Черемисские войны (1550 - 1590 годы)

В начале 16 века Русское государство, недавно освободившееся от монголо-татарского ига, стремилось окончательно покончить с наследием ордынского прошлого. После распада Золотой Орды вектор внешней политики Руси получил направление на Восток и Юг. Основными внешнеполитическими противниками Руси стали Казанское и Астраханское ханства. Путем дипломатических усилий в Казани на престол был посажен промосковски настроенный хан Шах-Али. Но в 1521 году он был свергнут, и на его место взошел брат Крымского султана Мухаммед-Гирея - Сафа-Гирей. Он объявил Казанское ханство юртом (вассалом) турецкого султана. Как следствие, внешняя политика Казанского ханства приняла крайне антирусские формы. В ответ на это Москва перенесла центр тяжести борьбы с казанской угрозой ближе к восточным своим границам: в 1523 году на реке Суре при впадении ее в Волгу был основан город Новгород Васильев на Суре или Васильсурск.

Но в те времена у Русского государства не было сил бороться "на два фронта": в то же время шла война на западных границах против Литвы за возвращение исконно русских земель, оказавшихся под её властью. И при Великом князе Василии III (отце Ивана Грозного) "казанская проблема" решена не была. Между тем, набеги казанских и астраханских ханов на московские пределы продолжались, а их гнёт по отношению к населению, проживавшему на землях ханства, усиливался. Но так долго продолжаться не могло. "Казанская проблема" требовала "окончательного решения", и молодой русский Великий князь Иван Васильевич начал активно искать пути её решения.

Так как основные боевые действия между русскими и татарскими войсками проходили на правом берегу Волги, то наиболее заинтересованными в усилении Московского государства были как раз народы, проживающие в этих местах: чуваши, горные марийцы и восточная мордва.

Ставленники крымско-турецких сил, захватившие власть в Казани, были в принципе неспособны сплотить народы ханства вокруг созидательной идеи. Москва же такую идею предложила - мир и безопасность для всех, уважение к вере коренных народов, свободная и взаимовыгодная торговля.

В 1546 году в Москву прибыло посольство горных марийцев и чувашей: "прислали к великому князю бити челом горная черемиса, Тугай со товарищи дву черемисинов, чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служить хотят". При помощи русских войск горные мари рассчитывали свергнуть про-турецкий режим в Казани и добиться независимости. Совершенно иные настроения царили тогда на левобережье Волги, заселенном луговыми черемисами. Исторически сложилось так, что здесь было сильно влияние Казани, в отличие от горного правобережья, контроль над которым Казанское ханство практически потеряло к 1546 году. Воинственные луговые марийцы в составе казанского войска ходили в набеги на Русскую землю. Дошло даже до того, что в 1462 году Великий князь Иван III послал "послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярских двора своего; и совокупившеся, вси пойдоша из Галича на Николин день, декабря 6, и пойдоша лесы без пути, а зима была велми студена… Тоя же зимы генваря 9, на Крещение Господне, рать великого князя прииде в землю черемисскую, и много зла учиниша земле той; людей изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нельзя с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша, и повоеваша всю землю ту, а досталь пожгоша, а до Казани за един день не доходили и, возвратившеся, приидоша к великому князю вси поздорову…" "…И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми".

В декабре 1546 года Иван Васильевич Грозный послал рать на Казань. К нему присоединилась и рать горных черемис. Но, не дойдя до Казани примерно 30 верст, войско застряло в начавшейся весенней распутице. Такими же неудачными были и походы 1548-49 годов.

Поэтому было принято решение построить на горной стороне Волги, при впадении в нее реки Свияги крепость. В 1551 году Иванов Город на Свияге,а проще - Свияжск, был построен. Этот год считается годом вхождения горных марийцев в состав России В июне 1551 года горные марийцы были приведены к присяге на верность русскому царю. " … А государь жаловал их великим жалованьем, кормил и поил у себя за столом …". Помимо таких почестей, царь своей грамотой освободил всю горную сторону от уплаты ясака сроком на три года. Сделано это было для стимулирования экономического развития края в новых геополитических условиях. Луговая же часть марийцев, более зажиточная, по-прежнему оставалась под властью Казанского ханства.

