В этом году исполнилось бы 90 лет Константину Максимовичу Коршунову. Константин Коршунов (1919 - 2001) - заслуженный артист Марийской АССР, режиссёр, драматург, актёр, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл.
Яковлева Г.А. Драма К. Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” (“Грозовое зарево”)
Драма К.Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” (“Грозовое зарево”) (1968) относится к тем драматическим произведениям, которые отображало героические события в истории марийского народа. Действие в ней развертывается в годы первой русской революции среди крестьян Уржумского уезда. С высот современности потребность писателей сверить день нынешний с революционным прошлым обусловлено стремлением увидеть в человеке нашего времени черты духовного облика тех, кто стоял у истоков тех событий, понять героическую историю в свете современного сознания. Автор показывает влияние революционных идей на возрождение национального самосознание народа, высвечивая судьбы разных героев. Характеры их социально обоснованы, их нравственный облик раскрывается через отношение к народу.
Социальная антитеза обозначена уже в прологе. Умирающий Токтар отдает свою дочь Вачук за Фёдора Голованова, в это же время рождается сын батрака Токтара, Ямбатыра. Богатый хозяин и бедный его работник - конфликт, заложенный в прологе, в основной части драмы выходит на передний план. С тех времен прошло двадцать лет. Перед нами уже разбогатевший, жестокий, жадный Федор Голованов. Он становится в центре драматического действия.
Русский дворянин Голованов, получив в жены дочь Токтара и все его богатство, становится хозяином в волости. Он деспотичен, холоден и по отношению к собственной жене, и к крестьянам. Его жизненная цель – приумножить свое состояние. Федор Голованов – яркий представитель русской буржуазии.
Его настоящую натуру, внутренние помыслы раскрывает Вачук, его жена. За двадцать лет совместной жизни она превратилась в экономку и управляющую Голованова. Сильная по натуре женщина замкнулась в себе, потеряла смысл жизни, когда муж увез их дочь в город, как он выразил, что Кате не место среди “грязных, трахомных черемис”, задето и ее национальное самолюбие. Внутренняя опустошенность с каждым днем съедает Вачук; она на грани нервного срыва. Именно в такой момент мы и застаем героиню. Еще одна капля... и она готова выложить своему мужу-хозяину все свои претензии и сердечные боли. Яркий пример, когда Орина заслоняет любимого человека, Элексана от пули, подталкивает Вачук на решительный шаг. Со словами-упреками, со злостью она стреляет в Голованова: (“Это мой зверь: я должна убить его! Ну что, господин Голованов?...”).
Убийство мужа превращается в ее собственное самоубийство. Как отметила критик М. Георгина, “Вачук не способна начать новую жизнь. Для нее нет дороги обратно к родному народу”. В этом и трагедия героини.
Сюжетная линия, связанная с Головановым и Вачуком, безусловно, высвечивает одну из ярких фигур в драме. Это - Орина. Она вырисовывается и показывает себя как представитель идей и чаяний народных масс. Ее характер формируется под непосредственным влиянием русского ссыльного революционера Светлицкого. Она типичный представитель революционной эпохи. Сирота, бывшая батрачка, включается в активную борьбу за народное дело и гибнет в ней. Орина - герой, ярко передающий патетическую атмосферу исторических событий в отблеске героики и романтики.
В то же время Орина - натура поэтичная. Она любит и чувствует красоту природу, чтит традиции и уважает культуру народа. В образе Орины воплощены и лиризм, и глубокое народное начало. Она отличается от других героев завершенностью характера. К ней ощущается симпатия и самого драматурга. Следует отметить, наличие возвышенного идеала присутствует во всех произведениях К. Коршунова. В этом его новаторство и отличие от других современных драматургов.
Если Орина представлена как цельная, завершенная личность, этого штриха не достает в образе Светлицкого. Безусловно, идеи первой русской революции звучат в репликах героя, его присутствие ощущается в ходе развития драматического действия. Но он выступает как герой менее активный, чем Орина, Элексан, даже Голованов. Что касается последнего, то только один раз мы наблюдаем встречу между ним и Светлицким. Но она, безусловно, высвечивает внутреннюю пружину противоборствующих сторон.
