На правах рекламы
Хочешь заработать на чтении смс?
Хочешь получать полезную информацию в соответствии с твоими интересами?
Хочешь получить скидку или бесплатный билет?
Тогда регистрируйся в
Mobile-info-yola.ruХватит тратить деньги на сотовую связь! Пора на ней зарабатывать!
Автор:
user | Дата: 30 ноября 2008 | Просмотров: 3011 Коментарии: 0 |
Подробнее
Автор:
user | Дата: 30 ноября 2008 | Просмотров: 29058 Коментарии: 330 |
Подробнее
Р.К.Ялаева
Мишкан районышто 53 школ гыч 41-ште марий йылмым тунемыт. 31 туныктышо пашам тыршен ыштат. Кок «Башкортостан Республикын сулло туныктышыжо», 4 «Отличник» лӱмым нумалыт, 8 – кӱшыл, 13 – икымше категориян улыт. Мемнан администраций вуйлатыше В.М.Андреев, туныктыш пӧлка вуйлатыше пашаштына эре мелын шогат. Шийвундо, транспорт дене проблемым решатлат. Книга ден Марий Эл туныктыш министерстват, туныктыш институтат, Морко туныктыш пӧлкат, спонсорна-влакат полшен шогат.
Моло районысо школ-влак семын чыла уым налын, йоча-влаклан сай шинчымашым пуаш тыршена. Районышто да республикыште Яндыганова Л.Ш., Минаева Н.П., Мустакимова К.Ш., Абукаева В.А., Русиева Л.А., Янситова Н.И., Ибаева А.С., Васина И.Г., Александрова З.И., Ашиева Л.В., Алексеева Г.В., Ямурзина Н.А., Яшмурзина И.А. лӱмышт кумдан палыме улыт. Нунын тунемшышт сылнымут аланыште, республикысе олимпиадыште, конкурсышто сеҥышыш лектыт, мемнан Башкортостан Республикынам регионгокласе олимпиадыште кӱлеш семын ончыктат. Туге гынат, пашаштына ситыдымаш да проблеме-влакнат шуко.
Мемнан Башкортостан Республикыште, Мишкан районышто марий йылмым тунеммылан тӱрлӧ пагытыштат ни партий, ни правительство чаракым шынден огыл. Каласаш кӱлеш, тачысе кечылан тунемше-влакын чотышт шагалемеш, но марий йылме тунемше процент шот дене ок изем. Райцентрысе икымше да кокымшо кыдалаш, Ленинскысе школ тунемше-влак моло школлаш ушнен, ынде 10 ий шочмо марий йылмым тунемыт. Чаманаш логалеш, виян тунемше йоча-влак тӱҥалтыш класс гычак марий йылме олмеш йот йылме, информатика, риторика, шахматым ойырен налыт, а начар тунемше-влак – шочмо йылмым. Садлан отат пале – йоча-влакын шукым да келгын палымыштлан куанаш але шочмо йылмым палыдымыштлан ойгыраш. Пытартыш 2-3 ийлаште демократийын шоҥжо ӱмбалан эше ик проблеме толын лекте. Ынде южо школ ожсо семын тӱшка туныктыш планын национальный «Б» вариантшым огыл, а базисный «А» вариантшым ойырен налаш тырша, а тушто марий йылме ден литературлан 3 шагат веле пуалтын.
...
Автор:
user | Дата: 28 ноября 2008 | Просмотров: 3806 Коментарии: 3 |
Подробнее
Г.И.Ибулаев
Переселение марийского населения из Среднего Поволжья на территорию нынешнего Башкортостана и на Урал началось во второй половине XVI века, после добровольного вхождения башкирских племен в состав России, 450-летний юбилей которого республика отмечает в 2007 г. Переселение усиливается в XVII – XVIII вв. С.И.Руденко в своей книге «Башкиры. Историко-этнографические очерки» утверждал, что со второй половины XVI века вплоть до начала ХХ века на территорию Башкирии переселилось много татар, чувашей, марийцев и других национальностей - выходцев «из побежденного русскими Казанского ханства».
В настоящее время за пределами Республики Марий Эл (РМЭ) самая большая марийская диаспора проживает в Республике Башкортостан. По данным переписи населения СССР 1989 г. из 671 тыс. мари 105,8 тыс. проживало в РБ. Это только в три раза меньше, чем в РМЭ (там было 324 тыс.). А по итогам Всероссийской переписи 2002 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 604,3 тыс. марийцев, из них в РБ более 105,8 тыс. (в РМЭ марийцев было 312,2 тыс.).
Следует отметить, что за несколько десятков лет стало заметно снижение численности марийцев, владеющих материнским языком. Если в 1959 г. в РБ только 2,8% мари не считали язык своего народа родным, то через 30 лет, в 1989 г. – уже 8,8%. По подсчетам автора этих строк, в 2002 г. эта цифра составляла 13,2%.
