Культура любого этноса тесно взаимосвязана с процессами регулирования отношений человека со средой обитания. Будучи биологическим существом, человек испытывает естественную зависимость от природы, особенностей климатических условий, среды обитания. Соответственно этому складывается своеобразная этническая культура, что хорошо просматривается в особенностях типа поселений, жилищ, одежды, пищи, хозяйственной деятельности. Окружающая природа накладывает свои отпечатки на характер, особенности психики и поведение людей.
Человек, с другой стороны, выступает как творческая личность, способная влиять на окружающий мир, приспосабливать его в соответствии со своими потребностями, интересами, устоявшими ценностными установками. Преобразовывая, окультуривая природу, он тем самым закладывает основы для своего культурного развития, саморазвития, формирования в себе личностных начал. Все это позволило исследователям-культурологам рассматривать культуру как преобразованную человеком природу, в том числе и природу самого человека.
Каждый народ в соответствии со сложившимися историческими и культурными традициями, особенностями менталитета по своему приспосабливает среду обитания, придавая ей отличительные черты. Своеобразия в оформлении культурного ландшафта у марийцев в ХIХ-ХХ вв. проявились, например, в малодворности и небольшой людности поселений, озеленении населенных пунктов (они, как правило, утопают в зелени), в наличии возле селения множества родников, пруда, водяной мельницы и т.д. Специалисты легко могли различить марийские, русские или татарские селения по особенностям построек во дворе, тиру его застройки, внешнему виду улиц, по наличию культовых зданий и сооружений, ориентации деревень относительно солнца и т.д.
Одной из отличительных черт, выделяющих территорию обитания марийцев, является наличие уникальных историко-культурных и ландшафтных памятников - священных рощ, располагающихся недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зеленого островка. Нередко эти рощи достигали до 0,3-0,5 га, а иногда могли занимать площадь до одного гектара.
В прошлом марийские рощи огораживались пряслом и имели три входа: с восточной стороны для ввода жертвенных животных, с южной стороны - для подноски ключевой воды и с запада - для входа всех участников моления. В центре рощи располагались почитаемые деревья, возле которых устанавливались своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, (шаге), разводили огонь.
Священные рощи в сознании верующих марийцев выступали посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизировали устремленность народа к миру вышнему. Возвышаясь над раскинувшимися полями, лугами, змейкой протекающими речками, близлежащими деревнями, они придавали всей окрестности цельность, выступали как вместилище сакрального, воплощение центра мироздания и земной гармонии. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняли важную роль связующего звена между земными и небесными мирами.
Марийцы рассматривали священную рощу как место временного обитания богов, как сакральная территория, в пределах которой возможен контакт человека с Богом.
Различались несколько групп священных рощ. В зависимости от числа участников моления выделялись семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень «тиште», мирские и всемарийские. В зависимости от объекта почитания различались рощи, посвященные отдельному Богу (божеству или духу) и святилища, в которых жертвоприношения проводились одновременно многим высшим (небесным) богам и духам.
В качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах выступали специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место где восседает гость - господин), возле которого совершалось моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц.
В святилищах, предназначенных для совершения молений многим божествам и духам, в честь каждого божества выбиралось свое дерево «онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершались главным образом коллективные жертвоприношения от имени верующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа. На таких молениях онапу в честь главного Бога «Поро Ош Кугу Юмо» размещалось в центре рощи на переднем плане. В нескольких метрах от него, с северной стороны, немного отступя от священного костра, полукругом размещались участники жертвоприношения. Молящиеся обращались к богу, стоя на коленях, повернувшись лицом на юго-восток. Севернее от этого дерева, по обеим его сторонам “как два крыла парящей птицы” располагались священные деревья, посвященные божествам, олицетворяющим, дополняющим и раскрывающим сущность Кугу Юмо. Еще севернее, ближе к западному входу в рощу (“в хвостовой части летящей птицы”) находилось дерево, посвященное божеству “Курык кугыза” (старик горы), который представлялся как обожествленный предок марийского народа. Расположение всех участников моления олицетворяло собой взмывшуюся ввысь в юго-восточном направлении огромную птицу, имеющую голову, два крыла и хвост.
В местах коллективного почитания одного божества или духа каждая семья или каждая семейно-родственная группа для проведения семейных жертвоприношений выбирала свое почитаемое дерево (онапу), которое располагалось на расстоянии вытянутых вожжей от главного дерева, олицетворяющего почитаемое божество, возле которого периодически проводились общественные моления.
