Примечания



  • 1 См.: Нурминский С.А. Очерк религиозных верований черемис // Православный собеседник. Казань, 1862. Ч. III. № 12. С. 236-296; Смирнов И.Н. Черемисы. Исторко-этнографический очерк. Казань. 1889; Ерусланов П.М. Очерк быта и преданий восточных черемис // ИООРГО. 1894. Вып. IV; Кузнецов С.К. Остатки язычества у черемис // Журнал Министерства народного просвещения. Т. XXI. 1885; Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887; Никольский Н.В. К истории христианского ' просвещения черемис в XIX в. // ИОАИЭ при Казан, ун-те. 1915. Т. XXIX. Вып. 1-3; Рябинский КС. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда // ИОАИЭ при Казан, ун-те. 1900. Т. XVI. Вып. 2. и др.

    2 См.: Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927; Макаров Д.М. Явления синкретизма в тотемическом культе деревьев у народов Поволжья // Проблемы религиозного синкретизма и развитие атеизма в современных условиях / Тезисы докладов и сообщений науч. конф. Чебоксары, 1973. С. 35-38; Ярыгин А.Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола, 1976; Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978; Попов А.С. Марий Веран йыжынже (о язычестве). На мар. яз. Йошкар-Ола, 1985; Данилов О.В. О древних корнях марийского язычества // Марийский археографический вестник. Вып.3. Йошкар-Ола, 1993. С. 11-25 и др.

    3 См.: Иванов А.Г. О роли язычества в социально-этнической консолидации марийцев в XVIII - первой половине XIX века//Межэтнические отношения, национальные проблемы и движение в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII - XX веках / Тезисы докладов регионой научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора И.Д.Кузнецова. 27-28 мая 1996 г. Чебоксары, 1996. С. 17-19.

    4 Козлова К.И. Указ. соч. С. 222-223.

    5 См.: Попов Н.С. Православие в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1987. С. 80.

    6 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 1-185 (по старой нумерациии л. 1-201).

    7 Там же, л. 1-2 об.

    8 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 377,387.

    9 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 3-3 об.

    10 См.: Хронологический справочник (XIX и XX века). Л., 1984. С. 3-7.

    11 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 387, л. 45 об.-46.

    12 Там же, л. 48 об.

    13 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 10-10 об.

    14 Там же, л. 8-9.

    15 Там же, л. 10 об.

    16 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 73-77.

    17 Там же, л. 41 об.

    18 Там же, л. 149-152 об.

    19 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 41, 112-112 об.

    20 Там же, л. 100-100 об., 141-154 об.

    21 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 141-154 об.

    22 См.: Иванов А.Г. Некоторые черты сословного менталитета марийцев (вторая половина XVIII в.) // Финно-угроведение. 1994. № 1. С. 69-78; Он же. О роли язычества в социально-этнической консолидации марийцев в XVIII - первой половине XIX века. С. 17-19.

    23 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 39-42 об.

    24 Там же, л. 42 об.

    25 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 43-47, д. 387, л. 41-45.

    26 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 62-62 об., 62-а об.

    27 Там же, л. 104.

    28 Там же, л. 104 об.

    29 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 127-130, 157-158.

    30 Там же, л. 180-182 об. О важности общинной психологии в сохранении язычества, в частности свидетельствуют и показания марийцев д. Оштурмы Уртем в августе 1828 г. о том, что они «вовлечены были» на всемарийское моление 20 ноября 1827 г. «примером других» крестьян и «многолюдством» участников. - См.: ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 120-120 об.

    31 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 3,3 об., 10, 10 об., 13,22,41 об., 57, 96 об., 121 об., 127.

    32 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 8-11 об, 149-155.

    33 Там же, л. 4,13.

    34 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 4-7. 12.

    35 Там же, л. 13.

    36 Там же, л. 14.

    37 Там же, л. 14 об.

    38 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 15.

    39 См.: Иванов И.Г. История марийского литературного языка. Йошкар-Ола, 1975. С. 22-23; Степанов А.Ф. Автор марийской грамматики // Марийский археографический вестник. Вып. 3. Йошкар-Ола, 1993. С. 124-130.

    40 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 15-15 об.

    41 Там же, л. 15 об.

    42 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 387, л. 41.

    43 Там же, л. 42-45.

    44 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д, 199, л. 40 об.-42.

    45 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 18-20 об., 43-47, д. 387, л. 42-44 об.

    46 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 22-23 об.

    47 Там же, л. 52-53.

    48 Там же, л. 54-57 об.

    49 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 49-51 об.

    50 Там же, л. 59-63.

