Его сын тоже стал лётчиком. Дочь закончила консерваторию. Стала пианисткой. Краснов Владимир Матвеевич – экономист с высшим образованием. До войны работал бухгалтером в колхозе села Малый Сундырь. Во время войны – председатель колхоза «Видӹшӹ». После войны председатель колхоза в с.Усола. В последние годы работал в райфинотделе в г. Козьмодемьянске. Его дочь Елена Владимировна Краснова – учительница начальных классов, живёт в г. Козьмодемьянске. Метелкин Николай Иванович – преподаватель Мало-Сундырской 8-летней школы. Участник Великой Отечественной войны. Дочь Людмила Николаевна – воспитательница детского сада. Сын Владимир Николаевич – судомеханик, живёт и работает в городе Волгограде. Сын Сергей Николаевич – учитель физкультуры в электронном техникуме в г. Козьмодемьянске. Ерофеев Виктор Иванович – кадровый военный. Ягодкин Иван Николаевич и его жена Клавдия Ивановна Осипова (работали в Мало-Сундырской школе. Их сын Павел – техник-строитель. Дочери: Зинаида, Любовь, Елизавета, Надежда – учительницы. Ильин Николай Иванович долгое время работал участковым фельдшером в с.Усола. Пользовался большим авторитетом у населения. Его дочь Людмила Николаевна – окончила медицинский институт, живёт в г.Москве и работает фармакологом. Дети Агеносова Николая Александровича – дочь Лидия учительница начальной школы в Малом-Сундыре. Дочь Серафима Агеносова – учительница начальных классов, живёт недалеко от Йошкар-Олы в Медведеве. Сын Николай Николаевич – живет в г.Тольятти, работает на автозаводе. В 50-х годах в Малый Сундырь переселилась семья учителей Сергеевых. Сергеев Ипполит Афанасьевич до выхода на пенсию работал преподавателем по труду в М-Сундырской школе. Сергеева Любовь Сергеевна – учительница математики – отличник народного образования. Их дети, Зоя Ипполитовна, врач с высшим образованием. Живёт в г.Йошкар-Ола. Зинаида Ипполитовна закончила Горьковский медицинский институт. Работает врачом. Сын, Алексей Ипполитович, преподаватель физкультуры в ПТУ с. Еласы.

Жители села Малый Сундырь в 1925-1930 годы. Начиная с северо-запада, ряд на стороне лугов: Марков Григорий и жена, их дети: Анна и Нина. Львов Яков и Орина, дети: Екатерина, Владимир и Венедикт. Колумбаев Гаврил и жена, дети: Елена, Евлампия, Иван. Николаев Иван Кузьмич и жена, дети: Виталий, Исайи, Еремей. Ванюков Иван и жена, дети: Анфиса, Орина, Семен и Варвара. Антонов Василий Петрович и Пелагея Степановна, их дети: Сергей, Николай, Владимир. Антонов Михаил Петрович и жена, мать, дети: дочь - Лилия. Антонов Иван Петрович и Анна Николаевна. Антонов Дмитрий Антонович и его жена, их дети: Елизавета, Мария, Евлампия и Харитина. Краснов Матвей Илларионович и Прасковья Гавриловна, их дети: Владимир и Нина. Иванов Иосиф и Прасковья. Сорокин Павел Сергеевич и Александр Сергеевич, их мать. Никитин Павел Филиппович и Софья Ивановна. Ласточкина Лидия Ивановна. Никифоров Гаврил Никифорович и Матрена Ефимовна, их дети: Ольга, Иван. Ильин Иван Матвеевич и жена, их дети: Нина, Николай. Агеносов Александр и его жена, их дети: Анатолий, Михаил, Ольга, Николай, Галина. Лукоянов Андрей Иванович и жена, их дети: Владимир, Манефия, Зиновий. Семянов Иван и жена, их дети: Мария, Валериан. Изинкин Илья Семенович и жена, их дети: Ананий, Антонина, Зинаида. Егоров Иван Егорович и Вера Флегонтовна, их дети: Алексей, Владимир, Полина. Начинается второй ряд от дер. Важнангер. Бочкарев Василий Федосеевич и его жена. Алдайкин .Сергей и Фекла, их дети: Михаил, Прасковья, Иван. Метелкин Иван и жена, их дети: Евлампия, Геннадий, Hиколай, Никодим и Ольга. Бочкарев Петр Васильевич и Федора, их дети: Серафима. Виктор, Нина, Александр. Лукоянов Александр Иванович и жена, их дети: Нина, Мефодий, Лидия. Йорданов Андрей Тимофеевич и его жена, дети: Виктор, Феврония. Артюков Василий и его жена, дети: Анатолий, Николай, Георгий. Березины сестры: Христина Александровна и Лидия Александровна (их отец дьякон М-Сундырской церкви). Арсеньева Александра Петровна – просвирня. Юринов Николай Михайлович и Клавдия Александровна, дети: Ангелина, Михаил, Лев. Ерофеев Григорий и его жена, их дети: Ольга, Клавдия, внук Виктор (кадровый военный). Колумбаев Николай и жена, их дети: Юлия, Сильвестр Иван. Скворцов Григорий и его жена, дети: Моисей, Соломония (Моисей Григорьевич в одно время был артистом Козьмодемьянского театра). Семянов Пантелей Иванович и его жена, дети: Зоя, Иона, Клавдия.

