В Советском районе Кировской области 4 июля состоялось моление на святой горе Чумбылат.
В нынешнем году на особо почитаемое марийцами место собрались представители практически всех районов и городов Республики Марий Эл, с мест компактного проживания марийского населения Нижегородской, Кировской, Свердловской областей, Республики Татарстан. Среди них -известные марийские общественные деятели, представители национальной интеллигенции. Всего порядка 700 человек. Присутствовали также приверженцы русского язычества.
По древним марийским традициям обряд моления начался с раннего утра. Традиционно действо поклонения происходит на лоне природы в священной роще (кӱсото) и делится на несколько этапов. Прежде всего, прибывшие на священное место, направляются к источнику, который по поверьям имеет чудодейственные свойства. Здесь они омываются, испивают живительной водицы, затем направляются к камню, под которым по легенде похоронен марийский богатырь, известный также под именем Курык Кугыза.
В то время как помощники картов готовят на костре жертвенную пищу, сами жрецы произносят молитвенные речи, обращённые к Курык Кугыза, с просьбой о содействии в исполнении задуманных дел и желаний собравшихся.
Кульминационный момент начинается, когда все предварительные приготовления завершены. В течение полутора часа старейшины марийской традиционной религии поочерёдно обращаются к покровителю Чумбылату с просьбой о благополучии и благоденствии всех народов, о мире на Земле, о здоровье, хорошем урожае и т.д. После молитвенного ритуала собравшиеся вкушают жертвенную пищу – хлеб, мясо, кашу, пьют квас. Затем все собираются и верховный жрец произносит благодарственную молитву – сугынь. На этом поклонение завершается.
Напомним, что согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племён и приказал строить города-крепости. Народ считал его своим северным царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
Сергей Никифоров
В нынешнем году на особо почитаемое марийцами место собрались представители практически всех районов и городов Республики Марий Эл, с мест компактного проживания марийского населения Нижегородской, Кировской, Свердловской областей, Республики Татарстан. Среди них -известные марийские общественные деятели, представители национальной интеллигенции. Всего порядка 700 человек. Присутствовали также приверженцы русского язычества.
По древним марийским традициям обряд моления начался с раннего утра. Традиционно действо поклонения происходит на лоне природы в священной роще (кӱсото) и делится на несколько этапов. Прежде всего, прибывшие на священное место, направляются к источнику, который по поверьям имеет чудодейственные свойства. Здесь они омываются, испивают живительной водицы, затем направляются к камню, под которым по легенде похоронен марийский богатырь, известный также под именем Курык Кугыза.
В то время как помощники картов готовят на костре жертвенную пищу, сами жрецы произносят молитвенные речи, обращённые к Курык Кугыза, с просьбой о содействии в исполнении задуманных дел и желаний собравшихся.
Кульминационный момент начинается, когда все предварительные приготовления завершены. В течение полутора часа старейшины марийской традиционной религии поочерёдно обращаются к покровителю Чумбылату с просьбой о благополучии и благоденствии всех народов, о мире на Земле, о здоровье, хорошем урожае и т.д. После молитвенного ритуала собравшиеся вкушают жертвенную пищу – хлеб, мясо, кашу, пьют квас. Затем все собираются и верховный жрец произносит благодарственную молитву – сугынь. На этом поклонение завершается.
Напомним, что согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под своё покровительство большую часть разрозненных марийских племён и приказал строить города-крепости. Народ считал его своим северным царём. При нём сложились традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти.
Сергей Никифоров