В начале 16 века Русское государство, недавно освободившееся от монголо-татарского ига, стремилось окончательно покончить с наследием ордынского прошлого. После распада Золотой Орды вектор внешней политики Руси получил направление на Восток и Юг. Основными внешнеполитическими противниками Руси стали Казанское и Астраханское ханства. Путем дипломатических усилий в Казани на престол был посажен промосковски настроенный хан Шах-Али. Но в 1521 году он был свергнут, и на его место взошел брат Крымского султана Мухаммед-Гирея - Сафа-Гирей. Он объявил Казанское ханство юртом (вассалом) турецкого султана. Как следствие, внешняя политика Казанского ханства приняла крайне антирусские формы. В ответ на это Москва перенесла центр тяжести борьбы с казанской угрозой ближе к восточным своим границам: в 1523 году на реке Суре при впадении ее в Волгу был основан город Новгород Васильев на Суре или Васильсурск.
Но в те времена у Русского государства не было сил бороться "на два фронта": в то же время шла война на западных границах против Литвы за возвращение исконно русских земель, оказавшихся под её властью. И при Великом князе Василии III (отце Ивана Грозного) "казанская проблема" решена не была. Между тем, набеги казанских и астраханских ханов на московские пределы продолжались, а их гнёт по отношению к населению, проживавшему на землях ханства, усиливался. Но так долго продолжаться не могло. "Казанская проблема" требовала "окончательного решения", и молодой русский Великий князь Иван Васильевич начал активно искать пути её решения.
Так как основные боевые действия между русскими и татарскими войсками проходили на правом берегу Волги, то наиболее заинтересованными в усилении Московского государства были как раз народы, проживающие в этих местах: чуваши, горные марийцы и восточная мордва.
Ставленники крымско-турецких сил, захватившие власть в Казани, были в принципе неспособны сплотить народы ханства вокруг созидательной идеи. Москва же такую идею предложила - мир и безопасность для всех, уважение к вере коренных народов, свободная и взаимовыгодная торговля.
В 1546 году в Москву прибыло посольство горных марийцев и чувашей: "прислали к великому князю бити челом горная черемиса, Тугай со товарищи дву черемисинов, чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служить хотят". При помощи русских войск горные мари рассчитывали свергнуть про-турецкий режим в Казани и добиться независимости. Совершенно иные настроения царили тогда на левобережье Волги, заселенном луговыми черемисами. Исторически сложилось так, что здесь было сильно влияние Казани, в отличие от горного правобережья, контроль над которым Казанское ханство практически потеряло к 1546 году. Воинственные луговые марийцы в составе казанского войска ходили в набеги на Русскую землю. Дошло даже до того, что в 1462 году Великий князь Иван III послал "послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярских двора своего; и совокупившеся, вси пойдоша из Галича на Николин день, декабря 6, и пойдоша лесы без пути, а зима была велми студена… Тоя же зимы генваря 9, на Крещение Господне, рать великого князя прииде в землю черемисскую, и много зла учиниша земле той; людей изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нельзя с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша, и повоеваша всю землю ту, а досталь пожгоша, а до Казани за един день не доходили и, возвратившеся, приидоша к великому князю вси поздорову…" "…И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми".
В декабре 1546 года Иван Васильевич Грозный послал рать на Казань. К нему присоединилась и рать горных черемис. Но, не дойдя до Казани примерно 30 верст, войско застряло в начавшейся весенней распутице. Такими же неудачными были и походы 1548-49 годов.
Поэтому было принято решение построить на горной стороне Волги, при впадении в нее реки Свияги крепость. В 1551 году Иванов Город на Свияге,а проще - Свияжск, был построен. Этот год считается годом вхождения горных марийцев в состав России В июне 1551 года горные марийцы были приведены к присяге на верность русскому царю. " … А государь жаловал их великим жалованьем, кормил и поил у себя за столом …". Помимо таких почестей, царь своей грамотой освободил всю горную сторону от уплаты ясака сроком на три года. Сделано это было для стимулирования экономического развития края в новых геополитических условиях. Луговая же часть марийцев, более зажиточная, по-прежнему оставалась под властью Казанского ханства.