    51 Там же, л. 64-70; Справочная книга Казанской епархии за 1909 год. Казань, 1909. С. 492. Заметим, что еще 12 апреля 1828 г. в своем рапорте в консисторию, Царевококшайское духовное правление сообщало, что оно отчислить оттого села Морков приходския деревни, состоящие от онаго на расстоянии от 30 до 40 верст, к другим, по местному положению ближайшим селениям, возможности не находит. А предлагает в таковых отдаленных от приходских церквей селениях построить вновь деревянные храмы, которые к удобностию к тамошнему уезду, изобилующему лесом, могут быть выстроены безо всякого отягощения поселян, которые должны только признать обязанность взаимного вспомоществования, так, чтобы состоящие ныне в трёхштатном приходе совокупно построили вновь два деревянных храма, а в двуштатном - один. И выстроить при оных для священноцерковнослужителей домы». - см. ГАРМЭ, ф. 165, оп. I, д. 199, л. 85.

    52 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 71-72.

    53 Там же, л. 73-77.

    54 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 95-98 об.

    55 Там же, л. 102-105.

    56 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 78-78 об., 81, 87-88, 106-110 об. Заметим, что дальнейшая судьба этих опальных моркинских священников сложилась по-разному. Так, Л.Гумилевский после многочисленных своих прошений казанскому архиепископу Филарету сумел в конце-концов после долгих мытарств добиться определения в другой, более близкий к Казани приход. Не покинувший с.Морки и спустя два месяца после указа консистории, бывший моркинский священник Яков Смирнов, в октябре 1828 г. подал «покорнейшее прошение» архиепископу Филарету с просьбой определить его на причетническое место в г. Казани при Николо-Ляпуновской церкви, так как в ней имеется «вакансия». Податель прошения просил учесть дальность расположения с. Морки от с. Гусиха (200 верст), что «очень обременительно для семьи». Кроме того, как он писал, в Казани у него обучаются два сына и он хотел бы иметь над ними постоянный родительский надзор и «с лучшим успехом доказать моё благоповедение в виду моих начальников и оправдать во всем том, в чем якобы замечен со стороны правительства с худой стороны» - см. ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 123-123 об. Видно, эта просьба была удовлетворена и Я.Смирнов был переведен в просимое им место. Заметим, что его старший сын, Николай Яковлевич Смирнов, после окончания богословского курса в Казанской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, 1 ноября 1828 г. был определен в священники с. Арино Царевококшайского уезда, где когда-то служил дьяконом его отец. - См. ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д.377.

    Следует подчеркнуть, что каждое из поколений этой известной семьи Смирновых по-своему оставило память о своей деятельности. Яков Адрианович Смирнов в 1821 г. открыл первое в сельской местности для марийцев начальное земское училище в с. Морки при каменной церкви, воздвигнутой в 1819 г. и его усердным тщанием. Его старший сын Николай Яковлевич Смирнов, судя по данным клировой ведомости 1850 г., родившийся в 1806 г., ставший в 1828 г. после окончания Казанской духовной семинарии священником («черемисский язык знает») с.Арино, приложил большие усилия по успешному распространению на марийском языке среди своих прихожан «христианской веры», за что неоднократно поощрался и награждался «признательностью» архиепископа Филарета (1834 г.), «набедренником» (1835 г.), «скуфьею» (1846 г.) и ранее определенный « в депутаты» (1838 г.), имел большую семью: жену Анну Семёновну - 37 лет, сыновей - Ивана - 14 лет и Александра - 7,5 лет, дочерей -Елену- 17 лет, Екатерину- 15,5 лет и Ираиду- 12 лет.- (см.: ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 431, л. 88; местонахождение этого дела обнаружено С.М.Матвеевой, которой выражаю благодарность). Заметим, что его сын Иван Николаевич Смирнов автор известной монографии «Черемисы» (Казань, 1889), стал профессором Казанского университета, а его брат Александр Николаевич Смирнов - оригинальным лексикографом. - Подробнее об этом см. статьи краеведа А.Ф.Степанова, помещённые на страницах газеты «Марий Эл» на марийском языке от 25 окт. 1995 г. и 19 янв. 1996 г., а также статью учёного О.А.Сергеева, публикуемую в настоящем номере ежегодника.

    57 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 112-112 об., 137-138, 153.

    58 Там же, л. 152 об.

    59 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 149-156.

    60 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 199, л. 127-130.

    61 Там же, л. 157-158, 177-178.

    Всемарийское языческое моление 1827 года и действия властей


Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
Архив новостей
Популярные новости
http://privet-mebel.ru/ попов twitter двухъярусные детские кровати москва.