А.Г.Иванов
В последнее время тема марийского язычества является предметом повышенного внимания не только специалистов-исследователей, но и публицистов, политологов, литераторов, средств массовой информации. Для современного интереса к этой теме характерна убеждённость многих авторов в том, что марийцы в большинстве своем (главным образом луговые и восточные) длительное время придерживались и продолжают оставаться сейчас в известной мере одними из стойких и последовательных приверженцев языческих верований в обширном полиэтничном и многоконфессиональном регионе Среднего Поволжья и Приуралья.
В дореволюционной историографии некоторые аспекты языческих верований и обрядов различных этнографических групп марийцев с той или иной степенью полноты затрагивались в трудах С.А.Нурминского, И.Н.Смирнова, П.М.Ерусланова, С.К.Кузнецова, Г.Я.Яковлева, Н.В.Никольского, К.С.Рябинского и других авторов(1). Несомненный интерес представляют важные наблюдения и оценки по данной теме, сделанные в советское время В.М.Васильевым, К.И.Козловой, Д.М.Макаровым, А.Ф.Ярыгиным, Н.С.Поповым, О.В.Даниловым и другими исследователями(2).
По нашим наблюдениям, в многовековой истории марийского язычества особое место занимает период XVIII - первой половины XIX в. В это время марийская языческая религия, как составная часть национальной культуры, регламентировавшая важнейшие стороны народной жизни и быта и игравшая исключительную роль в социально-этнической консолидации марийской общности, подверглась массированному натиску со стороны государственного православного христианства, вызвавшему в свою очередь стихийное массовое и упорное движение народного «сопротивления» против насильственного насаждения церковью и государством новой православной веры; за сохранение своих языческих верований и «возврат к старой вере» прародителей новокрещёных марийцев(3).
...