2 октября (15 по "новому" стилю) Казань пала. Наравне с русскими войсками участие в ее взятии принимало и достаточно большое количество горных марийцев под руководством национального героя сотника Акпарса. Но покорение столицы ханства еще не означало покорения всей территории. Значительная часть населения готова была сражаться с русскими войсками. Дальновидный же царь Иван Грозный, не желая лишнего кровопролития и надеясь на покорность местного населения, разослал во все концы бывшего ханства грамоты, в которых население призывалось "идти к государю и ничего не бояться". Это предложение не осталось без ответа: представители народов Среднего Поволжья пришли к царю. Иван Васильевич принял своих бывших врагов приветливо, после изъявления покорности он дал в их честь обед, подтвердил их "привелегии", установил размер ясака ("Ясак имати, как и прежние цари имали"), а своим воеводам запретил чинить обиды местному населению.
Но мир и согласие недолго властвовали на вновь обретенных Россией землях. После ухода основных сил русских войск началось восстание луговых марийцев, инспирированное местной знатью и жречеством, поддержанными казанскими феодалами. 20 декабря 1552 года Иван IV получил сообщение о том, что "луговыми людьми" при участии "горных" были убиты царские гонцы и купцы, разграблен обоз и люди, его охранявшие, перебиты. 25 декабря царь получил еще одно сообщение о выступлениях под Казанью, которые вскоре были пресечены.
Повстанческое движение луговых марийцев, начавшееся практически сразу после взятия русскими Казани, было направлено не только против русской администрации, еще слабой и малочисленной в это время, но и за право жить так, как захочет марийская знать и жречество. Но если на горном правобережье это движение вскоре сошло на нет, то луговые марийцы на левом берегу не успокаивались еще лет 30.
10 марта 1553 года луговые марийцы, подстрекаемые жрецами-картами, резко враждебно настроенными по отношению к Православной Церкви, вырезали отряд казаков и стрельцов. На реке Меше они построили довольно грамотно укрепленный город, откуда совершали набеги на русские остроги и гарнизоны. 24 марта этого же года луговые черемисы во главе со своими вождями Зейдетом и Сараем на лыжах проникли на горную сторону, напали на русский отряд Б.И.Салтыкова и захватили его в плен. Руководитель восставших черемисов - князь Мамич-Бердей, пригласил Ногайского царевича Али "на царство" и объявил его правителем Луговой стороны. Вот что говорит летопись: "А потом взяла была черемиса луговая царя собе с Ногайския Орды, браняшеся христианом и воююще: бо тот черемисский язык не мал есть и зело кровопийствен, и обирается их, глаголют, вяще двадесять тысящей войска; потом же, разсмотривши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки три ста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: "Мы бо взяли тебя того ради на царство с двором твоим, да обороняеши нас, а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел: а ныне глава твоя да царствует на высоком коле". Потом избиравше собе своих атаманов, биющесь и воююще с нами крепце, аки два лета, и паки потом ово примиряхуся, ово паки брань начинаху".
Восстание Мамич-Бердея закончилось трагически. Объединившиеся русские войска и горномарийские рати перешли Волгу, до основания сожгли черемисский город на реке Меше, убили свыше 10 тысяч человек и почти под корень вырезали знатную черемисскую верхушку. Самого Мамич-Бердея горные марийцы заманили на пир, разоружили 200 человек его личной охраны и, схватив, передали в руки русских властей. В 1556 году в Москве Мамич-Бердей был казнен.
Но русские власти не преследовали простых, незнатных марийцев, живших своим трудом. Зато люто преследовались откровенные враги Руси из числа черемисской знати, "агенты влияния" из Крымского ханства и Ногайской Орды. Летопись сообщает, что во время Первой черемисской войны, которая продолжалась с 20 декабря 1552 года по май 1557 года, было убито свыше 10 тысяч врагов Руси, в числе которых - князь Янчура Измаильтянин и Алек-богатырь. В летописи говорится о физическом уничтожении марийской верхушки: "…князья Иван Мстиславский и Михайло Васильевич Глинский воевали луговую черемису, захватили 1600 именитых людей, князей, мурз, чиновников татарских и всех умертвили".
В 1557 году, как сообщает Патриаршья летопись, представители участников восстания явились с повинной к русскому царю: "А с Чебоксари писал Петр Симеонович, что Мамич-Бердеевы дети и Кака Сотцкий и все достальные люди государю добили челом и к нему приехали и правду дали, а черных всех людей послал к правде приводити Данила Чюлкова… а ко государю приехали от всей земли бити челом сотные князи их, Казимир, да Кака, да Янтемир с товарищи. И Царь и великий князь их пожаловал, вин им отдал и грамоту жалованную дал, как им государю вперед служити. И Божиим изволением и его царским великим подвигом и у Бога прошением и воевод, и всех людей службою к нему, государю, казанские люди лутшие, их князи, и мурзы, и казаки, которые лихо делали, все извелися, а черные люди все с одного в холопстве и в дани учинилися…", то есть русские власти не преследовали бывших мятежников, а великодушно, по-христиански простили их.