2 октября (15 по "новому" стилю) Казань пала. Наравне с русскими войсками участие в ее взятии принимало и достаточно большое количество горных марийцев под руководством национального героя сотника Акпарса. Но покорение столицы ханства еще не означало покорения всей территории. Значительная часть населения готова была сражаться с русскими войсками. Дальновидный же царь Иван Грозный, не желая лишнего кровопролития и надеясь на покорность местного населения, разослал во все концы бывшего ханства грамоты, в которых население призывалось "идти к государю и ничего не бояться". Это предложение не осталось без ответа: представители народов Среднего Поволжья пришли к царю. Иван Васильевич принял своих бывших врагов приветливо, после изъявления покорности он дал в их честь обед, подтвердил их "привелегии", установил размер ясака ("Ясак имати, как и прежние цари имали"), а своим воеводам запретил чинить обиды местному населению.

Но мир и согласие недолго властвовали на вновь обретенных Россией землях. После ухода основных сил русских войск началось восстание луговых марийцев, инспирированное местной знатью и жречеством, поддержанными казанскими феодалами. 20 декабря 1552 года Иван IV получил сообщение о том, что "луговыми людьми" при участии "горных" были убиты царские гонцы и купцы, разграблен обоз и люди, его охранявшие, перебиты. 25 декабря царь получил еще одно сообщение о выступлениях под Казанью, которые вскоре были пресечены.

Повстанческое движение луговых марийцев, начавшееся практически сразу после взятия русскими Казани, было направлено не только против русской администрации, еще слабой и малочисленной в это время, но и за право жить так, как захочет марийская знать и жречество. Но если на горном правобережье это движение вскоре сошло на нет, то луговые марийцы на левом берегу не успокаивались еще лет 30.

10 марта 1553 года луговые марийцы, подстрекаемые жрецами-картами, резко враждебно настроенными по отношению к Православной Церкви, вырезали отряд казаков и стрельцов. На реке Меше они построили довольно грамотно укрепленный город, откуда совершали набеги на русские остроги и гарнизоны. 24 марта этого же года луговые черемисы во главе со своими вождями Зейдетом и Сараем на лыжах проникли на горную сторону, напали на русский отряд Б.И.Салтыкова и захватили его в плен. Руководитель восставших черемисов - князь Мамич-Бердей, пригласил Ногайского царевича Али "на царство" и объявил его правителем Луговой стороны. Вот что говорит летопись: "А потом взяла была черемиса луговая царя собе с Ногайския Орды, браняшеся христианом и воююще: бо тот черемисский язык не мал есть и зело кровопийствен, и обирается их, глаголют, вяще двадесять тысящей войска; потом же, разсмотривши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки три ста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: "Мы бо взяли тебя того ради на царство с двором твоим, да обороняеши нас, а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел: а ныне глава твоя да царствует на высоком коле". Потом избиравше собе своих атаманов, биющесь и воююще с нами крепце, аки два лета, и паки потом ово примиряхуся, ово паки брань начинаху".

Восстание Мамич-Бердея закончилось трагически. Объединившиеся русские войска и горномарийские рати перешли Волгу, до основания сожгли черемисский город на реке Меше, убили свыше 10 тысяч человек и почти под корень вырезали знатную черемисскую верхушку. Самого Мамич-Бердея горные марийцы заманили на пир, разоружили 200 человек его личной охраны и, схватив, передали в руки русских властей. В 1556 году в Москве Мамич-Бердей был казнен.

Но русские власти не преследовали простых, незнатных марийцев, живших своим трудом. Зато люто преследовались откровенные враги Руси из числа черемисской знати, "агенты влияния" из Крымского ханства и Ногайской Орды. Летопись сообщает, что во время Первой черемисской войны, которая продолжалась с 20 декабря 1552 года по май 1557 года, было убито свыше 10 тысяч врагов Руси, в числе которых - князь Янчура Измаильтянин и Алек-богатырь. В летописи говорится о физическом уничтожении марийской верхушки: "…князья Иван Мстиславский и Михайло Васильевич Глинский воевали луговую черемису, захватили 1600 именитых людей, князей, мурз, чиновников татарских и всех умертвили".

В 1557 году, как сообщает Патриаршья летопись, представители участников восстания явились с повинной к русскому царю: "А с Чебоксари писал Петр Симеонович, что Мамич-Бердеевы дети и Кака Сотцкий и все достальные люди государю добили челом и к нему приехали и правду дали, а черных всех людей послал к правде приводити Данила Чюлкова… а ко государю приехали от всей земли бити челом сотные князи их, Казимир, да Кака, да Янтемир с товарищи. И Царь и великий князь их пожаловал, вин им отдал и грамоту жалованную дал, как им государю вперед служити. И Божиим изволением и его царским великим подвигом и у Бога прошением и воевод, и всех людей службою к нему, государю, казанские люди лутшие, их князи, и мурзы, и казаки, которые лихо делали, все извелися, а черные люди все с одного в холопстве и в дани учинилися…", то есть русские власти не преследовали бывших мятежников, а великодушно, по-христиански простили их.

