(Этнокультурологический аспект)
Г.Е.Шкалина Начало XXI века для народа мари отмечено драматическими переживаниями за своё будущее. Связывая свою судьбу с преобразованиями, происходящими сегодня во всём мире и в России, наш народ тревожится прежде всего за судьбу своего языка и своей культуры. Дошедшие до нас от предков традиционные ценности слишком сложно вписать в пространство современного постиндустриального общества. Основы ментальности народа мари находятся в представлениях
о бесконфликтном саморазвёртывании мира. Народ мари исторически всегда ратовал за мир и стремился к нему. Однако, что мы видим в современном мире? Сегодня очевидно всем: происходит «переструктурирование» человечества. В результате всего происходящего становится ли жизнь лучше, счастливее? Ответ получается сложный. Подтверждается постулат, сформулированный английским философом Т.Гоббсом: «Война всех против всех». Особенно это заметно в западной части мира. Происходит массовая деградация человеческого генофонда, усугублённая экологическими бедствиями, «эпидемиями» алкоголизма, наркомании, СПИДа и т.п, что ведёт к росту числа людей, биологически не способных к какой-либо социальной конкуренции. В эту орбиту, к сожалению, попадает немалое число мари.
Сегодня на «Земле Онара» серьёзно ухудшилась демографическая ситуация. Год от года неуклонно падает естественный прирост населения. Во всех районах республики уменьшается и марийское население. В Мари-Турекском, Горномарийском, Килемарском, Юринском районах число всех умерших в 2-4 раза больше числа родившихся. Тревожным фактом является также и то, что среди новорожденных, по признаниям врачей, очень большой процент больных детей.
Другая проблема. В последние годы растёт количество людей, в поисках работы уезжающих из Марий Эл в другие регионы, такие как Москва, Московская область, Татарстан, Чувашия, Ханты-Мансийский округ и т.п. Среди них есть как мужчины, так и женщины. Передвижение населения в поисках лучших условий жизни по большому счёту содержит в себе положительный момент. Во все времена миграция означала наличие мобильной части народа. В то же время необходимо заметить: миграция не должна быть односторонней. Иначе титульный этнос просто «рассыпится» на части подобно разбросанному по полу гороху, и голос этнического ядра, оставшегося на земле предков, будет слишком слаб для того, чтобы влиять на государственную политику в своих собственных интересах. Марий Эл сегодня не может хвастаться благополучной жизнью своих граждан, поэтому уезжающих больше, чем прибывающих к нам. В то же время мы наблюдаем совершенно иную картину у наших соседей.
Для народа мари растерянность перед напором современной глобализации особенно остра. Слишком «узок круг» его высокообразованной и конкурентноспособной части. Эта проблема вызова истории, на который необходимо найти достойный ответ. Адекватный ответ – это удел «творческого меньшинства» (Тойнби А.). Поэтому формирование значительной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня в самых различных областях, отличающихся высоким культурно-образовательным и профессиональным уровнем была и остается задачей-максимумом для народа мари. Её жизненную необходимость понимали делегаты Первого Всероссийского Съезда Народа Мари, девяносто лет тому назад принявшие решение об открытии народных университетов.
Сегодня мы наравне с другими представителями многонациональной России являемся её полноправными гражданами. Мы честно платим налоги, посылаем наших детей в армию, возделываем землю, трудимся на производстве. Вместе с другими народами мы строим и защищаем нашу страну – Российскую Федерацию. Соответственно, как и всякий гражданин России, каждый из нас имеет право на уважительное отношение к себе, к нашим национальным, языковым, культурным традициям, нашим этническим чувствам и желаниям. Мы имеем право на то, чтобы наши конституционные права оставались не декларациями на бумаге, а соблюдались на деле, в конкретной практике.
Однако в реальной жизни дела часто обстоят совершенно по-другому. Можем ли мы сейчас, положа руку на сердце сказать, что каждому мари гарантированы:
1) право на равный доступ к качественному образованию, в том числе и на родном языке;
2) право на изучение родного языка и качественное изучение русского языка;
3) на получение объективной информации на родном языке;
4) равные права на получение работы, доступ к культурным ценностям, социальному обеспечению;
5) справедливое распределение материальных благ в нашей республике;
6) уважение национального достоинства;
7) сохранение нашей уникальной культуры как феномена всей цивилизации от исчезновения?
Ответственное стремление народа к отстаиванию своих национальных чувств и национальных интересов – это не есть национальный эгоизм. Это есть гражданская ответственность. Это есть государственный подход. Нигде и никогда гражданское общество не строилось по-другому. Другого пути нет и у нас. Фундаментальной задачей марийского национального движения является формирование высоких гражданских качеств, человеческого достоинства каждого мари, обеспечение роста его самооценки. Все это должно быть возвращено в ментальные основы каждого представителя марийской нации наряду с культом Природы-матери, древними символами, национальными святынями.
