Девушкам-футболисткам из Йошкар-Олы помогают марийские боги

Женский футбольный клуб «Мариэлочка» из столицы Марий Эл ставит перед собой амбициозную задачу – выйти в финал первенства России. Для этого в помощь призваны марийские боги! Об этом говорит эмблема футбольного клуба, в основе которой  – тамга (знак) Марийской Традиционной Религии!

Марийский родовой знак несет огромный объем информации.  В данном случае мы видим ромб, обозначающий Мир, в котором мы живём, окруженный солнечными лучами, символ Кече Ава –(Богиня Солнца). В Тоншаевском районе Нижегородской области – Кеце Юмо (Бог Солнца). Солнечные лучи оберегают и дают силу в добрых деяниях.

В центре ромба – фигура человека с поднятыми вверх руками – символ Курык Кугуза (Защитник нации), под которым зеленый треугольник – Земля, символ Мланде Ава. И три желтых круга.

Левый обозначает «Шулык» (по русски – энергия). Невидимая и неощутимая субстанция, которую человек получает от богов на молении. Верхний круг означает «Перке» - благополучие, как основа Жизни. Правый круг – «Серлагыш» - содействие исполнению предназначения жизни.

...

Автор: admin | Дата: 27 декабря 2011 | Просмотров: 1553 Коментарии: 0 | Подробнее

Этимологические мифы живучи как никто

В.Г. Громов

г. Йошкар-Ола

Сегодня среди молодых филологов мало кто помышляет, чтобы, окунувшись в историю марийского языка, найти для себя и других что-то новое.

Ясное дело: усилиями нескольких поколений учёных теория происхождения языка давным-давно изучена и описана в научных трудах и учебниках.

Впрочем, так думают не только молодые, но и многие филологи старшего поколения. Но так ли это на самом деле? Неужели в этой области науки нет актуальных задач, которыми следует заняться сегодня?

Да простят меня мои оппоненты, но после долгих и мучительных поисков и размышлений могу констатировать одно: проблемы диахронии марийского языка, связанные с вопросами этимологии, морфологии словообразования и ареальной лингвистики, – всё это подлежит серьёзной ревизии.

А для уяснения и самой сути проблемы и выполнения этой масштабной работы единственным надёжным инструментом является сравнительно-исторический метод. Таковым он был и будет, полагаю, ещё долго.

Для обоснования сказанного имеется немало доводов. Небольшая часть из них представлена ниже. Но сначала отмечу, что серьёзным поводом для написания этой статьи послужило следующее обстоятельство.

Совсем недавно марийская лексикография обогатилась новой фундаментальной работой: в 2008 году в Хельсинки издан (на немецком языке) «Черемисский словарь» – А. Moisio, S. Saarinen «Tscheremissisches Wӧrterbuch»

Автор: admin | Дата: 9 декабря 2011 | Просмотров: 2561 Коментарии: 0 | Подробнее

Чумбылат курык

Луымшо курым мучаште, Виче кундемысе кугезе марий мландште, Кукарка лӱман карманым чоҥен шогалтеныт. Калык Онжылан Чумбылат лӱман талешкым сайлен да моткоч кугун ӱшанен, пагален илен. Шочмо тукымжо дене ӱмырешлан чеверласаш жап толын шумеке, тудым курык серысе сылне вер-шӧреш тоеныт. Тукымжым арален кодаш тыршымыжлан, виян да чолга улмыжлан Оным калык шке юмыжлан шотлаш тӱҥалын. Неле жапыште кугезына-влак курыкыш толыныт да осал тушман деч пыдал налаш, порылыкым да тыныслыкым Курык Кугыза деч йодыныт. Кава деке нӧлталтше Шнуй курыкым тачат Ош Поро Кугу Юмо деке эн лишыл верлан шотлат.

...

Автор: admin | Дата: 9 декабря 2011 | Просмотров: 1286 Коментарии: 0 | Подробнее

Морко сӱан

Таче кечыжат мотор,

Сӱан кече толын да.

Кажныжын вургем мотор,

Ӱдыр деке каят да.

Вате-влак шондыкла гыч

Тошто вургемыштым чият

Ожнысек толшо шот-радамым

Арален кодаш тыршат.

...

Автор: admin | Дата: 9 декабря 2011 | Просмотров: 2650 Коментарии: 0 | Подробнее

Мыры айо

И йӹдеок, шошымшы ныр пӓшӓвлӓ паштек, июньын, Кырык сирӹштӹ пиш яргата, цевер «Мыры айо» традиционный празньык эртӓрӓлтеш. 2002-шы ин мӓмнӓн кымдемнӓн культурын историштӹ у страница пачылтын. Кырык мары районын цевер лыкышты, Когосола поселенин Сухин сола сага вӓрлӓнӹшӹ сӓрӓнӹштӹ, кышты мӹндӹрнӹ агыл Кого Йынгы ӓнгӹр Йылышкы йоген пыра, мыры празньык эртен. Тӹдӹ цилӓм цӱдейӹктен. Пӹтӓришӹ гӓнӓ хынавлӓ, анжаш толшывлӓ, «Пеледӹш айо»-н участниквлӓ кого хорым ужыныт. Тӹдӹ 700 нӓрӹ самодеятельный исполнительӹм иквӓреш поген. Культура, печать дӓ национальностьвлӓн пӓшӓ шотышты министр М. З. Васютин ти мыры празньыкышты участвуен дӓ тӹдӹм кӱкшӹн ӓклен. Пӹтӓришӹ мыры празньыкышты лач районна гӹц веле художественный коллективвлӓ участвуенӹт гӹнь, кокшышкы 600 нӓрӹ эдем республикӹнӓн вес районвлӓ гӹц дӓ пашкуды Суасламары Республика гӹц толыныт. А цилӓм мыры иквӓреш поген. Мыры празньык цилӓн шӱмӹш вазын. 2003-шы ин тӹдӹ республиканский мыры празньык лин.

...

Автор: admin | Дата: 9 декабря 2011 | Просмотров: 2058 Коментарии: 0 | Подробнее


Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
Архив новостей
Популярные новости
перевезти лодку . Качественный лист стальной горячекатанный приобрести можно в ТД Укрсталь. . Котли на тирсу - коломия веб портал Котли ht-heiztechnik.ua.