Горные черемисы совершают свадьбы свои преимущественно в первых числах июля месяца, после Петрова дня перед сенокосом; но ныне, при постепенном сближении их с обычаями русских, бывают у них свадьбы часто и зимою.
Если холостяк задумает жениться, то он с позволения своих родителей едет в ту деревню, где есть у него на примете невеста, останавливается у кого-либо из тамошних знакомых ему черемис и, объявив ему свое намерение, просит быть в этом деле посредником. Сей последний призывает к себе секретно избранную невесту и спрашивает ее, согласна ли она выйти замуж, и если согласна, то вслед за нею отправляются они к родителям ее, где также в присутствии невесты спрашивают их согласия, и, получив его, жених с торжеством возвращается домой и объявляет об этом родителям.
На другой день, утром, жених, принарядившись получше в новый кафтан мижер и кем, отправляется вместе с отцом своим и одним из ближайших родственников к невесте на паре лошадей, заправленных в щегольскую телегу-качалку араба, для окончательного сватовства. Отец на этот случай берет с собою небольшие масляные лепешки костенач (гостинцы), которые укладывает в кожаную небольшую сумку вроде русской кисы, и полведра вина.
Прибыв в дом невесты, спрашивают их, согласны ли они выдать дочь? Родители, собственно из приличия, сперва отзываются, что дочь у них еще молода, семья невелика, работать некому; но, наконец, настояния сватающих выводят их из решимости, и тогда спрашивают они дочь: согласна ли она идти замуж? Если она уже предварительно согласилась, то объявляет, что не может прекословить их воле.
Наконец, родители договариваются на счет калыма ална. У горных черемис большие калымы бывают от 28 руб. 58 коп. до 57 руб. 16 коп. серебром, а малые — от одного до 26 руб. серебром. Сват, отсчитавши по договору деньги, кладет в чашку, поставленную на столе. Потом какая-нибудь из девочек, сестра невесты или из других родных, по предложению сватов, развязывает сватову сумку, вынимает из нее лепешки и кладет их на стол. Девочку за сие дарит жених гривенником или двухгривенным. Лепешки сваты и жених с невестою разбирают по рукам и потом произносят следующие слова:
Юма, перегге Господи, сохрани
Юма, шулукым пу Господи, благополучие подай
Юма, пурлукум пу Господи, избыток дай
Юма, паян лишта Господи, дай богатства
Юма, шюмь удюрюм пу Господи, семь дочерей дай
Юма, шюмь эрггем пу Господи, семь сыновей дай
Юма, пиялам пу Господи, всякого счастья дай
После сего по маленькому кусочку от лепешек бросают в огонь, разложенный на тот раз в горнушке, и затем, чокнувшись лепешками и закусив их понемногу, кладут на стол; причем отец просватанную дочь свою дарит сколько-нибудь деньгами из полученного калыма. Потом бывает обручение жениха с невестой, для чего кладут на стол караван хлеба, на котором сии последние, переменившись раза три перстнями, надевают жених невестин, а последняя женихов перстень.
После сих обрядов пьют привезенное сватом вино, которым не забывают угощать невесту. Распивши вино, невеста дарит жениха, отца его и бывшего с ним родственника холстом, аршина по три каждому. Подарки эти, называемые минерь, подвязывают через плечо, а сверх того кожаную сумку свата наполняют лепешками от невесты и кладут туда полуштоф вина. Сватавшиеся отправляются восвояся, но без всяких песен; а Дома лепешки невестины и вино распивают с своими родными.
На третий день жених или отец его едет один на телеге к невесте с приветствием пунзал пуаш, для чего берет с собою в сумке также масленых лепешек и штоф вина. После угощения договариваются они, когда быть свадьбе и сколько должно быть подарков от невесты, как-то рубах туггур и женских нарядов. Договорившись, невеста опять навешивает жениху через плечо в подарок холста аршина три, а он с этим подарком возвращается домой.
За сим как в доме жениха, так и в доме невесты начинают приготавляться по назначению к свадьбе: варят пиво и запасаются вином: а невеста между тем шьет побольше приданого, при помощи подруг, которые при том поют ей песни, как например: Яжон-лен мара Иван, шум удюр Матрон минень ула, т. е. «Хороший молодец Иван и чернобровая девица Матрена есть у нас», с разными похвалами в пользу жениха и невесты и припевами «уюй, уюй, уеех, уеех...».
Когда будет все готово к свадьбе, жених, под руководством своих родителей, избирает для свадебных церемоний следующие лица:
1) Из ближайших своих родственников свадебного голову суян вуй.
2) Из зятьев, а за неимением их, их других родственников кого винге «старшего зятя», вроде помощника свадебному голове, иначе посаженный отец.
3) Жена кого винге назначается свахою за женихом.
4) Дружку арвинге, который бывает с нагайкою и в белом фартуке запон.
5) Полдружью изы арбинг. Он бывает тоже с нагайкою и в фартуке.
6) Пузырника — музыканта шиберзя.
7) Ему в помощь двух или трех барабанщиков тумерзя с бубнами, называемыми тумерь. Инструмент этот точно похож на барабан, с двумя для битья палочками — деревянное лукошко, обтянутое -с обоих концов собачьем или бараньего шкуркою, дающее весьма резкий звук, навешивается бечевкою через плечо. В этом состоянии свадебный оркестр.
В день свадьбы как в доме жениха, так и в доме невесты на дворах устраиваются для свадебной церемонии четырехугольные места из досок» положенных на чурбанах, вышиною не менее аршина, с обширною в середине площадкою для плясок. Лавки эти, называемые по-черемисски шилык, точно такие, какие у фигляров в балаганах для зрителей и со входом с одного угла на площадку, на которую ставят два стола с пивом, вином я кладут по караваю черного хлеба, а к одному столу дружка ставит у жениха кудрявую березу, которую дружка же и вырубает в роще.
Устроив такой амфитеатр, расстилают за столами войлоки партыш, на которые севши, свадебный голова, с непокрытого головою посылает дружку с полудружьем созывать к жениху поезжан, и они верхами с подвязанными под шею лошадей бубенчиками брячик и нагайками в руках, разъезжают собственно по жениховой деревне н, подъезжая к каждому двору, говорят: «Альто-ка сыянышка! Суянышка! Кум каггаль ула; нилыт кам кагга сукур ула; визыт ведра арака ула; сыра шука ула, пушан каштан лияш; вята тон, урбеза ука-так, ущимь нял, т. е. “Поедем на свадьбу! Три печи пирогов изготовлено; четыре печи хлеба напечено; пять ведер есть вина; пива столько, что можно на лодке плавать; жен и детей берите, а если детей нет, то колотушку возьмите».
После такой повестки поезжане сбираются в дом жениха в парных повозках, другие в красивых тарантасах; холостяки запрягают даже тройки, и с непременным условием, чтоб у всех на дугах были колокольчики ингал и около лошадей бубенчики брячук. Щеголи одеваются отлично: в суконные или нанковые и кумачевые красные кафтаны каптал, в красные рубашки, плисовые шальвары, на голову надевают поярковые шляпы шлепе, с шелковыми густыми кистями кистышка, а на ноги сапоги и даже со скрипом. Известно, что у горных черемис молодцы более стройны и расторопны, нежели у луговых черемис и низовых чуваш. У женщин наряд, как и у чуваш, весьма примечателен и заслуживает особенного описания: 1} Женщина надевает из хорошего сукна зеленый парадный кафтан посго (т. е. сукно) с четырехугольным воротником шювят, лежащим назад, шириною и длиною в четверть и обшитом по кроям разными шелковыми тесьмами, лентами и позументом; подпоясывается шелковым вязаным широким поясом с прекрасными наконечниками из золотого или серебряного позумента; у которой же нет подобного кафтана, то надевает на себя желтянку ала шобыр (желтый балахон), похожую на дамскую визитку; она бывает с рукавами и вышита вся вычурными узорами шелком, как по канве. 2) Назади к поясу подвешивается четырехугольник шталиш хадер (круглые уборы), вышитый, подобно желтянке, и покрывающий весь зад. 3) На голову надевается ошпу, т. е. чувашская хошпа, украшенная серебряными мелкими монетами, и конец полтинниками и четверками до пятачка постепенно. У бедных монеты на хошпе заменяются круглыми медными бляхами с изображением всадников, стрел и птичек. 4) Чрез плечо надевается вроде солдатской армейской портупеи, лента аршеш, шириною в ладонь, украшенная по краям во всю длину разными шелехами и корольками, а в середине старинными серебряными мелкими монетами. 5) На грудь подвязываются две большие шалькамы: из них верхняя длиною и шириною не более в четверть, а нижняя вдвое более; они унизаны в несколько рядов плотно чешуйчатым образом по толстой коже серебряными мелкими монетами, а по краям крупными от пятачка до четвертака, и сверх того нижние края унизаны белыми корольками, называемыми иначе змеиными головками. Эти шалькамы у черемисской молодки покрывают всю грудь.
