Джеральдина ФЕЙГАН
Корреспондент Кестонского Института
В соответствии с российским законом о религии 1997 года, Московская Патриархия обязана уважать историческое язычество, для этого, в частности, этот закон и создавался. В соответствии с православной верой, однако, Русская Православная Церковь должна была бы поступать прямо противоположно.
В преамбуле закона 1997 года говорится, что религии, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» заслуживают соответствующего уважения. Официальные комментарии к закону определяют, что такие религии включают «древние языческие культы, сохранившиеся или возрождающиеся в республиках Коми, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, на Чукотке и в ряде других субъектов Российской Федерации».
Однако, такое положение вещей, похоже, не причиняет беспокойства высшему священноначалию Русской Православной Церкви. При хиротонии Иоанна (Тимофеева) в епископы вновь созданной Йошкар-Олинской и Марий Эл епархии в 1993 году, Патриарх Алексий II указал на то, что протестантские миссионеры наносят республике огромный ущерб, но подчеркнул, что нужно уважать местные верования.
В отличие от Западной Европы, язычество среди марийцев представляет собой скорее непрерывную традицию, чем продукт эпохи нью-эйдж. Марийский этнолог Никандр Попов указывает на то, что языческие молитвенные встречи были разрешены специальной директивой во время Второй мировой войны, со сборами делавшимися для фронта, и пережили последующие советские попытки их подавления. Сейчас марийские язычники собираются ежегодно примерно на двадцать праздников, во время которых они приносят в жертвы животных в специально отведенных для этого священных рощах. Сейчас в республике существует 360 таких рощ, и около 120 картов (языческих жрецов), согласно одному из претендентов на титул верховного карта, Алексея Якимова.
Бывший председатель марийского Ушема (союза), марийской национальной организации, Никандр Попов содействует языческому движению углублением знаний картов дореволюционными языческими традициями, поскольку «они зачастую не привыкли думать о том, что делалось, или почему это делалось». Попов подчеркивает преимущества, которые марийцы получают от их веры: «В древней вере есть великое богатство, она открывает непосредственное общение с космосом, которые язычники называют Богом, и делает акцент на сохранение природы».
Преимущества язычества, однако, спорны. Согласно местному баптистскому пастору Тимофею Герега, Марий Эл находится на высшей позиции в рейтинге самоубийств среди СНГ, до 17 в неделю, что он приписывает засилью местного язычества. «Обычно есть две противоборствующие группировки, каждая со своим собственным картом, в каждой деревне», говорит он. «Карты постоянно накладывают на другую фракцию проклятия». В дополнение к молитвенным собраниям, замечает Никандр Попов, традиционные марийские языческие практики включают целительство и колдовство.
На местном уровне, православные так же с оговорками относятся к обязанности уважать религию, которую, если бы не ее претензия на статус традиционной, они без сомнения бы отнесли к деструктивному культу. В интервью Кестонской Службе Новостей 31 мая, епископ Иоанн описал языческие сборища как «оккультное извращение традиционного язычества». Несмотря на то, что, по мнению епископа, положения российского закона о религии 1997 года отводят православным «определенное место», он сказал, что они, тем не менее, относятся к язычеству в Марий Эл «как того требует наша совесть – мы относимся к отдельным лицам с уважением, но смотрим на язычество отрицательно. Когда речь идет об истине, никакого вопроса не может быть – не может быть множества истин». Епископ Иоанн, в частности, обеспокоен по поводу поддержки, предоставляемой учёными из родственной финно-угорской национальности Финляндии и Венгрии, Марий Эл «как чему-то вроде языческой резервации». «Мы не можем вернуться в каменный век, но это то, чего они хотят. Когда люди принимают неоязычество в Европе, они смотрят на это как на эксперимент, но для меня это означает потерю людей».
На вопрос, имеет ли он возможность выразить свои взгляды открыто, епископ Иоанн указал на то, что закон о религии 1997 года запрещает разжигание религиозной розни. «Я могу сказать, что мне не нравится, если меня спросят частным образом», сказал он, «но я не могу открыто критиковать языческих представителей».
Тогда как Никандр Попов подтвердил, что епископ Иоанн не особенно откровенен по поводу язычества, он пояснил, что есть некоторые православные священники, «активные в этом плане». Поначалу заявляя, что «некоторая угроза» священным языческим рощам происходит от представителей православной церкви, Попов признал, что он не знает наверняка, кто ответственен за этот "заговор", но начал описывать серьезный ущерб, нанесенный одному из главных языческих мест, Дубовой Роще, в прошлом году. «Они подпилили столетний дуб очень глубоко, так что он высохнет. Какое кощунство!»
Марийские республиканские власти недвусмысленны в их поддержке язычества – или, по словам местного чиновника, занимающегося религиозными делами, Валентины Кутасовой, «древней марийской религии». Официально язычество является одной из традиционных религий в республике наравне с православием и исламом, и лидеры всех трёх религий часто бывают гостями на государственных мероприятиях. (С некоторой радостью, Алексей Якимов поведал Кестонской Службе Новостей, что православные не хотели видеть языческих представителей во время официального визита патриарха Алексия в Мари Эл в 1993 году, «но мы оказались все вместе!») Лидеры трех традиционных религий Мари так же, говорит Кутасова, являются членами государственного органа, встречающегося ежеквартально, для обсуждения применения закона 1997 года в республике. Это в соответствии с законом, пояснила она, марийские власти «трудятся над предотвращением противостояния традиционных религий», а не благодаря некой местной политике.
Епископ Иоанн, однако, не соглашается, видя в возрождении язычества «чисто политические основания», как метод поддержки марийской национальной самостоятельности и тем самым оправдания относительной автономии Марий Эл от Москвы. До некоторой степени, Никандр Попов подтверждает этот взгляд. «Без марийской религии наш народ может исчезнуть», говорит он. «Я не вижу иных институтов, который бы сохранил их. Государственность, предоставленная нам, не защитит наших людей». Здесь закон о религии 1997 года на стороне язычников. В ответ на вопрос, предоставляют ли православные какую либо угрозу марийскому язычеству, Якимов рассмеялся. «Однажды они вышвырнули нас из здания, пять лет назад», сказал он. «Но они не могут ничего сделать нам, поскольку у них нет на это права».
Дата публикации: 11 Июля 2002
Марийское язычество: традиционная религия или деструктивный культ?
Автор: user | Дата: 6 декабря 2008 | Просмотров: 6539 Коментарии: 26