Но недолгим было мирное время на восточных рубежах Московского Царства. В результате присоединения земель бывшего Казанского ханства к Руси вызвало поток беженцев, причем, в основном, беженцев из числа бывшей казанской феодальной знати, в направлении Крымского ханства. Там резко окрепла и активизировалась антирусская партия. Крымское ханство при поддержке Турции стало готовить новое восстание в Поволжье. Между ханом Девлет-Гиреем и повстанцами из числа феодальной и родовой знати волжских народов установились постоянные контакты с целью координации совместных действий по изгнанию русских из Поволжья и восстановлению Казанского и Астраханского ханств. В подготовке восстания принимала участие и Ногайская орда, правитель которой князь Дин-Ахмат (Тинехмат) хотел выйти из-под российского влияния. Во время тайных переговоров с ногайским князем и крымским ханом, представители повстанцев добивались прямого вторжения крымских и ногайских войск в Среднее Поволжье для соединения с восставшими и ведения совместных военных действий. К концу 1560-х годов подготовка к восстанию была фактически завершена.

Известия о контактах поволжских повстанцев с крымским ханом Девлет-Гиреем и подготовке восстания в бывшем Казанском ханстве содержатся в донесениях русского посла в Крыму Афанасия Нагого, посланника Фёдора Писемского и гонца Истомы Осорьина, поступивших в Москву с ноября 1567 по апрель 1569 г. Сведения, на которых основываются сообщения, были добыты служилыми татарами Петром Ибаковым, Девлет Хозей, Собанчеем Резановым, Уразом Усеиновым, Нечаем Татаровым и Нагаем Сююндуковым, находившимся при посольстве в качестве переводчиков и, одновременно, осуществлявшим сбор необходимых для русской разведки сведений. Информацию они получали от промосковски настроенной крымской знати и христианских купцов, русских полоняников, и расспросов приезжающих в Крым из Ногайской орды, Астрахани и Турции. Чаще всего нужная информация предоставлялась за вознаграждение или обещание подарков и расположение русского государя. Нередко для получения необходимых сведений информаторов не только задаривали, но и спаивали. Для отсекания дезинформации, к которой бывало прибегало крымское правительство, и ложных слухов, русская разведка проверяла информацию по нескольким каналам, сопоставляла полученные сведения и анализировала их. Направляемые в Москву сообщения обычно отличались точностью и достоверностью. Известия о контактах крымского хана Девлет-Гирея и поволжских повстанцев находятся в посольской статейной книге – 13 на листах 28-29, 154-156, 160-160 об., 170-173 об., 242-242 об., хранящейся в фонде 123 Сношения России с Крымом (Крымские дела) Российского государственного архива древних актов в Москве.

Первое сообщение о контактах поволжских повстанцев с крымским ханом Девлет-Гиреем было доставлено в Москву 28 ноябрь 1567 г. гонцами Лукой Новосильцевым и Семёном Алябьевым. В нём А. Нагой и Ф. Писемский докладывали Ивану Грозному, что в апреле 1567 г. приехали из Нагаи ко царю в Крым [Ко]бе улан да брат его Коштевлей улан, а с ними от казанских людей от сотцкого от Адая да от Качака Мамичбердеева сына и от всее луговые черемисы послан был ко царю з грамотою Адаев брат Тогилдей. А писал деи ко царю сотцкой Адай да Кочак Мамичбердеев сын и вся луговая черемиса чтоб де царь прислал к ним царевича с воинскими людьми. И как к ним царевич с воинскими людьми придёт, и они де хотят от царя и великого князя отступити. И хотят де приступати х Казани к острогу, а по селом де по всем, московские люди служивые будут наши. А в собранье деи у нас луговые черемисы (л. 28 об.) шестьдесят тысеч. И как де Кобе улан да брат его Коштевлей улан да Адаев брат Тогилдей пришли на Волгу и учали возитися и на них пришли на перевозе нагайского мурзы беглого Казыевы люди да их де громили. И Кобе улан да Коштевлей улан ушли, а Тогилдей де Адаев брат на Волге утонул. А грамота деи ко царю от казанских людей была на нём. А Кобе улан да Коштевлей улан царю говорили словом от нагайских князей от Тинехмата князя з братьею: Дотолева де есмя были наги и бесконны и мы дружили царю и великому князю, а ныне де есмя конны и одевны. И х тебе де пишют казанские люди, а прошают у тебя царевича и рати. А от Московского хотят отступити, и приступати хотят х Казани к осторогу. И будет де ты царевича в Казань с ратью отпустишь и ты б де с нами ся сослал. И мы деи сыну твоему готовы на помочьќ.