На территории Марийского края большинство сохранившихся священных рощ находятся в северо-восточных и центральных районах республики. Мало сохранилось древнемарийских святилищ в Горономарийском, Килемарском, Волжском районах. За пределами республики священные рощи встречаются в Уржумском, Яранском, Пижанском районах Кировской, Тоншаевском, Шарангском районах Горьковской областей, а также возле марийских деревень Татарии, Удмуртии, Башкортостана, Пермской и Свердловской областей. Значительная часть священных рощ, расположенных за пределами Марий Эл, в настоящее время не используется в культовых целях, однако марийское население их почитает, оберегает и верит, что эти рощи обладают сверхъестественной силой.
Наиболее почитаемым местом вятских марийцев является святилище Чембулатова гора, расположенная возле деревни Чембулатово Советского района Кировской области. По мнению А.Спицына, вятского исследователя, моление Чембулату устраивали на таком месте, которое как бы самой природой назначено для храма. На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово “Чембулат” состоит из двух частей: “джум”- муж и “булат” - сталь, то есть “Человек, твердый как сталь”). Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними. Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных. Однако, переселившись в мир иной, он не терял связи с народом: в трудную минуту выезжал на своем коне и прогонял прочь врагов.
Вера в сверхъестественную помощь народного заступника сложилась в Х-ХIV вв. Первое письменное упоминание о светилище Чембулата мы встречаем в описании А.Олеария (ХVII в.). В 1830 г. в целях быстрейшего утверждения христианства Чембулатов камень был взорван. Тем не менее народ сохранил память о своем покровителе. Моления в честь “Курык кугыза” (так иногда называют марийского старейшину) продолжались вплоть до конца ХХ в. Православные верующие почитали его как “Иван-воин”. Недалеко от святилища была устроена часовня, известная в народе как “Коса гора”.
В конце ХХ в. активисты общественной организации “Марий ушем” возродили культ святилища. С 1993 года здесь регулярно проводятся коллективные моления с участием марийцев не только РМЭ, Кировской области, но и близлежащих регионов России. К сожалению, памятник находится вблизи действующего карьера, где периодически проводятся взрывные работы, что в конечном итоге может привести к уничтожению ценного исторического памятника.
Другим древнемарийским святилищем, непосредственно связанным с историей народа, является могила святого Акпатыра, расположенная недалеко от Больше-Китяковского кладбища. Исторические материалы показывают, что культ Акпатыра сложился в конце ХVI-ХVII вв. Историческим прообразом героя послужил мусульманский проповедник Иш-Мухамед сын Тугк-Мухамеда, праведный человек, который в течение 36 лет обучал марийцев и татар основам ислама, чтению Корана. В народе он прославился как искусный лекарь. Марийские предания Акпатыра называют приемным сыном этого проповедника, который отличался богатырской силой, ловкостью, умением налаживать добрые взаимоотношения с соседними народами. После его смерти на могиле народного героя была посажена березка. Возле этого дерева в 1998 г. была поставлена памятная плита. В наши дни в августе месяце здесь ежегодно проводятся коллективные моления.
В народной памяти хранятся ценные исторические сведения о каждой из сохранившихся священных рощ. Народ верил в них, свято чтил и берег их от любого покушения. Священные рощи являются зримым воплощением исторического самосознания народа, его идеалов о счастливой жизни, ценностей, переданных, завещанных предками. Почитаемые рощи, таким образом, являются живым памятником, связующим звеном между нынешним поколением и далекими предками.
Марийские священные рощи являются не только историческим, но и культурным и ландшафтными памятниками. Они свидетельствуют самобытную культуру народа, его почтительное и бережное отношение к природе, отражают народные представления о структуре мироздания, взаимосвязи человеческой культуры с ноосферой, космосом.
Священные рощи можно рассматривать и как естественная природная лаборатория, которая независимо от человека отслеживает влияние человеческого фактора на природу. Анализируя почвенный состав этих культовых мест можно детально изучить происшедшие перемены в культуре землепользования. По состоянию деревьев легко можно узнать факторы, влияющие на заболевание естественных лесов.
Сегодня многие рощи находятся без должного присмотра. Они, как и люди, весь марийский народ, требуют к себе внимания, заботы. Там, где рощи болеют, страдают от варварского использования природы, исчезает и марийская культура, родной язык народа, люди теряют историческое и национальное самосознание. В тех же местах, где священные рощи оберегаются, ведется за ним соответствующий уход, - там сохраняется и национальная культура, люди верят в себя, свое будущее, активно участвуют в созидательном труде.
Попов Н.С.
кандидат исторических наук
Марийские культовые памятники Республики Марий Эл (*.rtf)
Священные рощи мари
Автор: user | Дата: 9 августа 2008 | Просмотров: 11317 Коментарии: 0