6) На шею надевают серебряные цепочки ши цепоцка с крестами серебряными или оловянными, вроде ожерелья.
7) В ушах вместо серег на подвесках деньги тэта, по четыре четвертака на каждой, и сверх того прицепленные к сарпану крутосогнутые серебряные или под серебро проволочки, называемые серга. На ноги навертываются как можно толще черные онучи штер с подвязками у колен и маленькие красивые с небольшими головками лапти идал пер, т. е. «мелкие головки». 8) Вместо фартука черемиски подвязывают большие шелковые платки, а в руки берут бумажные носовые платочки. На пальцы надевают множество серебряных перстней, а на поясе рубахи развешиваются по бокам кумдашта — коротенькие, вроде широких лент, узоры, вышитые шелком и с кистями на концах. Сверх того, вешают к поясу кожаный маленький кошелек янцык,
Когда черемисская женщина приготавливается ехать на свадьбу, то серебряные свои украшения все вычистит тщательно мелом, чтобы блеснуть в обществе: и действительно, в таком наряде она производит эффект в своем кругу. У богатой женщины, как и у чувашек, весь наряд стоит более ста рублей серебром, и свадебное оде-ванне у черемисских женщин идет весьма продолжительно.
Когда все поезжане соберутся, свадебный голова суян вуй предлагает жене своей и дружке с полдружьем плясать, что они и исполняют поочередно на площадке устроенных лавок шилык под звуки пузырей, бубнов. Жених, одевшись, является к ним в шилык, где его сажают за стол на разостланный войлок партыш, а по обеим сторонам садятся отец и мать его, которым свадебный голова предлагает благословить сына. Родители, встав с мест и молясь по русскому обыкновению, просят у бога всякого благополучия сыну и назначают ему в надел или лошадь, или корову и даже весь дом в наследие, если он заслужит уважение родителей. После таких благословлений родители уходят из шилыка, а места их занимают помощник свадебного головы кого винге и жена его — сваха. Посидев, немного спустя жених встает и, положив на место, где сидел, какую-нибудь медную монету, сажают туда кого ни есть из поезжан, который, вставши, берет ту монету себе. Потом жених сажает в свою повозку сваху; а сам с мужем ее, помощником свадебного головы, садится на козлы, предоставляя сему последнему быть кучером, и отправляется с поездом к невесте. Впереди едут рядом дружка с полудружьем верхами, за ними на телеге отец жениха с родственником, бывшим с ним при сватаний невесты (мать остается дома). В телеге у них — бочонок пива, четверть ведра вина и в кожаной сумке тапнак масленые лепешки. Следом за ними едут жених, свадебный голова и все поезжане, в том числе и музыканты с пузырями и бубнами, которых оркестр гремит беспрерывно.
Во время дороги женщины, стоя в повозках и держась за кибитки, поют дорогою хором вместе с мужчинами песни: «Эй-еее эй-еее, ох-ха-хаха уй-ююю уй-юх-ре-ре-ре, ра-ра-ра-ра!..» Это не что иное, как припевы с разными вариациями. Разнообразные голоса, игра на пузырях и бой в бубны, стук повозок (которых на хорошей свадьбе бывает не менее 30), звон колокольчиков и бряканье бубенчиков действуют сильно на слух.
Подъезжая к двору невесты, поезд находит на страже у ворот холостых ее однодеревенцев, которые тотчас ворота капка запирают. Потом пускают одного отца жениха с пивом и вином, который, въехав во двор, здоровается с родителями невесты и угощает их привезенными напитками и маслеными лепешками, дабы снискать их благосклонность для принятия жениха с поездом. Напитки и лепешки починают, помолясь Богу и произнося те же слова, какие употребляются при сватании. Между тем стоящие за воротами поезжане шумно поют песни и под звуки музыки пляшут.
Затем привратники впускают дружку с полдружьем, получив за это сколько-нибудь денег; потом ворота растворяются настежь и впускаются остальные. При вступлении на двор, они объезжают его один раз вместе с женихом на повозках, по солнцу, вокруг устроенных лавок. Когда объедут, дружка принимает жениха и приводит его в шилык к столу, на котором стоит лянгус (кадушка) пива и лежит каравай хлеба. Жених посылает дружку к родителям невесты, находящимся в то время вместе с его отцом в лачуге куда, испросить позволение: прикажут ли они сесть ему на свое место. Родители позволяют и в знак того дают дружке ковшик карка, чтобы он подал жениху; но сей последний, выпивши пиво, не соглашается садиться из-за простого коиша пива, говоря, что он, заплатив за невесту довольно калыму аяна, не согласен сесть запросто. С этими его словами дружка обращается к отцу невесты, который тогда в ковшик с пивом кладет какую-нибудь серебряную монету, четверик или полтинник. Жених пиво выпивает, деньги берет себе и тогда уже садится за стол, имея по правую сторону помощника свадебного головы, а по левую жену его, сваху. Когда они таким образом усядутся, рассаживаются по устроенным лавкам и прочие поезжане: без всякого шуму, в ожидании угощения. Свадебный голова суян вуй садится за другой стол, у которого поставлена береза с развевающимися на вершине белым сарпаном наподобие флага. Лишь только все усядутся, этот предводитель свадьбы приказывает дружке требовать напитков и закуски. Невеста в это время, нарядившись в парадный зеленый кафтан поста (женский наряд под .№ 1), находится в избе вместе с двумя подругами своими удюрь кюнюрь и, покрывшись большим шелковым платком, как покрывалом, садится на разостланный войлок за стол, где поставлены пиво, хлеб и масленые лепешки. Дружка, по приказанию свадебного головы, пришедши к подругам невесты, требует у них напитков невестиных; они, взявши с него гривенник, указывают ему в погребе пиво. Дружка смело нацеживает пиво в небольшие кадочки лянгус и, набравши довольно деревянных ковшей карка, приносит пиво в шилык, ставит на столы и угощает поочередно свадебного голову, жениха и поезжан; за сим приносит вина отец жениха и угощает им поезд тем же порядком. Когда разнесет он пиво, свадебный голова, ставши с своего места, спрашивает своих поезжан: «Моя команда! Все ли выпили?» — Мини команда! Цилян юндали? Поезжане отвечают: «Все выпили» — «Цьтян юнын». Затем невестин отец удаляется в лачугу, где крепко угощает своего свата, женихова отца.