Участники и погибшие в Великой Отечественной войне. Маркова Анна Григорьевна – была зенитчицей. Вернулась с войны живой. Львовы Владимир и Венедикт – воевали и погибли на войне. Колумбаев Иван Гаврилович – погиб на войне. Николаевы Виталий и Исаий Иванович – воевали, вернулись. Ванюков Семен Иванович – всю войну был военным летчиком, награжден многими правительственными наградам! После войны летчик по разведке недр (удостоен высокого звания Герой Социалистического труда – прим. А.И.). Антонов Иван Дмитриевич – погиб смертью храбрых в Отечественной войне. Антонова Елизавета Дмитриевна – на войне была военным врачом-хирургом. После войны долго работала врачом-хирургом. Лукоянов Владимир – погиб смертью храбрых на поле сражения. Изинкин Ананий – погиб на войне. Алдайкин Михаил Сергеевич – погиб на войне. Метелкин Геннадий Иванович – погиб на войне. Метелкин Николай Иванович – всю Отечественную воевал и вернулся в звании капитана. Семянов Пантелей Иванович – погиб смертью храбрых. Оников Александр Антонович – погиб на Калининском фронте. Оников Виктор Антонович – воевал до конца войны. Был ранен.

Участники Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов из д.Аккозино. Сарамбаев Николай Александрович – погиб смертью храбрых. Стенькин Зиновий Васильевич – погиб смертью храбрых. Кирпичников Николай Никитович – всю войну воевал, тяжело ранен, вернулся в 1945 году в звании лейтенанта. Кирпичников Никита Васильевич – погиб на поле сражения смертью храбрых. Паньков Арсентий Федорович – всю войну воевал на полях сражений, был тяжело ранен. Вернулся осенью 1945 г. Ошпайкин Михаил – воевал и вернулся живой.

Жители д.Аккозино в 1925-30-40 годах. Кирпичников Василий и его жена, дочь Татьяна. Кирпичников Никита Васильевич и жена, их дети: Николай, Лидия, Геннадий и Нина. Кожевников Никифор и его жена, их дочь Анастасия. Стенькин Зиновий и его жена, а до этого на их месте жили Остроумовы Иван и жена его, их дети: Зоя, Агния, Валентина, Ольга. Данилов Илья и жена, их дети: Михаил, Василий. Панькова Мария (вдова) с детьми: Пелагея, Татьяна, Арсентий и Люба. Эмяндаров Петр и жена, их дети: Маланья, Руфина, Лидия. Сарамбаев Николай и Евдокия. Сорокин Павел и Клавдия, их дочь Тамара. Оников Антон Максимович с семьей. Ошпайкин Михаил с женой, их сын Михаил. В послевоенное время в дер. Аккозино влились 3 семьи: Данилов Геннадий и его жена с двумя детьми. Чернов Владимир Павлович и его жена Раиса Ивановна. Шестаков Венедикт, его жена Галина с детьми.

