(Этнокультурологический аспект)
Г.Е.Шкалина Начало XXI века для народа мари отмечено драматическими переживаниями за своё будущее. Связывая свою судьбу с преобразованиями, происходящими сегодня во всём мире и в России, наш народ тревожится прежде всего за судьбу своего языка и своей культуры. Дошедшие до нас от предков традиционные ценности слишком сложно вписать в пространство современного постиндустриального общества. Основы ментальности народа мари находятся в представлениях о бесконфликтном саморазвёртывании мира. Народ мари исторически всегда ратовал за мир и стремился к нему. Однако, что мы видим в современном мире? Сегодня очевидно всем: происходит «переструктурирование» человечества. В результате всего происходящего становится ли жизнь лучше, счастливее? Ответ получается сложный. Подтверждается постулат, сформулированный английским философом Т.Гоббсом: «Война всех против всех». Особенно это заметно в западной части мира. Происходит массовая деградация человеческого генофонда, усугублённая экологическими бедствиями, «эпидемиями» алкоголизма, наркомании, СПИДа и т.п, что ведёт к росту числа людей, биологически не способных к какой-либо социальной конкуренции. В эту орбиту, к сожалению, попадает немалое число мари.
Сегодня на «Земле Онара» серьёзно ухудшилась демографическая ситуация. Год от года неуклонно падает естественный прирост населения. Во всех районах республики уменьшается и марийское население. В Мари-Турекском, Горномарийском, Килемарском, Юринском районах число всех умерших в 2-4 раза больше числа родившихся. Тревожным фактом является также и то, что среди новорожденных, по признаниям врачей, очень большой процент больных детей.
Другая проблема. В последние годы растёт количество людей, в поисках работы уезжающих из Марий Эл в другие регионы, такие как Москва, Московская область, Татарстан, Чувашия, Ханты-Мансийский округ и т.п. Среди них есть как мужчины, так и женщины. Передвижение населения в поисках лучших условий жизни по большому счёту содержит в себе положительный момент. Во все времена миграция означала наличие мобильной части народа. В то же время необходимо заметить: миграция не должна быть односторонней. Иначе титульный этнос просто «рассыпится» на части подобно разбросанному по полу гороху, и голос этнического ядра, оставшегося на земле предков, будет слишком слаб для того, чтобы влиять на государственную политику в своих собственных интересах. Марий Эл сегодня не может хвастаться благополучной жизнью своих граждан, поэтому уезжающих больше, чем прибывающих к нам. В то же время мы наблюдаем совершенно иную картину у наших соседей.
...