После того свадебный голова посылает дружку с ковшом пива к невестиным родителям требовать закуски. Отец, выпивши пиво, приказывает невестиным подругам удюрь кюнюрь выдавать дружке кушанья, которые заключаются в похлебке с бараниной лем. каравайцах с бараниною же куртник (вероятно, от русского курник) п пирогах с рыбою кагыль. Дружка, получивши кушанья, подает в шилыке одно за другим на столы. При подаче похлебки, вынув из чашки сваренную целиком баранью голову и все четыре ноги (студни), разделяет их пополам: одну половину головы с двумя ногами подает свадебному голове, а другую с остальными ногами относит к отцу невесты в лачугу. Черемисы более охотники до хлеба-соли, нежели чуваши, которые на свадьбах мало заботяться об этом, а больше пьют. Затем подруги невесты удюрь подают в чашках, особливо невесте в избу и особливо жениху в шилык, жидко изготовленную на молоке яичницу мунын шыбыртыш. Жених, принявши яичницу, посылает дружку с ковшом пива (пустив в оный гривну денег) к невесте, просит ее закусывать тем, что если она любит его, то в знак того положила бы в ковшик своих денег. Невеста выпивает пиво, берет деньги и отсылает к жениху свой сюрприз, положив ему в ковш денег с коп. 20 медью, с тем, чтобы он пил на здоровье; жених выпивает с аппетитом. Между тем дружка из поданной яичницы три раза плещет ложкою на воздух, и за сим жених вместе с заседающими с ним кого винге и свахою начинают есть яичницу и прочее кушанье. По окончании стола свадебный голова посылает дружку с ковшом пива к отцу невесты в лачугу спросить, нет ли еще перемены. Сват выпивает пиво и спрашивает об этом подруг невесты, которые тогда отказываются, что более уже нет никакого кушанья. За этим отказом поезжане встают из-за столов, молятся по-русски Богу и благодарят свадебного голову за хлеб-соль — таву киньда санзалан.
После этих церемоний свадебный голова вновь посылает дружку с ковшом пива к отцу невесты сказать ему, что команда его наелась и желает повеселиться. Сват позволяет, сам остается в лачуге вместе с женою своею и жениховым отцом, продолжая угощать друг друга пивом и ведя беседу самую сокровенную. Поезжане, как скоро получат позволение на веселье, начинают пляску при игре на пузырях и битье в бубны в такт; но, однако ж, без битья в ладоши, как у чуваш; только все кричат хором: «Их, и-их! Их-их, и-их!». Начально танец открывают пляскою дружки, а за ним уже продолжают и все поезжане, как мужчины, так и женщины; но свадебный голова, помощник его и сваха в этом не участвуют, сидя за столом скромно и наблюдая за веселящимися, как старшие на этом торжестве. Пиво и вино, разносимое дружкою с полдружьем, льются изобильно, и пир идет горой. При этом надобно заметить, что у черемис один только жених сидит в шляпе, а прочие все без шапок.
Около ликующих поезжан находится и большая толпа девушек, пришедших из окрестных околодков для провода невесты и высматривания себе женихов. Молодцы-поезжане, выкидывая свое удальство в шилыке, влекут к себе девиц для плясок. Девицы начально стыдятся, вырываются из рук их, делая отговорки, что она плясать не умеет, но напрасно: могучая рука ставит красавицу в шилык и заставляет начинать пляску. Черемисские девушки пляшут также, как и чувашские, раздвинув вдоль руки и захвативши крепко концы своих рукавов: однако и движения их гораздо нежнее, и сами они грациознее. Пляску мужчин описывать нечего, они пляшут так же, как и русские, если даже не лучше.
У невесты в это время та же музыка и те же песни и пляски, где участвуют ее родственники и однодеревенские холостяки и девицы. Она не воет, как у чуваш, а только, сидя за столом, под шелковым платком прощается с родными, подавая каждому пива, которые за это кладут ей в ковш деньги: кто грош, кто гривенник, другие кладут в подарок вместо денег перстни и шейные кресты. Она все это кладет в особо поставленную пред нею чашку. Спустя довольно времени, невеста посылает подружек за родителями своими, чтобы они благословили ее. Родители, пришедши в избу, дают дочери-невесте нравственное наставление, чтобы она повиновалась мужу, жила с ним согласно и свекра с свекровью уважала и проч. Притом отец дарит ее немного деньгами, а мать какими-нибудь женскими уборами; дарят также, особенно деньгами, и родные. За сим невеста посылает кого-нибудь из холостых парней в шилык приглашать приехавших с женихом женщин для угощения. Приглашение это называется паштек арбинге (проводы). Свадебные женщины, пришедши к невесте в веселом уже расположении духа, пьют пиво и вино, распевая хором:
Мен ман купец Наш купец
Тентан товар Ваш товар
Периже Минин Наш молодец
Минь дона Кушкин С нами вырос
и проч.
Слов в песнях употребляется довольно в похвалу жениха и невесты.
По окончании угощения и приветствий женщины опять возвращаются в шилык и тоже пьют и пляшут. Потом свадебный голова суян вуй приказывает дружке собраться поезду, вследствие чего дружка с полдружьем закладывают все повозки поезжан и укладывают приданое невесты в сундуки шундек, а в ту повозку, где должна сесть невеста, растилают перину ее тюшек с длинными подушками кюпцик. Когда будет все готово, докладывают о том свадебному голове, и он приказывает дружке с полдружьем объехать один раз верхом вокруг шилыка.
После такой церемонии начально выпроваживают отца женихова туклар мира (свата), которому кладут в сумку масленых лепешек сыльмагинда и возвращают опорожненный бочонок его из-под пива, давши ему для угощения жениховой матери туклаце (свахи) немного вина. Сват, получивши эти припасы, с одним из своих родственников немедленно выезжает из деревни за околицу и там дожидается поезда.
Тогда родители невестины приходят к ней в избу, садятся по обе стороны дочери, которым сия последняя раздает с печальным видом прощальные дары, заключающиеся в рубахах туггур. Родители, получивши подарки, целуют ее и благословляют притом по русскому обряду образом, который берется за нею навсегда в дом зятя. Тогда приходит от жениха дружка, вежливо выводит невесту за руки и сажает в повозку на перину; с нею садятся свахи, замужние сестры или снохи; кучером бывает также брат или зять паштек мара (проводник, или возник). Невеста, расставаясь с родительским домом с грустью, подзывает к себе своих подружек и прощается с ними, с непритворными слезами обнимая и целуя каждую; но подруги не отпущают без денег невесту и берут за нее с дружки сколько-нибудь денег. Дружка, расплатившись с ними, вместе с полдружьем выезжает верхом вперед; за ними следуют и прочие поезжане в повозках по старшинству, так же, как и прежде от жениха; за невестою едут приглашенные родные ее. Дорогою те же песня и та же музыка.
Поезд направляется прямо в приходское село для совершения венчания, по окончании которого, не выходя из церкви, сваха убирает у молодой голову по-женски— тарпаном и нашмаком и надевает на голову хошпу ошпу. Из церкви до дома жениха большая часть поезжан разъезжается по домам без всяких церемоний; остаются только родные, которым молодой при самом приезде домой подает по стакану вина, впредь до наступающего пиршества.
Новобрачных у крыльца дома встречают родители с пшеничною масленою лепешкою сыльмагинда, положенную в красивую новую чашку, которую держит девушка из родни, Эта девушка, подошедши к невесте, дергает у нее тихонько трижды покрывало, после чего она принимается вылезать из повозки. Едва только тронется молодая с места, мать жениха тотчас бросает на землю шалькаву (женский наряд под № 5), на которую новобрачная прежде ступает ногою, а потом берет в руки: после того принимает масленую лепешку от девицы, которую сия последняя, получивши обратно, относит в амбарушку. При входе новобрачной в избу все присутствующие мужского и женского пола, старше ее летами, должны на время выйти из избы, младшие же могут в ней оставаться; а когда новобрачных посадят в чулане за приготовленный стол, входят в избу как поезжане, так и все родные и соседи, для пирования. На стол подают сначала яичницу, которую молодые едят непременно одною ложкою; за яичницею золовки-девицы подают похлебку с бараниною. Сваренную целиком голову баранью едят молодые, разделив пополам с свадебным головою суян еуй. Далее по очереди подаются каравайцы с бараниною же и пироги с рыбою. В продолжении стола дружка угощает яствами и напитками гостей, находящихся в избе, а подружье угощает гостей, находящихся на дворе в шилыке {особо устроенные лавки), где председательствует свадебный голова с прочими церемониальными лицами, потому что тогда собрание, по многочисленности, разделяется на две партии, В вине и пиве недостатка не бывает, и, по чивости" черемис, пир идет на весь мир. Перед окончанием стола приехавшие со стороны невесты родные посылают дружку спросить свадебного голову, есть ли еще перемена? Голова отвечает, что у жениха более кушаньев нет; тогда все встают из-за стола. Тут приданое в сундуках перетаскивают в амбарушку; но перину повозчик невесты без денег не выдает, прежде нежели молодой сколько-нибудь за это не заплатит: деньги спи называются тушек-парни. (перинный подарок).