Создание и организация колхоза в Малом Сундыре. Еще в конце 20-х годов в нашей стране организовались хозяйства но совместной обработке земли. Это были первые коммуны, совхозы. В газетах печатали о совхозе «Гигант» Краснодарском крае.

Недалеко от М-Сундыря работала коммуна «Волна». У них был трактор и другие сельхозмашины.

В 1930 году партия приняла постановление о коллективизации сельского хозяйства. (Как она проходила, хорошо написал писатель М.А.Шолохов в своей книге «Поднятая целина»).

В 1930 году в феврале месяце организовался колхоз. Конечно, до этого сельскому активу: учителям, работникам сельского Совета пришлось провести большую разъяснительную работу. Доказывать крестьянам выгоды от коллективного ведения хозяйства. Было проведено не одно собрание сельчан по этому вопросу. Были на этих собраниях и представители района. В колхоз записалось 11 хозяйств. Колхозу дали название «Валгыды» («Восход»). Председателем единогласно избрали учителя Мало-Сундырской начальной школы Оникова Антона Максимовича.

Вот список первых, вступивших в колхоз: Алдайкин Сергей и Фекла. Бочкарев Петр и Фёдора. Иванов Иосиф и Прасковья. Кирпичников Василий Гордеевич. Кирпичников Никита Васильевич и Надежда. Ласточкина Лидия Ивановна – учительница. Львов Яков и Орина. Оников Антон Максимович и Пелагея Ивановна. Никитина Софья Ивановна – учительница и Павел Филиппович – учитель. Сорокин Павел Сергеевич. Сорокин Александр Сергеевич. Зима и весна 1930 года были напряженными. Надо было создать общеколхозное хозяйство: Собрать и создать семейный фонд. Подготовить конный двор. Собрать в общий двор с/х инвентарь и произвести ремонт. Все эти вопросы обсуждались на собраниях членов колхоза. В бывшем Иордановском дворе расширили стойла для лошадей и обобществленных коров. Устроили навесы для с/х инвентаря. Под правлением колхоза заняли один из домов Иорданова.

К началу посевной в общий двор были собраны лошади и несколько коров. Первым из членов колхоза привёл взрослую лошадь и жеребчика председатель Оников А. М. Его примеру последовали остальные члены. Все привели по и инвентарю к ней (сбрую, телегу). А также запас кормов. Избрали конюха. Еще в апреле месяце до начала пахоты из района в село приехали землеустроители. Большую часть пахотной земли колхозу отвели за кладбищем, часть на Сторожевой горе и усадьбами «шожвичӹ» (другое название «пирӹпичӹ» связано с тем, что в 1946 году волчья стая загрызла здесь овечью отару. - Прим. А.И.). Границы пахотной земли застолбили. Оставшуюся площадь поделили между единоличниками. На первых порах колхозу государство оказало помощь. Дали в кредит кое-какой инвентарь: плуги, бороны, «зиг-заг» и сеялку. Дали небольшую денежную ссуду. Колхоз приобрел на нее недостающую сбрую (новые дуги, хомуты и прочее снаряжение). С какой гордостью колхозники выходили на свою общую борозду. На ярко раскрашенных дугах четко написанное название «Валгыды». Еще до выхода в поле собирали полученные плуги, учились с ними обращаться. Хотя по теперешним понятиям плуг не ахти какая техника. Но по тем временам это была настоящая техника. Не сравнить с деревянной сохой. Плугарями стали молодые парни и мужики. Вместе с ними плугарем стала и первая из женщин – Бочкарёва Фёдора. Молодая, статная женщина.