Но недолгим было мирное время на восточных рубежах Московского Царства. В результате присоединения земель бывшего Казанского ханства к Руси вызвало поток беженцев, причем, в основном, беженцев из числа бывшей казанской феодальной знати, в направлении Крымского ханства. Там резко окрепла и активизировалась антирусская партия. Крымское ханство при поддержке Турции стало готовить новое восстание в Поволжье. Между ханом Девлет-Гиреем и повстанцами из числа феодальной и родовой знати волжских народов установились постоянные контакты с целью координации совместных действий по изгнанию русских из Поволжья и восстановлению Казанского и Астраханского ханств. В подготовке восстания принимала участие и Ногайская орда, правитель которой князь Дин-Ахмат (Тинехмат) хотел выйти из-под российского влияния. Во время тайных переговоров с ногайским князем и крымским ханом, представители повстанцев добивались прямого вторжения крымских и ногайских войск в Среднее Поволжье для соединения с восставшими и ведения совместных военных действий. К концу 1560-х годов подготовка к восстанию была фактически завершена.
Известия о контактах поволжских повстанцев с крымским ханом Девлет-Гиреем и подготовке восстания в бывшем Казанском ханстве содержатся в донесениях русского посла в Крыму Афанасия Нагого, посланника Фёдора Писемского и гонца Истомы Осорьина, поступивших в Москву с ноября 1567 по апрель 1569 г. Сведения, на которых основываются сообщения, были добыты служилыми татарами Петром Ибаковым, Девлет Хозей, Собанчеем Резановым, Уразом Усеиновым, Нечаем Татаровым и Нагаем Сююндуковым, находившимся при посольстве в качестве переводчиков и, одновременно, осуществлявшим сбор необходимых для русской разведки сведений. Информацию они получали от промосковски настроенной крымской знати и христианских купцов, русских полоняников, и расспросов приезжающих в Крым из Ногайской орды, Астрахани и Турции. Чаще всего нужная информация предоставлялась за вознаграждение или обещание подарков и расположение русского государя. Нередко для получения необходимых сведений информаторов не только задаривали, но и спаивали. Для отсекания дезинформации, к которой бывало прибегало крымское правительство, и ложных слухов, русская разведка проверяла информацию по нескольким каналам, сопоставляла полученные сведения и анализировала их. Направляемые в Москву сообщения обычно отличались точностью и достоверностью. Известия о контактах крымского хана Девлет-Гирея и поволжских повстанцев находятся в посольской статейной книге – 13 на листах 28-29, 154-156, 160-160 об., 170-173 об., 242-242 об., хранящейся в фонде 123 Сношения России с Крымом (Крымские дела) Российского государственного архива древних актов в Москве.
Первое сообщение о контактах поволжских повстанцев с крымским ханом Девлет-Гиреем было доставлено в Москву 28 ноябрь 1567 г. гонцами Лукой Новосильцевым и Семёном Алябьевым. В нём А. Нагой и Ф. Писемский докладывали Ивану Грозному, что в апреле 1567 г. приехали из Нагаи ко царю в Крым [Ко]бе улан да брат его Коштевлей улан, а с ними от казанских людей от сотцкого от Адая да от Качака Мамичбердеева сына и от всее луговые черемисы послан был ко царю з грамотою Адаев брат Тогилдей. А писал деи ко царю сотцкой Адай да Кочак Мамичбердеев сын и вся луговая черемиса чтоб де царь прислал к ним царевича с воинскими людьми. И как к ним царевич с воинскими людьми придёт, и они де хотят от царя и великого князя отступити. И хотят де приступати х Казани к острогу, а по селом де по всем, московские люди служивые будут наши. А в собранье деи у нас луговые черемисы (л. 28 об.) шестьдесят тысеч. И как де Кобе улан да брат его Коштевлей улан да Адаев брат Тогилдей пришли на Волгу и учали возитися и на них пришли на перевозе нагайского мурзы беглого Казыевы люди да их де громили. И Кобе улан да Коштевлей улан ушли, а Тогилдей де Адаев брат на Волге утонул. А грамота деи ко царю от казанских людей была на нём. А Кобе улан да Коштевлей улан царю говорили словом от нагайских князей от Тинехмата князя з братьею: Дотолева де есмя были наги и бесконны и мы дружили царю и великому князю, а ныне де есмя конны и одевны. И х тебе де пишют казанские люди, а прошают у тебя царевича и рати. А от Московского хотят отступити, и приступати хотят х Казани к осторогу. И будет де ты царевича в Казань с ратью отпустишь и ты б де с нами ся сослал. И мы деи сыну твоему готовы на помочьќ.