Свадебный голова из шилыка посылает дружку с ковшом пива в избу к родным невесты, требуя для новобрачного рубашку. Одна из свах предлагает молодой удовлетворить требование, и она выдает дружке рубашку туггур, исподнее платье ялиш и шелковый пояс парсын ишта. Дружка, взявши подарки, кладет на правую руку и с ковшом пива приносит к свадебному голове в шилык. Голова выпивает пиво и, удостоверяясь в доброкачественности подарков, велит одеваться молодому, который в сопровождении дружки, несущего подарки на правой руке, отправляется на речку купаться и, надев там это новое белье, возвращается домой.
После того свадебный голова посылает дружку, чтобы отец молодого собрал к нему всех родных своих, для получения подарков. Отец с матерью, со всеми родственниками приходят из избы в шилык к свадебному голове и все рассаживаются кругом шилыка; а приехавшие за невестою родные и свахи удаляются на это время вместе с новобрачными к приданому имуществу в амбарушку, где свахи начинают плясать под звуки музыки в ожидании дальнейших пиршеств. Когда в шилыке рассядутся родственники молодого, то свадебный голова посылает дружку к свахам невестиным и родным ее в амбарушку доложить, что родители с родными своими все собрались и ожидают подарков. Дружка, пришедши к ним с нагайкою, снимает тогда с молодой покрывало, а она взамен оного накидывает на голову узорчатый четырехугольник сесна савыц (платок с кисточками) и в таком виде отправляется с молодым мужем в шилык в предшествии дружки с нагайкою лопш, который, проходя в шилику, всякую встречающуюся на дворе по дороге соринку убирает и бросает в сторону. Молодой несет лянгус пива, молодая — каравай хлеба, а за ними свахи — подарки, навешанные у каждой на правую руку, за свахами следуют музыканты с наигрываннем в пузыри и бубны. Подходя к шилыку, вся группа обходит его кругом один раз и, обошедши, входит в оный к родителям,
которым новобрачные воздают приветствие маханием три раза правою рукою шалям (почтение). За сим свахи раздают дары начально родителям, потом братьям и сестрам, далее свадебному голове и всем родным, сколько есть в шилыке. Родителей и ближайших родственников дарят рубашками, а прочих — холстом, аршина по три; женщин — преимущественно головными уборами, тарпанами, и нашмаками. При сем случае дружка подает ковшик пива, а свахи в то же время кладут принимающему пиво на правую руку подарок. Молодые в это время стоят на одном месте. По раздаче подарков повозник невесты паштек мира опрашивает всех, довольны ли подарками — яра ли? Кто недоволен, тому тотчас переменяют.
После сей церемонии стелят в шилыке на пол войлок, на который молодая с двумя по обоим сторонам свахами, став на колена, кланяется в землю перед родителями и сидящим рядом с ними свадебным головою. В это время тот же повозник паштек мара говорит родителям и свадебному голове: «Вот невеста, не щадя своих рук, три года пряла и ткала холст, не спав ночи, и принесла ныне вам в дар; вы теперь что пожертвуете ей взамен подарков?». Родители молодого, если не имеют еще других детей, во всеуслышание предоставляют тогда новобрачным в распоряжение и наследство все свое имение; в противном случае сулят имни лошадь, или корову шкал, или овечек шарык. Следуя их примеру, и другие родственники сулят молодым, что могут, и эти обещания исполняются впоследствии свято и ненарушимо. Молодая, выслушав все это, вместе со свахами встает с войлока. Потом родители и все гости также встают с своих мест, берут в руки по ковшу пива и, обратясь к востоку, молятся Богу о долгоденствии и благополучии новобрачных. По окончании молитв некоторые из поезжан разъезжаются по домам, повесивши через плечо подарки; остаются доканчивать пир одни только родные со стороны жениха и невесты, для угощения которых дает пива и вина свадебный голова. На этом пиру дарят подобным же порядком дружку с полдружьем и тех родных, которые приехали с невестиной стороны, равно не забывают дарить и музыканта-пузырника; бубнистов же не дарят. Невестины родные, повеселившись досыта, разъезжаются вечером по домам, и молодые остаются одни.
Поутру встают рано. Молодая золовка или другая девица из родственниц ведет на ключ за водою витлян. Молодая, нацедивши в ведра воды, бросает в ключ грош, а другой дает девице за указание источника. Из этой воды молодая варит тотчас Яшку суп ляшка для угощения свекра и свекрови. Черемисская Яшка такая же, как и у чуваш, но только кусочки у них бывают из пшеничного теста и крошатся гораздо мельче; варится непременно с бараниною и приправляется сметаною. Яшка подают родителям, ожидавшим уже в избе за столом вместе со свадебным головою и помощником его кого винге. Молодой приносит лянгус пива, а молодая — каравай хлеба и делают им приветствие шалям, махая три раза рукою. Угощая пивом, молодая вновь дарит свекра с свекровью рубашками, как сказано выше, а родители с свадебною головой и всеми своими родными кладут ей на край чашки деньги — кто гривенник, кто и более. Помолившись богу, едят ляшку с аппетитом, потом опять пьют и веселятся. Тогда играет один только пузырист без бубнов, или является гуселыцик с ручными гуслями кяшь, называемыми чувашскими.
По окончании пира в доме родительском молодые в сопровождении их и всех гостей делают в тот же день по домам посещения своим родным, причем молодая разносит масляные лепешки сылъмагинда, а молодой ходит с лянгусом пива; кроме того, молодая в каждом доме кладет на край поставленных блюдец с кушаньями сколько-нибудь денег в подарок домохозяевам. По окончании этих визитов свадебного голову, помощника его и дружку с полдружьем провожают домой по неимению уже в них более надобности и убирают устроенные во дворе лавки шилык, в знак окончания свадьбы.
Независимо от этого делают новобрачные следующие визиты: 1) На третий день после свадьбы едут с родителями своими к тестю в гости, с пивом и масляными лепешками. Поездка сия называется шарпан анжикташ, т. е. «шарпанный пир», а шарпан у черемисских женщин есть головная повязка вроде полотенца с вышивками по краям и концам, которую молодая убирает после венца голову. В этом случае молодая одевается во все парадное платье, как женщины на свадьбе. 2) Осенью по уборке с полей хлеба ездят к тестю с родителями и родственниками, всего в числе около 20 человек, с пивом и пируют с сутки. Пир этот называется винге браш, т. е. «обращение к родителям» или «отзывки». 3-е) Зимою, когда вся скотина находится уже дома, молодые одни ездят к тестю с вином за получением обещанного в дар скота: лошади, коровы и овец. При сем случае зять кладет на голову одной из подаренной скотины немного денег, которые поступают в пользу свояченицы. И 4-е) Через несколько времени после сего тесть с тещею и некоторыми из родни ездят с пивом к молодым и пьют там тоже с сутки, что называется туклар браш, т, е. «сватов приезд», потому что пируют новые сваты из другого рода, т. е. откуда взята новобрачная.
Заключу описание свадеб горных черемис замечанием, что они женятся немедленно по достижении узаконенных лет и по отправлении рекрутской повинности; равно и девицы выходят замуж в цвете лет. Но те дульцинеи, которые ищут себе женихов сами, засиживаются в девицах очень долго и даже навсегда.