А Ашибаш приехав к Офонасью и Фёдору с товарыщи тож сказывал, что де казанские люди ко царю были з грамотою. Адаева брата по царевича послали. И на Волге де на перевозе пришли на них Казыевы люди и их де громили. И Адаев де брат з грамотою утонул, а Кобе улан и Коштевлей улан царю про казанские люди и про грамоту сказывали словом. А казанские де люди и грамота к царю не бывали. И нам ся мнит, тебя, государя, с казанцы хотят ссориться.

В своих сношениях с представителями недавно вошедших в состав русского государства (татар, чувашей, удмуртов, черемисов (мари) и т.д) Девлет-Гирей дает им четко понять о том, что в самое ближайшее время он готовит большой поход на ставшее русским Нижнее и Среднее Поволжье. Он призывает вождей заговорщиков «синхронизировать» свои действия и начать восстание одновременно с началом похода крымцев на Астрахань. Однако крымскую знать совершенно не трогала будущая судьба поволжских народов. У них были свои планы, расходившиеся как с желаниями народов Поволжья, так и с внешнеполитическими амбициями Стамбула. Крымцы не хотели перехода Нижнего и Среднего Поволжья под турецкий контроль и всячески саботировали поход на Астрахань. Дошло до того, что Девлет-Гирей сообщил о турецких планах в Москву.

Стремясь закрепиться в Поволжье, и одновременно саботируя турецкий план войны с Русским государством, крымский хан вряд ли имел серьёзные намерения по оказанию помощи поволжским повстанцам. Примечательно, что в 1569 г., когда турецко-крымский поход к Астрахани всё-таки состоялся, и часть ногайцев и астраханцев примкнула к войску, восстания средневолжских татар, марийцев, чуваш и удмуртов не произошло. Воздержалась от открытого перехода на сторону турок и крымцев и большая часть ногайцев, заняв выжидательную позицию. Катастрофические последствия турецко-крымского похода к Астрахани остановили преждевременное выступление. На восстание народы бывшего Казанского ханства поднялись только осенью 1571 г., после успешного похода Девлет-Гирея к Москве и сожжения татарами московского посада.

Однако уже у следующем году крымцы потерпели страшное поражение в славной битве у Молоди, поэтому ни о какой экспансии в русское Поволжье и, тем более, о поддержке сепаратистских сил на территории бывшего Казанского ханства речи быть уже не могло. К 1574 году эта война прекратилась сама собой. В тот же год на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Большая Кокшага русскими был основан город Кокшайск, ставший первым русским городом на земле луговых марийцев. Основание этого города явилось важной вехой в социальном, экономическом и культурном развитии края.

Третья черемисская война началась в 1581 году и была вызвана чисто экономическими причинами: русские власти резко повысили уровень ясака, и, в первую очередь, "пушной" его части. Местное население, помнящее наказ "ясак имати, аки и прежние цари имали", резко не согласились с повышением сбора и начали активную борьбу. Во время этой войны русские основали укрепленные города Козьмодемьянск (1583, на правом, горном берегу Волги), Царевококшайск (1584, ныне - Йошкар-Ола, столица Республики Марий Эл), Царевосанчурск (1584, ныне - небольшой послеок-райцентр в Кировской области) и Яранск (1591, райцентр в Кировской области) для защиты русского населения, селившегося в этих местах, от набегов воинственных черемисов.

Это восстание было подавлено к началу 90-х годов 16 века.

Хотя черемисские войны и ослабили Русское государство, но они принесли и положительные плоды. Помимо того, что началось освоение этой богатой территории, русские, начав жить бок о бок с народами Среднего Поволжья, принесли им более прогрессивные методы ведения хозяйства, более высокую культуру, старались проповедовать среди них Слово Божие. А уже в 1612 году марийцы активно участвовали в ополчении, освободившем Москву от поляков. С тех пор практически ничто не нарушало мира в этих краях.

Сергей Пахмутов скачать dle 10.2 КиноСвин
Автор: user | Дата: 12 августа 2008 | Просмотров: 21017 Коментарии: 104
#1 написал: FVN (13 августа 2008 11:54)
Во время этой войны русские основали укрепленные города Козьмодемьянск (1583, на правом, горном берегу Волги), Царевококшайск (1584, ныне - Йошкар-Ола, столица Республики Марий Эл), Царевосанчурск (1584, ныне - небольшой послеок-райцентр в Кировской области) и Яранск (1591, райцентр в Кировской области) для защиты русского населения, селившегося в этих местах, от набегов воинственных черемисов.
Наличие у многих городов марийских названий (Шанчара, Яраҥ, Малмыж, Кукарка, Какшар) свидетельствует о том, что далеко не факт, что эти города были основаны русскими. Скорее "преобразованы" в русские.
    #2 написал: Tsikma (13 августа 2008 15:53)
    Shala. Interesnaja statja, toljko poslednij abzac o bolee vysokoj kuljture- glubokoe zabluzhdenie avtora.