А Ашибаш приехав к Офонасью и Фёдору с товарыщи тож сказывал, что де казанские люди ко царю были з грамотою. Адаева брата по царевича послали. И на Волге де на перевозе пришли на них Казыевы люди и их де громили. И Адаев де брат з грамотою утонул, а Кобе улан и Коштевлей улан царю про казанские люди и про грамоту сказывали словом. А казанские де люди и грамота к царю не бывали. И нам ся мнит, тебя, государя, с казанцы хотят ссориться.
В своих сношениях с представителями недавно вошедших в состав русского государства (татар, чувашей, удмуртов, черемисов (мари) и т.д) Девлет-Гирей дает им четко понять о том, что в самое ближайшее время он готовит большой поход на ставшее русским Нижнее и Среднее Поволжье. Он призывает вождей заговорщиков «синхронизировать» свои действия и начать восстание одновременно с началом похода крымцев на Астрахань. Однако крымскую знать совершенно не трогала будущая судьба поволжских народов. У них были свои планы, расходившиеся как с желаниями народов Поволжья, так и с внешнеполитическими амбициями Стамбула. Крымцы не хотели перехода Нижнего и Среднего Поволжья под турецкий контроль и всячески саботировали поход на Астрахань. Дошло до того, что Девлет-Гирей сообщил о турецких планах в Москву.
Стремясь закрепиться в Поволжье, и одновременно саботируя турецкий план войны с Русским государством, крымский хан вряд ли имел серьёзные намерения по оказанию помощи поволжским повстанцам. Примечательно, что в 1569 г., когда турецко-крымский поход к Астрахани всё-таки состоялся, и часть ногайцев и астраханцев примкнула к войску, восстания средневолжских татар, марийцев, чуваш и удмуртов не произошло. Воздержалась от открытого перехода на сторону турок и крымцев и большая часть ногайцев, заняв выжидательную позицию. Катастрофические последствия турецко-крымского похода к Астрахани остановили преждевременное выступление. На восстание народы бывшего Казанского ханства поднялись только осенью 1571 г., после успешного похода Девлет-Гирея к Москве и сожжения татарами московского посада.
Однако уже у следующем году крымцы потерпели страшное поражение в славной битве у Молоди, поэтому ни о какой экспансии в русское Поволжье и, тем более, о поддержке сепаратистских сил на территории бывшего Казанского ханства речи быть уже не могло. К 1574 году эта война прекратилась сама собой. В тот же год на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Большая Кокшага русскими был основан город Кокшайск, ставший первым русским городом на земле луговых марийцев. Основание этого города явилось важной вехой в социальном, экономическом и культурном развитии края.
Третья черемисская война началась в 1581 году и была вызвана чисто экономическими причинами: русские власти резко повысили уровень ясака, и, в первую очередь, "пушной" его части. Местное население, помнящее наказ "ясак имати, аки и прежние цари имали", резко не согласились с повышением сбора и начали активную борьбу. Во время этой войны русские основали укрепленные города Козьмодемьянск (1583, на правом, горном берегу Волги), Царевококшайск (1584, ныне - Йошкар-Ола, столица Республики Марий Эл), Царевосанчурск (1584, ныне - небольшой послеок-райцентр в Кировской области) и Яранск (1591, райцентр в Кировской области) для защиты русского населения, селившегося в этих местах, от набегов воинственных черемисов.
Это восстание было подавлено к началу 90-х годов 16 века.
Хотя черемисские войны и ослабили Русское государство, но они принесли и положительные плоды. Помимо того, что началось освоение этой богатой территории, русские, начав жить бок о бок с народами Среднего Поволжья, принесли им более прогрессивные методы ведения хозяйства, более высокую культуру, старались проповедовать среди них Слово Божие. А уже в 1612 году марийцы активно участвовали в ополчении, освободившем Москву от поляков. С тех пор практически ничто не нарушало мира в этих краях.
Сергей Пахмутов
Черемисские войны (1550 - 1590 годы)
Автор: user | Дата: 12 августа 2008 | Просмотров: 21017 Коментарии: 104