Вместе с утерей родного языка размывается менталитет народа, происходит постепенная утрата культуры, традиций и обычаев, национального самосознания. Приведем только один пример. В марийском селе Верхний Изяк Благовещенского района РБ дети мари разговаривают на русском языке, а в деревне Нижний Изяк того же района дети марийской национальности общаются между собой на татарском. Учитывая такой процесс, который, видимо, нелегко остановить, марийская общественность РБ уже в конце 80-х гг. стала проявлять заботу о сохранении этничности родного народа.
...
Автор:
user | Дата: 27 ноября 2008 | Просмотров: 5760 Коментарии: 7 |
Подробнее
Н.Г.Айварова
Современная многонациональная Россия представляет собой не простое соединение различных национальных культур, а сложную их взаимосвязь и взаимопроникновение. С одной стороны, наблюдается рост национального самосознания, стремление сохранить, преумножить национальную культуру, с другой, современная информационная эпоха диктует необходимость тесного взаимодействия культур. Важнейшей задачей в сложившейся ситуации является достижение равновесия между возрождением, сохранением, процветанием самобытной культуры и развитием межкультурных связей, не усиливая при этом процесс ассимиляции малочисленных народов, и, не допуская дальнейшей маргинализации представителей национальных меньшинств. Эта задача разрешима только при условии, что современная школа будет формировать гармонично развитых представителей подрастающего поколения малочисленных народов, которые будут обладать позитивной этнической идентичностью, будут способны продуктивно реализоваться в условиях поликультурного пространства и проявят желание развивать свою традиционную культуру, используя полученные в школе знания и навыки. Подготовка таких выпускников является целю современной национальной школы.
Учащиеся национальных школ Россия являются билингвами, они растут среди носителей двух языков, причем статус их родного языка ниже, чем русского, поэтому такой билингвизм не является социально престижным.
В различных странах отношение к билингвизму определяется, прежде всего, конкретной политической и социальной ситуацией. В Европе, например, владение двумя языками – это показатель определенного культурного уровня, свидетельство того, что человек является «гражданином мира». В Соединенных Штатах билингвизм – это скорее знак того, что человек приехал в эту страну недавно и еще не успел американизироваться. Как пишет Г.Крайг, хотя американское общество и делает шаги в сторону культурного плюрализма, на миллионы детей в США, растущих в двуязычном окружении, может оказаться явное или скрытое давление, с целью подогнать их под общий стандарт.
Как происходит развитие ребенка в условиях билингвизма, как происходит овладение двумя языками, как формируется самосознание? Очевидно, есть необходимость изучения этих проблем и их учета в образовательном процессе.
...
Автор:
user | Дата: 26 ноября 2008 | Просмотров: 6249 Коментарии: 4 |
Подробнее
Если холостяк задумает жениться, то он с позволения своих родителей едет в ту деревню, где есть у него на примете невеста, останавливается у кого-либо из тамошних знакомых ему черемис и, объявив ему свое намерение, просит быть в этом деле посредником. Сей последний призывает к себе секретно избранную невесту и спрашивает ее, согласна ли она выйти замуж, и если согласна, то вслед за нею отправляются они к родителям ее, где также в присутствии невесты спрашивают их согласия, и, получив его, жених с торжеством возвращается домой и объявляет об этом родителям.
На другой день, утром, жених, принарядившись получше в новый кафтан мижер и кем, отправляется вместе с отцом своим и одним из ближайших родственников к невесте на паре лошадей, заправленных в щегольскую телегу-качалку араба, для окончательного сватовства. Отец на этот случай берет с собою небольшие масляные лепешки костенач (гостинцы), которые укладывает в кожаную небольшую сумку вроде русской кисы, и полведра вина.
(Этнокультурологический аспект)
Г.Е.Шкалина Начало XXI века для народа мари отмечено драматическими переживаниями за своё будущее. Связывая свою судьбу с преобразованиями, происходящими сегодня во всём мире и в России, наш народ тревожится прежде всего за судьбу своего языка и своей культуры. Дошедшие до нас от предков традиционные ценности слишком сложно вписать в пространство современного постиндустриального общества. Основы ментальности народа мари находятся в представлениях
о бесконфликтном саморазвёртывании мира. Народ мари исторически всегда ратовал за мир и стремился к нему. Однако, что мы видим в современном мире? Сегодня очевидно всем: происходит «переструктурирование» человечества. В результате всего происходящего становится ли жизнь лучше, счастливее? Ответ получается сложный. Подтверждается постулат, сформулированный английским философом Т.Гоббсом: «Война всех против всех». Особенно это заметно в западной части мира. Происходит массовая деградация человеческого генофонда, усугублённая экологическими бедствиями, «эпидемиями» алкоголизма, наркомании, СПИДа и т.п, что ведёт к росту числа людей, биологически не способных к какой-либо социальной конкуренции. В эту орбиту, к сожалению, попадает немалое число мари.