      #3 написал: vasilek (14 августа 2008 04:49)
      Русский народ ничего полезного не сделал для народа мари, уничтожил больше половины марийцев. А это мы никогда не забудем, за базар придеться ответить кровью.
        #4 написал: Danila (17 августа 2008 08:15)
        В тот же год на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Большая Кокшага русскими был основан город Кокшайск, ставший первым русским городом на земле луговых марийцев. Основание этого города явилось важной вехой в социальном, экономическом и культурном развитии края.


        А марийцы не есть часть этого края???
        О каком социальном, экономическом и культурном развитии речь???
        Половина марийского народа перебита, четверть бежала в Башкирию и на Урал. Оставшееся население вынуждено платить большие налоги (ясак) и участвовать в различных повинностях.
        Марийцам запрешено жить в городах, работать по железу, заниматься торговлей.
        Религия предков находилась под строжайшим запретом, вместо нее навязывается абсолютно чуждое и ненужное хр-во.
        Марийская культура ни в чем не уступает русской, а по отношению к природе многократно превосходит ее. Небрежное и негативное отношение к марийской культуре в первую очередь со стороны русского народа вызвано многолетней дезинформацией и умышленным испоганиванием всего нерусского.
          #5 написал: дикий черемис (17 августа 2008 09:30)
          сергею пахмутову надо убиться об стену am
            #6 написал: Поро (18 августа 2008 04:38)
            Мдя, не очень хорошо получается... Как то надо совместить два понятия: мари и русский...
              #8 написал: Вачис (20 августа 2008 02:13)
              "В начале 16 века Русское государство, недавно освободившееся от монголо-татарского ига, стремилось окончательно покончить с наследием ордынского прошлого....".

              Я не согласен с этим определением. Русское государство стремилось не покончить с наследием ордынского прошлого, а окончательно прибрать наследие ордынского прошлого в свои руки, как,например, в настоящее время Русское государство (Россия) прибирает в свои руки наследие СССР.
                #9 написал: ffffff (21 августа 2008 07:38)
                Разве в начале 16 века русское государство существовало?
                  #10 написал: талибаныч (17 ноября 2008 15:43)
                  FVN, вполне вероятно (даже весьма вероятно), что вышеуказанные города были основаны на месте марийских илемов - ведь это легче, чем строить города в непроходимых лесах, расчищая площадки под их строительство

                    #11 написал: Shongo (1 декабря 2008 23:49)
                    В старину,при отсутстви слов "демократия","человеколюбие","старший брат" не было необходимости оправдывать свое действие словами. Пришел,покорил,убил сколько душе угодно,оставил рабов, тоже собразно своему желанию и разбойник с большой дороги как бандит Ермак, будет продолжать жить как ни в чем не бывало. Такие малочисленные народы как марийцы были абсолютно бесправными. Мы иногда вступаем бесплодные обманчивые дискуссии, говоря что мы были очень сильными. Это неправда!
                    Если были сильными тогда почему нас другие одолели? Может были сильными но глупыми? За это нас одолели? Кому нужны сейчас наши слезы? Молодым марийцам идущим за нами? Нет! Помните мудрые слова древних? "Для полного счястья нужно славное отечество"
                    Какое такое славное отечество мы можем оставить в наследство нашим внукам.
                    Даже родного я рабочего языка нет у нас. Пользуемся чужими языками. Хоть русский хоть английский они одиноково не наши языки.
                    Образование получаем на чужом языке,образовательная база не родная, научные работники подготовлены тоже на базе христианско-европейско-руско-правосланой основе. Где-же тогда наше славное марийское дорогое отечество?
                    Вы найдите сейчас хоть десяток человек которые бы по нормальному рассудив начали возрождать свою марийскую историю. Не найдете!
                    А вдруг кто-то пожелает этим занятся?
                    Тогда я с тобой.
                      #12 написал: keche (3 декабря 2008 05:36)
                      Shongo,
                      Я с тобой! Сколько сможем - поднимем! Верно говоришь по поводу следующего поколения...не хочется, чтобы над нашими детьми также издевались, как над нами все те, кто к финно-уграм не относится.