Из книги "История Марийского края в документах и материалах, часть 1". Составители: Г.Н.Айплатов, А.Г.Иванов. 1992 год, Йошкар-Ола, "Марийское книжное издательство"
Если холостяк задумает жениться, то он с позволения своих родителей едет в ту деревню, где есть у него на примете невеста, останавливается у кого-либо из тамошних знакомых ему черемис и, объявив ему свое намерение, просит быть в этом деле посредником. Сей последний призывает к себе секретно избранную невесту и спрашивает ее, согласна ли она выйти замуж, и если согласна, то вслед за нею отправляются они к родителям ее, где также в присутствии невесты спрашивают их согласия, и, получив его, жених с торжеством возвращается домой и объявляет об этом родителям.
На другой день, утром, жених, принарядившись получше в новый кафтан мижер и кем, отправляется вместе с отцом своим и одним из ближайших родственников к невесте на паре лошадей, заправленных в щегольскую телегу-качалку араба, для окончательного сватовства. Отец на этот случай берет с собою небольшие масляные лепешки костенач (гостинцы), которые укладывает в кожаную небольшую сумку вроде русской кисы, и полведра вина.
Прибыв в дом невесты, спрашивают их, согласны ли они выдать дочь? Родители, собственно из приличия, сперва отзываются, что дочь у них еще молода, семья невелика, работать некому; но, наконец, настояния сватающих выводят их из решимости, и тогда спрашивают они дочь: согласна ли она идти замуж? Если она уже предварительно согласилась, то объявляет, что не может прекословить их воле.
Наконец, родители договариваются на счет калыма ална. У горных черемис большие калымы бывают от 28 руб. 58 коп. до 57 руб. 16 коп. серебром, а малые — от одного до 26 руб. серебром. Сват, отсчитавши по договору деньги, кладет в чашку, поставленную на столе. Потом какая-нибудь из девочек, сестра невесты или из других родных, по предложению сватов, развязывает сватову сумку, вынимает из нее лепешки и кладет их на стол. Девочку за сие дарит жених гривенником или двухгривенным. Лепешки сваты и жених с невестою разбирают по рукам и потом произносят следующие слова:
Юма, перегге Господи, сохрани
Юма, шулукым пу Господи, благополучие подай
Юма, пурлукум пу Господи, избыток дай
Юма, паян лишта Господи, дай богатства
Юма, шюмь удюрюм пу Господи, семь дочерей дай
Юма, шюмь эрггем пу Господи, семь сыновей дай
Юма, пиялам пу Господи, всякого счастья дай
После сего по маленькому кусочку от лепешек бросают в огонь, разложенный на тот раз в горнушке, и затем, чокнувшись лепешками и закусив их понемногу, кладут на стол; причем отец просватанную дочь свою дарит сколько-нибудь деньгами из полученного калыма. Потом бывает обручение жениха с невестой, для чего кладут на стол караван хлеба, на котором сии последние, переменившись раза три перстнями, надевают жених невестин, а последняя женихов перстень.
После сих обрядов пьют привезенное сватом вино, которым не забывают угощать невесту. Распивши вино, невеста дарит жениха, отца его и бывшего с ним родственника холстом, аршина по три каждому. Подарки эти, называемые минерь, подвязывают через плечо, а сверх того кожаную сумку свата наполняют лепешками от невесты и кладут туда полуштоф вина. Сватавшиеся отправляются восвояся, но без всяких песен; а Дома лепешки невестины и вино распивают с своими родными.
На третий день жених или отец его едет один на телеге к невесте с приветствием пунзал пуаш, для чего берет с собою в сумке также масленых лепешек и штоф вина. После угощения договариваются они, когда быть свадьбе и сколько должно быть подарков от невесты, как-то рубах туггур и женских нарядов. Договорившись, невеста опять навешивает жениху через плечо в подарок холста аршина три, а он с этим подарком возвращается домой.
За сим как в доме жениха, так и в доме невесты начинают приготавляться по назначению к свадьбе: варят пиво и запасаются вином: а невеста между тем шьет побольше приданого, при помощи подруг, которые при том поют ей песни, как например: Яжон-лен мара Иван, шум удюр Матрон минень ула, т. е. «Хороший молодец Иван и чернобровая девица Матрена есть у нас», с разными похвалами в пользу жениха и невесты и припевами «уюй, уюй, уеех, уеех...».
Когда будет все готово к свадьбе, жених, под руководством своих родителей, избирает для свадебных церемоний следующие лица:
1) Из ближайших своих родственников свадебного голову суян вуй.
2) Из зятьев, а за неимением их, их других родственников кого винге «старшего зятя», вроде помощника свадебному голове, иначе посаженный отец.
3) Жена кого винге назначается свахою за женихом.
4) Дружку арвинге, который бывает с нагайкою и в белом фартуке запон.
5) Полдружью изы арбинг. Он бывает тоже с нагайкою и в фартуке.
6) Пузырника — музыканта шиберзя.
7) Ему в помощь двух или трех барабанщиков тумерзя с бубнами, называемыми тумерь. Инструмент этот точно похож на барабан, с двумя для битья палочками — деревянное лукошко, обтянутое -с обоих концов собачьем или бараньего шкуркою, дающее весьма резкий звук, навешивается бечевкою через плечо. В этом состоянии свадебный оркестр.
В день свадьбы как в доме жениха, так и в доме невесты на дворах устраиваются для свадебной церемонии четырехугольные места из досок» положенных на чурбанах, вышиною не менее аршина, с обширною в середине площадкою для плясок. Лавки эти, называемые по-черемисски шилык, точно такие, какие у фигляров в балаганах для зрителей и со входом с одного угла на площадку, на которую ставят два стола с пивом, вином я кладут по караваю черного хлеба, а к одному столу дружка ставит у жениха кудрявую березу, которую дружка же и вырубает в роще.
Устроив такой амфитеатр, расстилают за столами войлоки партыш, на которые севши, свадебный голова, с непокрытого головою посылает дружку с полудружьем созывать к жениху поезжан, и они верхами с подвязанными под шею лошадей бубенчиками брячик и нагайками в руках, разъезжают собственно по жениховой деревне н, подъезжая к каждому двору, говорят: «Альто-ка сыянышка! Суянышка! Кум каггаль ула; нилыт кам кагга сукур ула; визыт ведра арака ула; сыра шука ула, пушан каштан лияш; вята тон, урбеза ука-так, ущимь нял, т. е. “Поедем на свадьбу! Три печи пирогов изготовлено; четыре печи хлеба напечено; пять ведер есть вина; пива столько, что можно на лодке плавать; жен и детей берите, а если детей нет, то колотушку возьмите».
После такой повестки поезжане сбираются в дом жениха в парных повозках, другие в красивых тарантасах; холостяки запрягают даже тройки, и с непременным условием, чтоб у всех на дугах были колокольчики ингал и около лошадей бубенчики брячук. Щеголи одеваются отлично: в суконные или нанковые и кумачевые красные кафтаны каптал, в красные рубашки, плисовые шальвары, на голову надевают поярковые шляпы шлепе, с шелковыми густыми кистями кистышка, а на ноги сапоги и даже со скрипом. Известно, что у горных черемис молодцы более стройны и расторопны, нежели у луговых черемис и низовых чуваш. У женщин наряд, как и у чуваш, весьма примечателен и заслуживает особенного описания: 1} Женщина надевает из хорошего сукна зеленый парадный кафтан посго (т. е. сукно) с четырехугольным воротником шювят, лежащим назад, шириною и длиною в четверть и обшитом по кроям разными шелковыми тесьмами, лентами и позументом; подпоясывается шелковым вязаным широким поясом с прекрасными наконечниками из золотого или серебряного позумента; у которой же нет подобного кафтана, то надевает на себя желтянку ала шобыр (желтый балахон), похожую на дамскую визитку; она бывает с рукавами и вышита вся вычурными узорами шелком, как по канве. 2) Назади к поясу подвешивается четырехугольник шталиш хадер (круглые уборы), вышитый, подобно желтянке, и покрывающий весь зад. 3) На голову надевается ошпу, т. е. чувашская хошпа, украшенная серебряными мелкими монетами, и конец полтинниками и четверками до пятачка постепенно. У бедных монеты на хошпе заменяются круглыми медными бляхами с изображением всадников, стрел и птичек. 4) Чрез плечо надевается вроде солдатской армейской портупеи, лента аршеш, шириною в ладонь, украшенная по краям во всю длину разными шелехами и корольками, а в середине старинными серебряными мелкими монетами. 5) На грудь подвязываются две большие шалькамы: из них верхняя длиною и шириною не более в четверть, а нижняя вдвое более; они унизаны в несколько рядов плотно чешуйчатым образом по толстой коже серебряными мелкими монетами, а по краям крупными от пятачка до четвертака, и сверх того нижние края унизаны белыми корольками, называемыми иначе змеиными головками. Эти шалькамы у черемисской молодки покрывают всю грудь.