Мир, наша страна вступают в совершенной новый этап своей жизни. Чтобы был услышан наш этнический голос, необходимо наличие механизмов исполнения законов по удовлетворению наших прав в образовательной, культурной, государственно-административной, информационной, хозяйственной сферах. Сегодня очевидно: «Всемарийский съезд» как общественно-гражданский орган и его Мер Кааш – это реальный инструмент, при помощи которого марийский народ, каждый его представитель, может отстаивать, защищать свои гражданские права, связанные с его родной культурой, языком, самосознанием. При помощи этого конституционного механизма мы должны научиться формулировать наши идеи, твёрдо ставить проблемы и вопросы. И сегодня наша историческая миссия – найти тот тон, тот язык, который будет работать на понимание. Этот язык должен быть языком культуры, нации, государства.
Особый вопрос марийской жизни сегодня – это переосмысление роли и места женщины в современной марийской национальной жизни. Женщине принадлежит право определить, на каком языке в семье говорить и посредством какого языка уважать национальную культуру. Она учит своего младенца родному языку. Она убаюкивает своих детей, поёт им колыбельные песни, рассказывает сказки. Так с молоком матери ребёнок впитывает живительные соки родного, материнского языка, учится воспринимать окружающий мир со всеми его ритмами, рифмами, красками. Социолого-лингвистические исследования убедительно показывают: ребёнок, первоначально обучавшийся чужому языку, а потом родному, навсегда останется чуждым своему народу, никогда не будет понят им, не прибавит ни одной мелодии, ни одной строчки, ни одной краски к народному наследию. Такие люди лишены характера, творческой силы, духовной мощи. Вот почему необходимо нашему форуму высказаться в пользу развития самосознания женщин мари о собственном статусе и ответственности в качестве хранительниц национальной идентичности.
Сегодня нам необходимо более пристально посмотреть на подрастающее поколение. В каких школах они учатся? Как и на базе каких ценностей их обучают? Каково самоощущение современного молодого поколения? Какова концепция и каков инструментарий у нашего Министерства образования в деле национального образования? Какую историческую миссию выполняют высшие учебные заведения? Соблюдаются ли законы о правах наших маленьких граждан? – На эти и многие другие вопросы, связанные с образованием и воспитанием молодого поколения, мы должны сегодня знать ответы.
На заре зарождения марийского национального движения, на I съезде народа мари в июле 1917 г. один из виднейших его деятелей Л.Я. Мендияров говорил: «Главнейшим недостатком школы является оторванность школы от жизни… Я призываю к дружной работе создания новой школы, через которую наше подрастающее поколение, в котором наша вера и надежда, пройдёт к общечеловеческой культуре и будет действительным достойным сыном свободной России.
Что же мы должны положить в основу будущей системы образования нашего народа? Мы должны изучить свой народ в его прошлом и настоящем, мы должны точно установить те ценности, которые являются достижением нашего народа за многовековую его страдальческую жизнь. Система образования и должна иметь в своей основе именно эти ценности, иначе говоря, будущая школа должна быть национальной. Да одна ли школа! Нет! Все мероприятия по образованию народа должны быть национализированы, на нашем знамени яркими буквами должно быть написано: «Национальная школа, национальное образование!»
Вот так думал славный сын нашего народа 90 лет тому назад. Но смысл и значение таких дум и чаяний созвучны нашему времени. С момента возрождения практики проведения всемарийских съездов уже в новейшее время мы все твердим о важности и значимости такого «национализированного» образования для детей мари. Однако и на сегодняшний день встречается очень много трудностей на этом пути. Сегодня с грустью приходится констатировать то, что в Марий Эл закрываются так называемые малокомплектные общеобразовательные школы. Каковы культурные, а то и политические последствия такого массового явления, что является результатом, как сказано в официальном документе, «оптимизации сети школ и сокращения расходов бюджета на их содержание»?
Опыт таких стремительно развивающихся стран, как Япония и Южная Корея показывает, что почитание языка и национальной традиции является не помехой, не тормозом, а созидающим и ускоряющим фактором в модернизации и демократизации страны. К сожалению, в России под культурой мы по-прежнему понимаем какие-то шедевры духа и творчества, а не принятую во всём мире социальную солидарность людей, совокупность исторического опыта их коллективной жизни, специфическую особенность группового человеческого существования. Сегодня для страны нужны убедительные, общие для всех национальностей идеи российского патриотизма, способные сплачивать российскую нацию, мобилизовать её на демократические реформы. Не бывает единой нации без общих переживаний и побед, без национального и человеческого достоинства. Каждый человек чувствует себя плохо там, где не обустроена его семья, его народ, а значит и его родина, его государство.
Стране сегодня нужна политика строительства солидарного народа и солидарного общества, где каждый человек, независимо от национальной принадлежности, и каждый народ, независимо от численности, будут чувствовать себя членами одной семьи, одной нации, одной гражданской общности.
Тысячелетний путь, который был уготован народу мари его судьбой, не был лёгким. Он пережил и чужеземное иго, и колонизацию, и геноцид, и христианизацию, и национальный гнет. Но он выжил. И надо полагать, способности марийского народа преодолевать невзгоды ещё не исчерпаны, у него ещё есть воля к жизни. Башкортостан и Марий Эл: Исторический опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Первого Всероссийского съезда мари.- Бирск, 25-26 мая 2007 г./ Под общ. ред. проф. С.М. Усманова и проф. Ю.А. Калиева. В 2-х частях. – Часть 1. – Бирск – Йошкар-Ола: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007.