                      Вот не надо было Акпарсу к русским ходить плакаться. По-видимому, Акпарсу трудно было финно-угров собрать против татаро-монгол. И мы, народ Марий со всеми Финно-Уграми, дружно перешли от одной змеи к другой, к той, что на своей шее пригрели ещё с 8 века до нашей эры.

                      Насчёт языка: общалась я тут однажды с индейцами...ой, вот это народ! Всё у них под секретом. Спросила как на их языке будет "Я тебя люблю", еле-еле ответили да с такой неохотой и подозрением, мол "чё те надо и зачем ты лезешь?" Насчёт словаря поинтересовалась: какой словарь, люди!? они язык только со своими учат, чтобы никто, случайно, не узнал о чём они говорят! Индейцы - очень хитрый, скрытный и мудрый народ. Может, нам у них стоит что-то перенять?

                      Огромная Марийская проблема - языковой голод.
                      Кое-кто из Дагестана мне сказал ( противный народ с тех краёв): "Ты Марий называешься, а язык свой родной не знаешь - позор. Мы Аварский и Кумыкский в нашей семье учим, у нас национальных школ и учебников нет на все 33 национальности".
                      В чём моя вина, если русские почти уничтожили Марийский язык?
                      Почему народы Дагестана (Чечни и т.п.) нетронутыми остались в период насильственной русскификации? У них лозунг: кровь гуще воды и тема есть такая: если русский по улице с русской песней пройдёт (или с любой другой неместной), то быстро за углом зарежут, как барана. Так вот, не скопироваь ли нам их кровавый метод, чтобы себя и свою культуру сохранить? Войной и кровью придём к следующей Мировой катастрофе.

                      А у наших Марий: кто-то оскорбил - с рук сошло, брат за сестру не заступится, родители за своих детей постоять не могут.
                      Нас грязью поливают, а мы убираем, т.к. не положено у нас по-свински жить, к нам с войной идут, а мы с распростёртыми объятьями встречаем, т.к. ценности человеческие превыше всего. Не успеваем мы за нефинно-уграми убирать грязь, и поэтому нас не уважают.
                      Озёра и реки нефинно-уграми слишком сильно загажены, на место срубленных деревьев новые посадить не успеваем, умираем
                      с голодным желудками их храмы не достраивая...ну никак не угодить нефинно-угорским народам (русским, чеченам, дагестанцам и другим приезжим).
                      Вот всю эту правду нефинно-угры принимают за оскорбление и пытаются нас уверить, что они за чистотой следят, что они - самые работящие и невинные.
                        #13 написал: a (3 декабря 2008 06:59)
                        Конечно, никому из оставшихся русских и других нефинноугров не хочется быть униженным и оскорблённым за ими причинённые унижения и оскорбления в адрес финно-угорских народов, они никогда этого не признавали и не признайт. По сей день идёт намеренное укрывательство исторически значимых фактов российской истории, чтобы никто не посмеялся из-за границы, чтобы не постыдились сами себя и случайно не приняли исконную языческую веру да Марийский язык. Любая критика и расследование воспринимается в штыки. Все живут по команде "Смирно! В церковь на сбор дани еврейскому Богу шагом марш! Православие - ура-ура-ура! построить бесплатно заводы и т.п., вы против - отставить, расстрелять, в ссылку, в тюрьму, наказать!"

                        Спасибо дедушке Ленину (с нерусской кровью, где 1% русской был) за малый кусочек Марий Эл, что от нашей огромной Марийской территории остался, но зато наш. Войны, что Русь перенесла на своём веку, - заслуга самих же русских: они никогда порядок в доме не могли навести, до сих пор толком управлять страной не умеют, а все лезут, т.к. можно хорошо навороваться, ничего не делая...при удобном случае у своих же детей последний кусок отберут...а столько понтов, что никому и не снилось...Но не все (от и до) русские и нефинно-угры опускаются ниже плинтуса, т.к. поняли они, что нам за их диким стадом не убрать, что им в своём же дерь..е зить, в которое они произведут таких же неблагодарных, наглых и циничных отпрысков, никак не признающих финно-угорское происхождение, и с новой силой истребляющих нас с нашего маленького куска Марийской земли.

                        Как всегда, вывод: в России правды не было, нет и не будет.