На первую борозду вышли торжественно, с напутствиями во главе с председателем. Вышли и те, которые непосредственно не пахали. С радостью смотрели как из-под лемехов плугов выходят блестящими лентами полосы жирной земли. За плугарями вслед пошли бороны. Не деревянные, как раньше, а новые железные. Вскоре и приступили к севу. Посев произвели сеялкой. Как колхозники радовались, смотря на ровные ряды зеленых всходов.

Первые всходы на широком общем поле. В первый год урожай убирали вручную серпами. Урожай был хороший. Все были рады этому. Заложили семфонд, фураж. Остальное распределили по трудодням. С этого времени колхоз заработал, как хорошо наложенный механизм. Ни у кого не было сомнения, сожаления, что вступили в колхоз.

Как в село Малый Сундырь приехал трактор. Весной 1931 года по приглашению правления колхоза из коммуны «Волна» к нам приехал трактор. Это было большим событием для нашего села. Деревня впервые увидела не на картинке, а наяву настоящий «живой» трактор.

Сразу при въезде в деревню все жители и дети, и взрослые выбежали на улицу. Дети побежали за трактором. Вот он перешел речку Сундырку. Направился под гору, что напротив Аккозина. За ним повалил народ. Трактор остановился на пустыре, что близ Аккозина. Это был колесный трактор «Фордзон». Его сразу окружили. Тут были и дети, и взрослые женщины, и мужчины, и бородатые старики. Каждый старался пробиться ближе к трактору, потрогать, погладить руками: что это за невидаль такая. Многие такое даже на картинке не видели.

Вот молодой тракторист привстал, поднял руку. Улыбнулся. И все разом притихли. Поздоровался приветливо. Сказал несколько слов, что он приехал помочь молодому колхозу поднять целину. Сел за руль, пригласил желающих прокатиться с ним. Тотчас несколько мальчиков взобрались к нему, уперлись на крылья трактора. Мотор заработал, трактор тронулся и лемеха плуга легко врезались в вековечную целину, как нож в масло. И пошел трактор, трепыхая красным флажком над радиатором. За ним остались блестящие ленты срезанной целины. Дети побежали вслед за пашущей машиной. А взрослые, бородатые старики, ахали, удивляясь, меряя глубину и ширину пласта. (Это тебе не соха, которой не ковырнёшь такой дёрн). Вот трактор сделал круг. Остановился. Детишки довольные спрыгнули. Тракторист ещё пригласил желающих прокатиться, улыбающийся довольный эффектом, произведенным на народ. Так круг за кругом он ездил, вспарывая толстый дёрн.

...далее... скачать dle 10.2 КиноСвин
Автор: user | Дата: 8 сентября 2008 | Просмотров: 8198 Коментарии: 3
#1 написал: Anna (28 ноября 2009 16:21)
Спасибо большое автору очерка! Впервые увидела эту информацию больше 2 лет назад, когда решила найти в сети упоминания о своём деде - Ванюкове Семёне Ивановиче. А теперь отправляю ссылку брату.
    #2 написал: Алексей (7 августа 2010 14:38)
    Вниманию бывших жителей села Малый Сундырь!!! 14-го августа 2010-го года состоится встреча бывших жителей села Малый Сундырь и прилегавщих к нему деревень Акозино и Нижние Носёлы.Собираемся к часу около церкви. С ночевой.
    Алексей Казаков
      #3 написал: Алексей (7 августа 2010 15:32)
      Да,Чуть не забыл,админ,не забудь упомянуть автора очерка,им является А.Г.Иванов,д.и.н.,
      Марийский государственный университет
          • Для того чтобы написать комментарий к этой новости, пожалуйста, нажмите сюда.


          Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
          Архив новостей
          Популярные новости
          как повысить продажи . многолетники на даче