6) На шею надевают серебряные цепочки ши цепоцка с крестами серебряными или оловянными, вроде ожерелья.
7) В ушах вместо серег на подвесках деньги тэта, по четыре четвертака на каждой, и сверх того прицепленные к сарпану крутосогнутые серебряные или под серебро проволочки, называемые серга. На ноги навертываются как можно толще черные онучи штер с подвязками у колен и маленькие красивые с небольшими головками лапти идал пер, т. е. «мелкие головки». 8) Вместо фартука черемиски подвязывают большие шелковые платки, а в руки берут бумажные носовые платочки. На пальцы надевают множество серебряных перстней, а на поясе рубахи развешиваются по бокам кумдашта — коротенькие, вроде широких лент, узоры, вышитые шелком и с кистями на концах. Сверх того, вешают к поясу кожаный маленький кошелек янцык,
Когда черемисская женщина приготавливается ехать на свадьбу, то серебряные свои украшения все вычистит тщательно мелом, чтобы блеснуть в обществе: и действительно, в таком наряде она производит эффект в своем кругу. У богатой женщины, как и у чувашек, весь наряд стоит более ста рублей серебром, и свадебное оде-ванне у черемисских женщин идет весьма продолжительно.
Когда все поезжане соберутся, свадебный голова суян вуй предлагает жене своей и дружке с полдружьем плясать, что они и исполняют поочередно на площадке устроенных лавок шилык под звуки пузырей, бубнов. Жених, одевшись, является к ним в шилык, где его сажают за стол на разостланный войлок партыш, а по обеим сторонам садятся отец и мать его, которым свадебный голова предлагает благословить сына. Родители, встав с мест и молясь по русскому обыкновению, просят у бога всякого благополучия сыну и назначают ему в надел или лошадь, или корову и даже весь дом в наследие, если он заслужит уважение родителей. После таких благословлений родители уходят из шилыка, а места их занимают помощник свадебного головы кого винге и жена его — сваха. Посидев, немного спустя жених встает и, положив на место, где сидел, какую-нибудь медную монету, сажают туда кого ни есть из поезжан, который, вставши, берет ту монету себе. Потом жених сажает в свою повозку сваху; а сам с мужем ее, помощником свадебного головы, садится на козлы, предоставляя сему последнему быть кучером, и отправляется с поездом к невесте. Впереди едут рядом дружка с полудружьем верхами, за ними на телеге отец жениха с родственником, бывшим с ним при сватаний невесты (мать остается дома). В телеге у них — бочонок пива, четверть ведра вина и в кожаной сумке тапнак масленые лепешки. Следом за ними едут жених, свадебный голова и все поезжане, в том числе и музыканты с пузырями и бубнами, которых оркестр гремит беспрерывно.
Во время дороги женщины, стоя в повозках и держась за кибитки, поют дорогою хором вместе с мужчинами песни: «Эй-еее эй-еее, ох-ха-хаха уй-ююю уй-юх-ре-ре-ре, ра-ра-ра-ра!..» Это не что иное, как припевы с разными вариациями. Разнообразные голоса, игра на пузырях и бой в бубны, стук повозок (которых на хорошей свадьбе бывает не менее 30), звон колокольчиков и бряканье бубенчиков действуют сильно на слух.
Подъезжая к двору невесты, поезд находит на страже у ворот холостых ее однодеревенцев, которые тотчас ворота капка запирают. Потом пускают одного отца жениха с пивом и вином, который, въехав во двор, здоровается с родителями невесты и угощает их привезенными напитками и маслеными лепешками, дабы снискать их благосклонность для принятия жениха с поездом. Напитки и лепешки починают, помолясь Богу и произнося те же слова, какие употребляются при сватании. Между тем стоящие за воротами поезжане шумно поют песни и под звуки музыки пляшут.
Затем привратники впускают дружку с полдружьем, получив за это сколько-нибудь денег; потом ворота растворяются настежь и впускаются остальные. При вступлении на двор, они объезжают его один раз вместе с женихом на повозках, по солнцу, вокруг устроенных лавок. Когда объедут, дружка принимает жениха и приводит его в шилык к столу, на котором стоит лянгус (кадушка) пива и лежит каравай хлеба. Жених посылает дружку к родителям невесты, находящимся в то время вместе с его отцом в лачуге куда, испросить позволение: прикажут ли они сесть ему на свое место. Родители позволяют и в знак того дают дружке ковшик карка, чтобы он подал жениху; но сей последний, выпивши пиво, не соглашается садиться из-за простого коиша пива, говоря, что он, заплатив за невесту довольно калыму аяна, не согласен сесть запросто. С этими его словами дружка обращается к отцу невесты, который тогда в ковшик с пивом кладет какую-нибудь серебряную монету, четверик или полтинник. Жених пиво выпивает, деньги берет себе и тогда уже садится за стол, имея по правую сторону помощника свадебного головы, а по левую жену его, сваху. Когда они таким образом усядутся, рассаживаются по устроенным лавкам и прочие поезжане: без всякого шуму, в ожидании угощения. Свадебный голова суян вуй садится за другой стол, у которого поставлена береза с развевающимися на вершине белым сарпаном наподобие флага. Лишь только все усядутся, этот предводитель свадьбы приказывает дружке требовать напитков и закуски. Невеста в это время, нарядившись в парадный зеленый кафтан поста (женский наряд под .№ 1), находится в избе вместе с двумя подругами своими удюрь кюнюрь и, покрывшись большим шелковым платком, как покрывалом, садится на разостланный войлок за стол, где поставлены пиво, хлеб и масленые лепешки. Дружка, по приказанию свадебного головы, пришедши к подругам невесты, требует у них напитков невестиных; они, взявши с него гривенник, указывают ему в погребе пиво. Дружка смело нацеживает пиво в небольшие кадочки лянгус и, набравши довольно деревянных ковшей карка, приносит пиво в шилык, ставит на столы и угощает поочередно свадебного голову, жениха и поезжан; за сим приносит вина отец жениха и угощает им поезд тем же порядком. Когда разнесет он пиво, свадебный голова, ставши с своего места, спрашивает своих поезжан: «Моя команда! Все ли выпили?» — Мини команда! Цилян юндали? Поезжане отвечают: «Все выпили» — «Цьтян юнын». Затем невестин отец удаляется в лачугу, где крепко угощает своего свата, женихова отца.