                        Danila,
                        Вот ещё факты незаконного присвоения другого Марийского города Нижний Новгород, где наш Марийский нарoд только мельком показали.
                          #14 написал: keche (3 декабря 2008 08:53)
                            #15 написал: keche (4 декабря 2008 01:54)
                            Вот ещё факты незаконного присвоения другого Марийского города Нижний Новгород, где наш Марийский нарoд только мельком показали.
                              #16 написал: Kastytis (24 марта 2009 18:32)
                              Van nada samim rabotat na svoyu kulturu. Dlya etovo nado sozdavat organizacii. Sami lyudi dolzni pokazavat iniciativu. Ya dumayu chto eto napisanaya istoria doleko ot pravdi no realnost tokaya chto mariycy est chast Rossi, i po drugumu seychas ne mozhet byt. Dumayu samoya glavnaya zadacha - rabotat na mariyskoyu kulturu. Ni kto vam nepomozhit, esli vui sebe nepomozhete. Vy sami mozete sobiratsya na vsyakie obschestvenye iniciatyvy, organizacii.

                              Vsio mozna delat mirno. Neponimayu tex lyudey kotorii agitiruet protiv russkich. Vse delat nado produmano. Seychas ochen mnogo mozna zdelat. Est internet, est technologii. Nado tolko ponimat vse. No i nado deneg. A dengi mogut priyti. Nado sochranit mariyskiy yazik i kulturu. Kultura i yazik nachinayetcya s detstva. Kogda detya cmotret interesnoe DVD ili chetayet knizhki po mariyski, on uchetsya yazika i etc....
                                #17 написал: Антон (5 мая 2009 00:23)
                                Почему вы разделяете русских и ФУ (фино-угоров), русские это крещенные ФУ, только они оторваные от своих корней, имеющие вымышленое славянскую прошлое, поэтому много дегенератов. Когда туземец живет в своей среде, то это прекрасно (индейцы в прериях, мосаи в Кении). Когда же от меняет место жительства (переежает в город), то в большинстве случаев он деградирует, спивается, становится преступником.

                                Короче, что хочу сказать. Не надо разделять русских и ФУ. Это один этнос, с очень похожими культурами и лицами.


                                Мне просто интересно. Вот вы все образованые, культурные люди (если такие статьи читаете). Неужели вы думаете что насильственное восстановление деревенской культуры, деревенского языка, на котором говорит несколко тысяч человек, даст вам, вашему народу хоть что ни будь. История не любит малые народы, они всегда растворяются в больших, спорить с этим бесмыслено, это факт. Вот одно девушка написала - как хорошо когда дагествнцы так агрессивно относятся к любому посягателству на их самобытность. А вы что не аонимаете к чему это приведет в недалеком будущем ? Ковровая бомбежка будет этих самобытных аулов. Империя по другому не может.
                                  #18 написал: Лёля (3 июня 2009 13:30)
                                  Подскажите пожалуйста кто из марийских князей возглавил войну в период первой черемисской войны?? sad
                                    #19 написал: Болик (3 июня 2009 18:07)
                                    ту Лёля: Мамич Берды.
                                      #20 написал: Шемпатыр (4 июня 2009 17:44)
                                      Лёля, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552-1557) - марийский сотенный князь Мамич-Бердей (в турецких источниках Мамыш-Берды), герой марийского народа, владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Московии, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель. В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до двадцати тысяч повстанцев - луговых мари, татар, удмуртов.
                                      Дети продолжали владеть его волостями вплоть до начала 2-й Черемисской войны (1571-1574). Один из его сыновей, Качак, был лидером движения сопротивления народов Поволжья во 2-й Черемисской войне, вместе с марийским сотником Адаем вёл переговоры с крымским ханом Давлет-Гиреем о создании марийско-крымского союза против Москвы. После этих переговоров Давлет-Гирей напал на Москву и сжёг её (1571), а несколько дней спустя начали восстание марийцы.
                                      Мамич-Бердею установлен памятный камень в Оршанском районе около деревни Кугунур.