Как нам кажется, в драмах на историко-революционную тему наряду с основным ее компонентом - историзмом, акцент на человека революционной эпохи должен преобладать. Именно человек является основной движущейся силой в переустройстве общества. Это качество в Светлицком раскрыт поверхностно, без глубокого анализа.
Интерес в пьесе вызывают судьбы так называемых “слуг”. Это Ямбатыр, а позднее и его сын Элексан. В свое время Ямбатыр верой и правдой служил своему хозяину Токтару. При “прочтении” его образа наблюдается осторожность в речи и делах, стремление не огорчать своего хозяина, даже какая-то мания показать себя выше своих односельчан, т.к. он при хозяине.
Но вскоре, уже при Федоре Голованове, Ямбатыр почувствовал, что “новая метла метет по-иному”. Его многолетний стаж работы стал непригодным русскому дворянину. Ямбатыр недоволен, даже зол. И свое негодование он показывает в активных действиях. Перед нами уже герой, готовый вступить в борьбу и за свои права, и за народное дело: (“Э-э, оказывается на чужом добре богатство не приумножишь. Ну, тогда придется идти в церковь и помолиться”). Под звон колокола он собирает народ.
И образ Элексана, сына Ямбатыра, показан в динамике. В начальных сценах драмы он “надежный, слушается старших, проворен в делах и при уме”. Хозяин доволен им, говорит о его повышении. Но доказательные речи Орины, ее действия и поступки, слова Светлицкого заставляют его по-другому всматриваться в происходящее вокруг, открывают глаза на обыденные вещи. “Арест Орины, ее бесстрашие и подвиги, единение крестьян, двуличие Голованова стали причиной прихода Элексана в стан борцов, защитников народных интересов”, - отмечает литературовед Г. Бояринова. Элексан раскрыт драматургом в расширительно-обобщенном плане, как подлинный представитель народных масс. В контексте драмы, как и по отношению к Орине, так и к Элексану, явно ощущается симпатия К. Коршунова.
Опираясь на конкретный исторический материал, делая его сердцевиной сюжетного действия и движения характеров, драматург вместе с тем включил и побочные действия, способствующие всестороннему и глубокому раскрытию человеческих характеров, постижению психологической правды. Также К. Коршунов подверг его романтическому “пересозданию”. Для более полной и выразительной передачи эмоционального накала революционной борьбы он использовал средства романтической поэтики. Вспомним песни в исполнении Орины, они проникнуты напряженной экспрессией и лиризмом. В них ощущается не только внутренние переживания героини, но и лирическая натура всего марийского народа. А само название пьесы глубоко символично. Образ-символ утренней зари ассоциируется с новым, светлым, подающим надежду настроем. Как говорит Элексан (“…Поднимающееся каждое утро зарево будет напоминать нам о тебе. Орина. Мы тебя никогда не забудем!”). Музыка, звон колокола в финале пьесы звучат в честь героини.
Драма К. Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” доказательно подтверждает, что воссоздание революционного прошлого требует от драматургов особого умения не только художественно отображать конкретные события определенной эпохи, но и передавать их через конкретные драматические обстоятельства, оживлять их в прямом смысле. Драматург понимал, что путь к синтетическому раскрытию связи человека и революционной эпохи, социальной сущности времени и его нравственной оценки труден для современной драматургии. Но, как нам кажется, К. Коршунову достаточно полно удалось решить эту задачу. Его герои, в частности, Орина, Вачук, Элексан, отличаются цельностью, завершенностью характера, единством идей и поступков.
Таким образом, пьеса К. Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” (“Грозовое зарево”) по своим жанрово-стилевым особенностям стоит в ряду социально-психологических драм в современной марийской драматургии. Автору на конкретном историческом материале удалось создать живые, полные человеческих качеств образы персонажей, придать глубокую психологическую мотивировку и действиям героев, и революционной эпохе.
Башкортостан и Марий Эл: Исторический опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Первого Всероссийского съезда мари.- Бирск, 25-26 мая 2007 г./ Под общ. ред. проф. С.М. Усманова и проф. Ю.А. Калиева. В 2-х частях. – Часть 1. – Бирск – Йошкар-Ола: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007.