После того свадебный голова посылает дружку с ковшом пива к невестиным родителям требовать закуски. Отец, выпивши пиво, приказывает невестиным подругам удюрь кюнюрь выдавать дружке кушанья, которые заключаются в похлебке с бараниной лем. каравайцах с бараниною же куртник (вероятно, от русского курник) п пирогах с рыбою кагыль. Дружка, получивши кушанья, подает в шилыке одно за другим на столы. При подаче похлебки, вынув из чашки сваренную целиком баранью голову и все четыре ноги (студни), разделяет их пополам: одну половину головы с двумя ногами подает свадебному голове, а другую с остальными ногами относит к отцу невесты в лачугу. Черемисы более охотники до хлеба-соли, нежели чуваши, которые на свадьбах мало заботяться об этом, а больше пьют. Затем подруги невесты удюрь подают в чашках, особливо невесте в избу и особливо жениху в шилык, жидко изготовленную на молоке яичницу мунын шыбыртыш. Жених, принявши яичницу, посылает дружку с ковшом пива (пустив в оный гривну денег) к невесте, просит ее закусывать тем, что если она любит его, то в знак того положила бы в ковшик своих денег. Невеста выпивает пиво, берет деньги и отсылает к жениху свой сюрприз, положив ему в ковш денег с коп. 20 медью, с тем, чтобы он пил на здоровье; жених выпивает с аппетитом. Между тем дружка из поданной яичницы три раза плещет ложкою на воздух, и за сим жених вместе с заседающими с ним кого винге и свахою начинают есть яичницу и прочее кушанье. По окончании стола свадебный голова посылает дружку с ковшом пива к отцу невесты в лачугу спросить, нет ли еще перемены. Сват выпивает пиво и спрашивает об этом подруг невесты, которые тогда отказываются, что более уже нет никакого кушанья. За этим отказом поезжане встают из-за столов, молятся по-русски Богу и благодарят свадебного голову за хлеб-соль — таву киньда санзалан.
После этих церемоний свадебный голова вновь посылает дружку с ковшом пива к отцу невесты сказать ему, что команда его наелась и желает повеселиться. Сват позволяет, сам остается в лачуге вместе с женою своею и жениховым отцом, продолжая угощать друг друга пивом и ведя беседу самую сокровенную. Поезжане, как скоро получат позволение на веселье, начинают пляску при игре на пузырях и битье в бубны в такт; но, однако ж, без битья в ладоши, как у чуваш; только все кричат хором: «Их, и-их! Их-их, и-их!». Начально танец открывают пляскою дружки, а за ним уже продолжают и все поезжане, как мужчины, так и женщины; но свадебный голова, помощник его и сваха в этом не участвуют, сидя за столом скромно и наблюдая за веселящимися, как старшие на этом торжестве. Пиво и вино, разносимое дружкою с полдружьем, льются изобильно, и пир идет горой. При этом надобно заметить, что у черемис один только жених сидит в шляпе, а прочие все без шапок.
Около ликующих поезжан находится и большая толпа девушек, пришедших из окрестных околодков для провода невесты и высматривания себе женихов. Молодцы-поезжане, выкидывая свое удальство в шилыке, влекут к себе девиц для плясок. Девицы начально стыдятся, вырываются из рук их, делая отговорки, что она плясать не умеет, но напрасно: могучая рука ставит красавицу в шилык и заставляет начинать пляску. Черемисские девушки пляшут также, как и чувашские, раздвинув вдоль руки и захвативши крепко концы своих рукавов: однако и движения их гораздо нежнее, и сами они грациознее. Пляску мужчин описывать нечего, они пляшут так же, как и русские, если даже не лучше.
У невесты в это время та же музыка и те же песни и пляски, где участвуют ее родственники и однодеревенские холостяки и девицы. Она не воет, как у чуваш, а только, сидя за столом, под шелковым платком прощается с родными, подавая каждому пива, которые за это кладут ей в ковш деньги: кто грош, кто гривенник, другие кладут в подарок вместо денег перстни и шейные кресты. Она все это кладет в особо поставленную пред нею чашку. Спустя довольно времени, невеста посылает подружек за родителями своими, чтобы они благословили ее. Родители, пришедши в избу, дают дочери-невесте нравственное наставление, чтобы она повиновалась мужу, жила с ним согласно и свекра с свекровью уважала и проч. Притом отец дарит ее немного деньгами, а мать какими-нибудь женскими уборами; дарят также, особенно деньгами, и родные. За сим невеста посылает кого-нибудь из холостых парней в шилык приглашать приехавших с женихом женщин для угощения. Приглашение это называется паштек арбинге (проводы). Свадебные женщины, пришедши к невесте в веселом уже расположении духа, пьют пиво и вино, распевая хором:
Мен ман купец Наш купец
Тентан товар Ваш товар
Периже Минин Наш молодец
Минь дона Кушкин С нами вырос
и проч.
Слов в песнях употребляется довольно в похвалу жениха и невесты.
По окончании угощения и приветствий женщины опять возвращаются в шилык и тоже пьют и пляшут. Потом свадебный голова суян вуй приказывает дружке собраться поезду, вследствие чего дружка с полдружьем закладывают все повозки поезжан и укладывают приданое невесты в сундуки шундек, а в ту повозку, где должна сесть невеста, растилают перину ее тюшек с длинными подушками кюпцик. Когда будет все готово, докладывают о том свадебному голове, и он приказывает дружке с полдружьем объехать один раз верхом вокруг шилыка.
После такой церемонии начально выпроваживают отца женихова туклар мира (свата), которому кладут в сумку масленых лепешек сыльмагинда и возвращают опорожненный бочонок его из-под пива, давши ему для угощения жениховой матери туклаце (свахи) немного вина. Сват, получивши эти припасы, с одним из своих родственников немедленно выезжает из деревни за околицу и там дожидается поезда.
Тогда родители невестины приходят к ней в избу, садятся по обе стороны дочери, которым сия последняя раздает с печальным видом прощальные дары, заключающиеся в рубахах туггур. Родители, получивши подарки, целуют ее и благословляют притом по русскому обряду образом, который берется за нею навсегда в дом зятя. Тогда приходит от жениха дружка, вежливо выводит невесту за руки и сажает в повозку на перину; с нею садятся свахи, замужние сестры или снохи; кучером бывает также брат или зять паштек мара (проводник, или возник). Невеста, расставаясь с родительским домом с грустью, подзывает к себе своих подружек и прощается с ними, с непритворными слезами обнимая и целуя каждую; но подруги не отпущают без денег невесту и берут за нее с дружки сколько-нибудь денег. Дружка, расплатившись с ними, вместе с полдружьем выезжает верхом вперед; за ними следуют и прочие поезжане в повозках по старшинству, так же, как и прежде от жениха; за невестою едут приглашенные родные ее. Дорогою те же песня и та же музыка.
Поезд направляется прямо в приходское село для совершения венчания, по окончании которого, не выходя из церкви, сваха убирает у молодой голову по-женски— тарпаном и нашмаком и надевает на голову хошпу ошпу. Из церкви до дома жениха большая часть поезжан разъезжается по домам без всяких церемоний; остаются только родные, которым молодой при самом приезде домой подает по стакану вина, впредь до наступающего пиршества.
Новобрачных у крыльца дома встречают родители с пшеничною масленою лепешкою сыльмагинда, положенную в красивую новую чашку, которую держит девушка из родни, Эта девушка, подошедши к невесте, дергает у нее тихонько трижды покрывало, после чего она принимается вылезать из повозки. Едва только тронется молодая с места, мать жениха тотчас бросает на землю шалькаву (женский наряд под № 5), на которую новобрачная прежде ступает ногою, а потом берет в руки: после того принимает масленую лепешку от девицы, которую сия последняя, получивши обратно, относит в амбарушку. При входе новобрачной в избу все присутствующие мужского и женского пола, старше ее летами, должны на время выйти из избы, младшие же могут в ней оставаться; а когда новобрачных посадят в чулане за приготовленный стол, входят в избу как поезжане, так и все родные и соседи, для пирования. На стол подают сначала яичницу, которую молодые едят непременно одною ложкою; за яичницею золовки-девицы подают похлебку с бараниною. Сваренную целиком голову баранью едят молодые, разделив пополам с свадебным головою суян еуй. Далее по очереди подаются каравайцы с бараниною же и пироги с рыбою. В продолжении стола дружка угощает яствами и напитками гостей, находящихся в избе, а подружье угощает гостей, находящихся на дворе в шилыке {особо устроенные лавки), где председательствует свадебный голова с прочими церемониальными лицами, потому что тогда собрание, по многочисленности, разделяется на две партии, В вине и пиве недостатка не бывает, и, по чивости" черемис, пир идет на весь мир. Перед окончанием стола приехавшие со стороны невесты родные посылают дружку спросить свадебного голову, есть ли еще перемена? Голова отвечает, что у жениха более кушаньев нет; тогда все встают из-за стола. Тут приданое в сундуках перетаскивают в амбарушку; но перину повозчик невесты без денег не выдает, прежде нежели молодой сколько-нибудь за это не заплатит: деньги спи называются тушек-парни. (перинный подарок).