Сегодня на «Земле Онара» серьёзно ухудшилась демографическая ситуация. Год от года неуклонно падает естественный прирост населения. Во всех районах республики уменьшается и марийское население. В Мари-Турекском, Горномарийском, Килемарском, Юринском районах число всех умерших в 2-4 раза больше числа родившихся. Тревожным фактом является также и то, что среди новорожденных, по признаниям врачей, очень большой процент больных детей.
Другая проблема. В последние годы растёт количество людей, в поисках работы уезжающих из Марий Эл в другие регионы, такие как Москва, Московская область, Татарстан, Чувашия, Ханты-Мансийский округ и т.п. Среди них есть как мужчины, так и женщины. Передвижение населения в поисках лучших условий жизни по большому счёту содержит в себе положительный момент. Во все времена миграция означала наличие мобильной части народа. В то же время необходимо заметить: миграция не должна быть односторонней. Иначе титульный этнос просто «рассыпится» на части подобно разбросанному по полу гороху, и голос этнического ядра, оставшегося на земле предков, будет слишком слаб для того, чтобы влиять на государственную политику в своих собственных интересах. Марий Эл сегодня не может хвастаться благополучной жизнью своих граждан, поэтому уезжающих больше, чем прибывающих к нам. В то же время мы наблюдаем совершенно иную картину у наших соседей.
...
Автор:
user | Дата: 25 ноября 2008 | Просмотров: 9143 Коментарии: 11 |
Подробнее
На нашем сайте
Mari-El.name появился флэш-плеер. Теперь вы можете слушать ваши любимые марийские песни, читая новость или статью. Плеер находится в левой колонке, сверху подписано:
"Музыка".
В старом форуме была главная проблема - это поисковые спам-боты. Да и пользователям приходилось регистрироваться второй раз (в форуме).
Новый форум, который установлен и тестируется в данный момент, использует существующую базу пользователей сайта.
Не забывайте про
чат. Он тоже интегрирован в существующий дизайн сайта и использует существующие настройки.
Свои предложения и недостатки по работе сайта просим оставлять
на форуме.
Автор:
user | Дата: 25 ноября 2008 | Просмотров: 43107 Коментарии: 1 |
Подробнее
Сборник документальных очерков по истории сел и деревень Сернурского района Республики Марий Эл подготовлен к изданию в соответствии с распоряжением Президента республики от 29 июня 2000 года редакционным советом администрации муниципального образования "Сернурский район". Организационно-методическое руководство осуществлено координационным советом по подготовке к изданию серии сборников документальных очерков "История сел и деревень Республики Марий Эл".
Книга включает обращение к читателям главы администрации Сернурского района, предисловие редактора, документальные очерки о 300 населенных пунктах, 154 из которых в настоящее время не существуют, картосхемы, фотографии из личных архивов жителей района и фонда Сернурского историко-литературного музея им. А.Ф. Конакова и прочие материалы. Предисловие написано научным редактором сборника, кандидатом исторических наук Анатолием Андреевичем Соловьевым.
Коллектив авторов выражает благодарность Государственным архивам Республики Марий Эл и Кировской области, архивному отделу администрации района, Сернурскому историко-литературному музею им. А.Ф. Конакова, оказавшим значительную помощь в сборе и подготовке материалов, доктору исторических наук, профессору А. Г. Иванову, предоставившему ценную информацию, собранную им в центральных и областных архивах страны.
Автор:
Edd | Дата: 24 ноября 2008 | Просмотров: 14077 Коментарии: 0 |
Подробнее
Шоҥго деч тыгыде шонкалымаш-влак:
1. 600 000 марий гыч национальный толкын нерген иктаж мом да шке пылышыж дене колын шуктышо-влак улыжат куд шӱдӧ еҥыш вел погына.
Нине куд шӱдӧ еҥ кокла гыч 60 еҥ толкын воктен лияш огыт аптыране.
60 еҥ кокла гыч улыжат 4-5 еҥым муаш лиеш, кудышт толкынышто пашам ышташ кӧнат.
Ожнысо йомакым шотыш налын ойлена: Марий калыкын пиалжым муашлан ик марий еҥым жертвылан кондаш кӱлеш. Но тыгай еҥым 600 000 коклаште тачысе кечылан иктымат муаш огеш лий! Тугеже марий коклаште Данко але Жанна Д'Арк огыт кой.
...
Автор:
Shongo | Дата: 22 ноября 2008 | Просмотров: 2930 Коментарии: 3 |
Подробнее