Яковлева Г.А. Драма К. Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” (“Грозовое зарево”)
Драма К.Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” (“Грозовое зарево”) (1968) относится к тем драматическим произведениям, которые отображало героические события в истории марийского народа. Действие в ней развертывается в годы первой русской революции среди крестьян Уржумского уезда. С высот современности потребность писателей сверить день нынешний с революционным прошлым обусловлено стремлением увидеть в человеке нашего времени черты духовного облика тех, кто стоял у истоков тех событий, понять героическую историю в свете современного сознания. Автор показывает влияние революционных идей на возрождение национального самосознание народа, высвечивая судьбы разных героев. Характеры их социально обоснованы, их нравственный облик раскрывается через отношение к народу.
Социальная антитеза обозначена уже в прологе. Умирающий Токтар отдает свою дочь Вачук за Фёдора Голованова, в это же время рождается сын батрака Токтара, Ямбатыра. Богатый хозяин и бедный его работник - конфликт, заложенный в прологе, в основной части драмы выходит на передний план. С тех времен прошло двадцать лет. Перед нами уже разбогатевший, жестокий, жадный Федор Голованов. Он становится в центре драматического действия.
Русский дворянин Голованов, получив в жены дочь Токтара и все его богатство, становится хозяином в волости. Он деспотичен, холоден и по отношению к собственной жене, и к крестьянам. Его жизненная цель – приумножить свое состояние. Федор Голованов – яркий представитель русской буржуазии.
Его настоящую натуру, внутренние помыслы раскрывает Вачук, его жена. За двадцать лет совместной жизни она превратилась в экономку и управляющую Голованова. Сильная по натуре женщина замкнулась в себе, потеряла смысл жизни, когда муж увез их дочь в город, как он выразил, что Кате не место среди “грязных, трахомных черемис”, задето и ее национальное самолюбие. Внутренняя опустошенность с каждым днем съедает Вачук; она на грани нервного срыва. Именно в такой момент мы и застаем героиню. Еще одна капля... и она готова выложить своему мужу-хозяину все свои претензии и сердечные боли. Яркий пример, когда Орина заслоняет любимого человека, Элексана от пули, подталкивает Вачук на решительный шаг. Со словами-упреками, со злостью она стреляет в Голованова: (“Это мой зверь: я должна убить его! Ну что, господин Голованов?...”).
Убийство мужа превращается в ее собственное самоубийство. Как отметила критик М. Георгина, “Вачук не способна начать новую жизнь. Для нее нет дороги обратно к родному народу”. В этом и трагедия героини.
Сюжетная линия, связанная с Головановым и Вачуком, безусловно, высвечивает одну из ярких фигур в драме. Это - Орина. Она вырисовывается и показывает себя как представитель идей и чаяний народных масс. Ее характер формируется под непосредственным влиянием русского ссыльного революционера Светлицкого. Она типичный представитель революционной эпохи. Сирота, бывшая батрачка, включается в активную борьбу за народное дело и гибнет в ней. Орина - герой, ярко передающий патетическую атмосферу исторических событий в отблеске героики и романтики.
В то же время Орина - натура поэтичная. Она любит и чувствует красоту природу, чтит традиции и уважает культуру народа. В образе Орины воплощены и лиризм, и глубокое народное начало. Она отличается от других героев завершенностью характера. К ней ощущается симпатия и самого драматурга. Следует отметить, наличие возвышенного идеала присутствует во всех произведениях К. Коршунова. В этом его новаторство и отличие от других современных драматургов.
Если Орина представлена как цельная, завершенная личность, этого штриха не достает в образе Светлицкого. Безусловно, идеи первой русской революции звучат в репликах героя, его присутствие ощущается в ходе развития драматического действия. Но он выступает как герой менее активный, чем Орина, Элексан, даже Голованов. Что касается последнего, то только один раз мы наблюдаем встречу между ним и Светлицким. Но она, безусловно, высвечивает внутреннюю пружину противоборствующих сторон.