Свадебный голова из шилыка посылает дружку с ковшом пива в избу к родным невесты, требуя для новобрачного рубашку. Одна из свах предлагает молодой удовлетворить требование, и она выдает дружке рубашку туггур, исподнее платье ялиш и шелковый пояс парсын ишта. Дружка, взявши подарки, кладет на правую руку и с ковшом пива приносит к свадебному голове в шилык. Голова выпивает пиво и, удостоверяясь в доброкачественности подарков, велит одеваться молодому, который в сопровождении дружки, несущего подарки на правой руке, отправляется на речку купаться и, надев там это новое белье, возвращается домой.
После того свадебный голова посылает дружку, чтобы отец молодого собрал к нему всех родных своих, для получения подарков. Отец с матерью, со всеми родственниками приходят из избы в шилык к свадебному голове и все рассаживаются кругом шилыка; а приехавшие за невестою родные и свахи удаляются на это время вместе с новобрачными к приданому имуществу в амбарушку, где свахи начинают плясать под звуки музыки в ожидании дальнейших пиршеств. Когда в шилыке рассядутся родственники молодого, то свадебный голова посылает дружку к свахам невестиным и родным ее в амбарушку доложить, что родители с родными своими все собрались и ожидают подарков. Дружка, пришедши к ним с нагайкою, снимает тогда с молодой покрывало, а она взамен оного накидывает на голову узорчатый четырехугольник сесна савыц (платок с кисточками) и в таком виде отправляется с молодым мужем в шилык в предшествии дружки с нагайкою лопш, который, проходя в шилику, всякую встречающуюся на дворе по дороге соринку убирает и бросает в сторону. Молодой несет лянгус пива, молодая — каравай хлеба, а за ними свахи — подарки, навешанные у каждой на правую руку, за свахами следуют музыканты с наигрываннем в пузыри и бубны. Подходя к шилыку, вся группа обходит его кругом один раз и, обошедши, входит в оный к родителям,
которым новобрачные воздают приветствие маханием три раза правою рукою шалям (почтение). За сим свахи раздают дары начально родителям, потом братьям и сестрам, далее свадебному голове и всем родным, сколько есть в шилыке. Родителей и ближайших родственников дарят рубашками, а прочих — холстом, аршина по три; женщин — преимущественно головными уборами, тарпанами, и нашмаками. При сем случае дружка подает ковшик пива, а свахи в то же время кладут принимающему пиво на правую руку подарок. Молодые в это время стоят на одном месте. По раздаче подарков повозник невесты паштек мира опрашивает всех, довольны ли подарками — яра ли? Кто недоволен, тому тотчас переменяют.
После сей церемонии стелят в шилыке на пол войлок, на который молодая с двумя по обоим сторонам свахами, став на колена, кланяется в землю перед родителями и сидящим рядом с ними свадебным головою. В это время тот же повозник паштек мара говорит родителям и свадебному голове: «Вот невеста, не щадя своих рук, три года пряла и ткала холст, не спав ночи, и принесла ныне вам в дар; вы теперь что пожертвуете ей взамен подарков?». Родители молодого, если не имеют еще других детей, во всеуслышание предоставляют тогда новобрачным в распоряжение и наследство все свое имение; в противном случае сулят имни лошадь, или корову шкал, или овечек шарык. Следуя их примеру, и другие родственники сулят молодым, что могут, и эти обещания исполняются впоследствии свято и ненарушимо. Молодая, выслушав все это, вместе со свахами встает с войлока. Потом родители и все гости также встают с своих мест, берут в руки по ковшу пива и, обратясь к востоку, молятся Богу о долгоденствии и благополучии новобрачных. По окончании молитв некоторые из поезжан разъезжаются по домам, повесивши через плечо подарки; остаются доканчивать пир одни только родные со стороны жениха и невесты, для угощения которых дает пива и вина свадебный голова. На этом пиру дарят подобным же порядком дружку с полдружьем и тех родных, которые приехали с невестиной стороны, равно не забывают дарить и музыканта-пузырника; бубнистов же не дарят. Невестины родные, повеселившись досыта, разъезжаются вечером по домам, и молодые остаются одни.
Поутру встают рано. Молодая золовка или другая девица из родственниц ведет на ключ за водою витлян. Молодая, нацедивши в ведра воды, бросает в ключ грош, а другой дает девице за указание источника. Из этой воды молодая варит тотчас Яшку суп ляшка для угощения свекра и свекрови. Черемисская Яшка такая же, как и у чуваш, но только кусочки у них бывают из пшеничного теста и крошатся гораздо мельче; варится непременно с бараниною и приправляется сметаною. Яшка подают родителям, ожидавшим уже в избе за столом вместе со свадебным головою и помощником его кого винге. Молодой приносит лянгус пива, а молодая — каравай хлеба и делают им приветствие шалям, махая три раза рукою. Угощая пивом, молодая вновь дарит свекра с свекровью рубашками, как сказано выше, а родители с свадебною головой и всеми своими родными кладут ей на край чашки деньги — кто гривенник, кто и более. Помолившись богу, едят ляшку с аппетитом, потом опять пьют и веселятся. Тогда играет один только пузырист без бубнов, или является гуселыцик с ручными гуслями кяшь, называемыми чувашскими.
По окончании пира в доме родительском молодые в сопровождении их и всех гостей делают в тот же день по домам посещения своим родным, причем молодая разносит масляные лепешки сылъмагинда, а молодой ходит с лянгусом пива; кроме того, молодая в каждом доме кладет на край поставленных блюдец с кушаньями сколько-нибудь денег в подарок домохозяевам. По окончании этих визитов свадебного голову, помощника его и дружку с полдружьем провожают домой по неимению уже в них более надобности и убирают устроенные во дворе лавки шилык, в знак окончания свадьбы.
Независимо от этого делают новобрачные следующие визиты: 1) На третий день после свадьбы едут с родителями своими к тестю в гости, с пивом и масляными лепешками. Поездка сия называется шарпан анжикташ, т. е. «шарпанный пир», а шарпан у черемисских женщин есть головная повязка вроде полотенца с вышивками по краям и концам, которую молодая убирает после венца голову. В этом случае молодая одевается во все парадное платье, как женщины на свадьбе. 2) Осенью по уборке с полей хлеба ездят к тестю с родителями и родственниками, всего в числе около 20 человек, с пивом и пируют с сутки. Пир этот называется винге браш, т. е. «обращение к родителям» или «отзывки». 3-е) Зимою, когда вся скотина находится уже дома, молодые одни ездят к тестю с вином за получением обещанного в дар скота: лошади, коровы и овец. При сем случае зять кладет на голову одной из подаренной скотины немного денег, которые поступают в пользу свояченицы. И 4-е) Через несколько времени после сего тесть с тещею и некоторыми из родни ездят с пивом к молодым и пьют там тоже с сутки, что называется туклар браш, т, е. «сватов приезд», потому что пируют новые сваты из другого рода, т. е. откуда взята новобрачная.
Заключу описание свадеб горных черемис замечанием, что они женятся немедленно по достижении узаконенных лет и по отправлении рекрутской повинности; равно и девицы выходят замуж в цвете лет. Но те дульцинеи, которые ищут себе женихов сами, засиживаются в девицах очень долго и даже навсегда.
Из книги "История Марийского края в документах и материалах, часть 1". Составители: Г.Н.Айплатов, А.Г.Иванов. 1992 год, Йошкар-Ола, "Марийское книжное издательство"