                                        #21 написал: Игорь (20 июля 2009 21:01)
                                        Угры,финны,а вы свой язык знаете ещё хуже,чем русский?Соболезную sad
                                          #22 написал: Андриан (17 августа 2009 10:06)
                                          Почему не сказано ни слова об участии чувашей?
                                            #23 написал: Ондре (19 августа 2009 01:02)
                                            Андриан,
                                            А не чувашин ли Алтыш сдал Мамич-Бердея русским?
                                              #24 написал: Ондыри (19 августа 2009 23:57)
                                              нас (татар, чувашей, марийцев, удмуртов)500 лет назад развели как лохов, пообещав разные ништяки, чтоб сдавали друг друга, так и в 21 веке мы умней не стали. что очень грустно. angry
                                                #25 написал: Юстин (2 декабря 2009 03:29)
                                                Мда! удивлён...я сам мари, но не страдаю радикализмом и сепаратизмом, да и вам не советую. но после прочтения коментариев ахнул: чувствуется в воздухе прям такое объединение всех малых волжских народов с небольшим антирусским уклоном. не надо заниматься бредятиной! - все ведь в курсе, что кто прошлое помянет, тому глаз вон...вы ещё может вспомните проект республики Идель-Урал во время Второй Мировой?
                                                  #26 написал: гор (5 декабря 2009 15:09)
                                                  тогда, как вы говорите, можно так же и по поводу великой отечественной войны, кто старое помянет тому глаз вон, я имею ввиду пересмотр итогов войны да и самой войны некоторыми странами.
                                                    #27 написал: Дмитрий (25 января 2010 21:10)
                                                    Горячие головы, я искренне желаю, чтобы ваши слова лишь словами и остались, и чтобы на реальные дела у вас (а также у не ко времени читающих порой все эти бредни умственно и морально неокрепших подростков) глупости не хватило.
                                                    Мне, моей семье, мои друзьям и близким совсем не хочется жить в стране, раздираемой конфликтами на национальной почве. Любителям же погарлапанить "за национальность" рекомендую почитать материалы по истории Уганды или Руанды последних 40 лет.
                                                      #28 написал: мамич бердей (25 января 2010 22:48)
                                                      #27 написал: Дмитрий (Сегодня, 21:10)
                                                      а ты собственно кто по нац-ти и где живешь? а насчет уганды и руанды - иди почитай лекции русским нацикам, которые в москве и питере убивают нерусских.

                                                      #25 написал: Юстин (2 декабря 2009 03:29)
                                                      вот такие как ты уже называют себя русскими, забывая что русские уничтожили половину марийского народа. а русские сами не забывают про монгольское иго или про польское нашествие - любой русский скажет массу "хороших" слов про монголов или поляков.
                                                      ну если конечно быть ассимилированным русскими для тебя - честь, тогда нет вопросов. а чем больше среди марийцев таких вот "иванов-непомнящих", тем скорее русские ассимлируют марийский народ и о нем будут писать только в книжках как о ныне не существующих мере, мещере и муроме

                                                      #24 написал: Ондыри (19 августа 2009 23:57)
                                                      Полностью согласен, земляк! Надо учить свою историю и ничего не забывать! Тогда ситуация изменится. А если все прощать по доброте душевной, то недалеко и до мещеры и муромы, про которых сегодня известно только по книжкам.

                                                      #21 написал: Игорь (20 июля 2009 21:01)
                                                      Ну а тебе даже не знаю что и сказать. Ты и такие как ты языком хорошо владеют и слово водка уже в 10 лет изучают очень хорошо на практике. Так что можешь соболезновать сам себе. Иди лучше посмотри статистику по рождаемости в России - самая высокая в Чечне, самая низкая - в Новгороде и пскове. А В москве 1/7 браков - межнациональная. Так что думаю скоро придется тебе учить китайский, узбекский и таджикский :)
                                                        #29 написал: Дмитрий (26 января 2010 01:12)
                                                        Цитата: мамич бердей
                                                        а ты собственно кто по нац-ти и где живешь? а насчет уганды и руанды - иди почитай лекции русским нацикам, которые в москве и питере убивают нерусских.

                                                        1. Я - чуваш вирьял. Последние три года из тридцати живу в Москве.
                                                        2. Не вижу, чем идеологически и умственно Вы отличаетесь от
                                                        Цитата: мамич бердей
                                                        русским нацикам, которые в москве и питере убивают нерусских.
                                                        ?
                                                          #30 написал: мамич бердей (26 января 2010 01:29)
                                                          #29 написал: Дмитрий (Сегодня, 01:12)
                                                          Рад за тебя. Только что мне кажется, что если в Москве ты будет ехать в электричке и войдет банда скинов и спросит, кто ты по национальности, ты представишься русским. А вообще насчет нац. терпимости ты по-моему не там начал агитацию проводить. что-то я не слышал, чтобы в Марий Эл кого-то убили на почве нац. неприязни, а в москве и питере - за милое дело. про таджикскую девочку или банду Рыно слыхал?
                                                          Поэтому мне кажется тебе бы стоило призывать к терпимости на сайте ДПНИ, РНЕ и прочих русских нацистов.

                                                          кстати, прочитай вот это ради интереса.
                                                          там и про чувашей есть.
                                                          http://komsomol.narod.ru/national/Russian_genocide.htm
                                                            1 2 3 4
                                                              • Для того чтобы написать комментарий к этой новости, пожалуйста, нажмите сюда.


                                                              Яндекс.Погода Яндекс.Метрика
                                                              Архив новостей
                                                              Популярные новости