Как нам кажется, в драмах на историко-революционную тему наряду с основным ее компонентом - историзмом, акцент на человека революционной эпохи должен преобладать. Именно человек является основной движущейся силой в переустройстве общества. Это качество в Светлицком раскрыт поверхностно, без глубокого анализа.
Интерес в пьесе вызывают судьбы так называемых “слуг”. Это Ямбатыр, а позднее и его сын Элексан. В свое время Ямбатыр верой и правдой служил своему хозяину Токтару. При “прочтении” его образа наблюдается осторожность в речи и делах, стремление не огорчать своего хозяина, даже какая-то мания показать себя выше своих односельчан, т.к. он при хозяине.
Но вскоре, уже при Федоре Голованове, Ямбатыр почувствовал, что “новая метла метет по-иному”. Его многолетний стаж работы стал непригодным русскому дворянину. Ямбатыр недоволен, даже зол. И свое негодование он показывает в активных действиях. Перед нами уже герой, готовый вступить в борьбу и за свои права, и за народное дело: (“Э-э, оказывается на чужом добре богатство не приумножишь. Ну, тогда придется идти в церковь и помолиться”). Под звон колокола он собирает народ.
И образ Элексана, сына Ямбатыра, показан в динамике. В начальных сценах драмы он “надежный, слушается старших, проворен в делах и при уме”. Хозяин доволен им, говорит о его повышении. Но доказательные речи Орины, ее действия и поступки, слова Светлицкого заставляют его по-другому всматриваться в происходящее вокруг, открывают глаза на обыденные вещи. “Арест Орины, ее бесстрашие и подвиги, единение крестьян, двуличие Голованова стали причиной прихода Элексана в стан борцов, защитников народных интересов”, - отмечает литературовед Г. Бояринова. Элексан раскрыт драматургом в расширительно-обобщенном плане, как подлинный представитель народных масс. В контексте драмы, как и по отношению к Орине, так и к Элексану, явно ощущается симпатия К. Коршунова.
Опираясь на конкретный исторический материал, делая его сердцевиной сюжетного действия и движения характеров, драматург вместе с тем включил и побочные действия, способствующие всестороннему и глубокому раскрытию человеческих характеров, постижению психологической правды. Также К. Коршунов подверг его романтическому “пересозданию”. Для более полной и выразительной передачи эмоционального накала революционной борьбы он использовал средства романтической поэтики. Вспомним песни в исполнении Орины, они проникнуты напряженной экспрессией и лиризмом. В них ощущается не только внутренние переживания героини, но и лирическая натура всего марийского народа. А само название пьесы глубоко символично. Образ-символ утренней зари ассоциируется с новым, светлым, подающим надежду настроем. Как говорит Элексан (“…Поднимающееся каждое утро зарево будет напоминать нам о тебе. Орина. Мы тебя никогда не забудем!”). Музыка, звон колокола в финале пьесы звучат в честь героини.
Драма К. Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” доказательно подтверждает, что воссоздание революционного прошлого требует от драматургов особого умения не только художественно отображать конкретные события определенной эпохи, но и передавать их через конкретные драматические обстоятельства, оживлять их в прямом смысле. Драматург понимал, что путь к синтетическому раскрытию связи человека и революционной эпохи, социальной сущности времени и его нравственной оценки труден для современной драматургии. Но, как нам кажется, К. Коршунову достаточно полно удалось решить эту задачу. Его герои, в частности, Орина, Вачук, Элексан, отличаются цельностью, завершенностью характера, единством идей и поступков.
Таким образом, пьеса К. Коршунова “Кӱдырчан ӱжара” (“Грозовое зарево”) по своим жанрово-стилевым особенностям стоит в ряду социально-психологических драм в современной марийской драматургии. Автору на конкретном историческом материале удалось создать живые, полные человеческих качеств образы персонажей, придать глубокую психологическую мотивировку и действиям героев, и революционной эпохе.
Башкортостан и Марий Эл: Исторический опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Первого Всероссийского съезда мари.- Бирск, 25-26 мая 2007 г./ Под общ. ред. проф. С.М. Усманова и проф. Ю.А. Калиева. В 2-х частях. – Часть 1. – Бирск – Йошкар-Ола: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007.
/2008/04/10/shernur...ykje1189er.html