Лев Сазонов
До прихода славян территория нынешней Центральной и большая часть Северной России была заселена, как свидетельствуют летописи и археологические исследования, несколькими финно-угорскими народами: мерей, муромой, мещерой, весью и чудью заволочьской.
Меря занимала огромную территорию нынешних Ивановской, Костромской, Ярославской областей, части Владимирской, Вологодской, Московской и Тверской областей.
Мурома заселяла большую часть Владимирской, западную часть Нижегородской (где жила вперемежку с эрзей), северо-восточную часть Рязанской области.
Мещера занимала низменную северо-западную часть Рязанской и восточную часть Московской областей.
Соседями этих народов на востоке и юго-востоке были эрзя (мордва), а в Заволжье Нижегородской и Кировской областей марийцы (черемисы).
На юге (в бассейне Цны) соседями были мокшанские племена, на западе и юго-западе (Московская и Тверская области) летто-литовские племена, в т.ч. голядь. К северу от мери (большие части Вологодской, Архангельской, восток Ленинградской и Новгородской областей и Карелии, запад Республики Коми и северо-запад Кировской области) заселяли весь и чудь заволочьская (предки народа вепся).
Меря упоминается в исторических документах очень рано. В 551 году н.э. мерю упоминает историк готов Иордан. В начальной русской летописи говорится: «А на Беле-озере седят весь, а на Ростовском меря, на Клещине меря же, а по Оце реце, где потече в Волгу мурома язык свой и черемиси свой язык, мордва свой язык…»
Меря активно участвовала в походах русов-варягов, в т.ч. на Царьград, в различных битвах, т.е. имела свою воинскую дружину. Историкам известна битва веси с мерей.
Как видно из летописи центром мерянской земли были «великие» мерянские озера: Ростовское (Неро), Клещино (Плещеево), которые находятся в Ярославской области.
Ярославская область, Ярославия… Это самый центр России. Отсюда начало великого русского языка, Великорусского народа… Я много раз бывал в Ярославле. (Там живет мой дядя – ветеран Великой Отечественной войны, двоюродные братья, сестра и многочисленные племянники). Ярославль замечательный город, красивый и самобытный, здесь остро чувствуешь дыхание истории, поступь времен. В 2010 году 700-тысячный город отметит свое 1000-летие. И даже на гербе города медведь с секирой (у мери медведь считался священным животным). Ежегодно Ярославль заполняют тысячи туристов, часто слышна немецкая, французская, итальянская, английская, японская, венгерская, финская речь… А как же иначе? В городе сохранились сотни памятников истории и зодчества: монастыри, церкви, колокольни, великолепный кремль на берегу реки Которосль (при впадении ее в Волгу), знаменитый монастырь на реке Толга. Недаром город слывет у туристов русской Флоренцией, ибо Ярославль это особая школа храмового зодчества, школа иконописи (XVII век), гражданского строительства (целые улицы и каменные дома-«палаты» XVII века).
Будучи в Ярославле (последний раз был в 2003 году), я заметил, что среди иностранцев много финнов. Ярославль побратим финского рода Ювяскюля. Многих туристов интересуют также древние города-заповедники Ярославского края: Переславль-Залесский, Углич, Ростов, знаменитые ростовские звоны, ростовская финифть, загадочные «Синие камни»…
Финны интересуются также мерянским наследием: записывают предания, фольклор, исследуют варианты русского народного костюма, вышивку, во многом сохранившей мерянские черты, топонимику, русские диалекты и говор с остаточными мерянизмами, сказания о загадочных «Синих камнях»…
Кстати, при подготовке данной статьи я использовал богатейший материал финской исследовательницы, ученого финно-угроведа, меряниста Арьи Альквист по топонимике Ярославского края и особенно, о Синих камнях (результаты экспедиции по Ярославской области в 1992-1995 годах).
…Поклонение камням в Ярославском крае принято связывать с наследием народа меря. Есть сведения о поклонении камням в древности в Эстонии, в землях води и ижоры, а также в Финляндии. Известны случаи поклонения камням, а также факты жертвоприношения большому белому камню «Валкеа киви» в Восточной Финляндии. Кроме того, в Финляндии кроме камней, известны случаи почитания «Синих скал».
У саамов Лапландии до сих пор существуют пережитки почитания «священных камней». На Соловецких островах сохранились саамские святилища – каменные круги, лабиринты и т.д. Любопытно отметить и факты пережитков поклонения синим камням «сэнь кев» и у эрзян. Так, недалеко от эрзянского села Курилово, на высокой горе «Караул пандо» и ныне лежат большие камни. Существует предание о том, что в далеком прошлом здесь жгли сигнальные костры, предупреждавшие население об опасности. Большой «синий камень» - валун находился недалеко от Куриловского монастыря. (Несколько лет назад его увезли в неизвестном направлении…) В детстве мы часто забирались на этот камень. Существовало поверье, если постоишь или посидишь на камне, то тебе будут сопутствовать удача, счастье, здоровье… Некоторые старожилы села уверяли, что этот огромный синий камень упал в давние времена с неба, во время грозы…
В Ярославской области (например, старожилы села Городище) утверждают, что синий камень отводит грозу. Кстати, «Синих камней» в Ярославской области очень много, особенно знаменит Синий камень на берегу Плещеева озера, с которым связано множество легенд и сказаний. В 1997 году «Синий камень» выявлен под Костромой и в северной части Рязанской области.
…Интересная связь между «синим камнем» и божеством грозы, верховным богом Укко наблюдается в Финляндии и Карелии, которого представляют в костюме синего цвета. Финский исследователь Уно Харва приводит в качестве примера руну, в которой бог грозы Укко зовется также «Сини витта» («Синяя накидка»). У. Харва приводит также сведения о горе Уккомяки, на которой стоит «Синий камень», где с незапамятных времен жгли костры.
Происхождение названий многочисленных ярославских (мерянских) синих камней, так и финских синих камней, а также «Синих скал» Финляндии объясняется в народе исходя из синего цвета. Однако «синие камни» не обязательно синего цвета, встречаются также и серые, сине-серые, бирюзовые, белые и т.д.
У синих камней меряне устраивали сходы, моления, жертвоприношения (хлеб, плоды, ягоды). Это были своего рода святилища, как и родники, священные рощи и т.д.
С распространением христианства и в последующие века, многие синие камни Ярославского края пытались перенести, уничтожить, а также использовать для хозяйственных нужд. Поэтому большинство синих камней ныне уже не существует, они остались только в преданиях, в топонимах, поверьях, как правило, в большинстве случаев в труднодоступных местах: в оврагах, болотах, на холмах. И реже у водоемов, на лугах или в селах (например у церкви с.Пужбол Ярославской области).
Знаменитый мерянский Синий камень у Плещеева озера не раз пытались уничтожить. Топили в озере, зарывали в землю, однако он постепенно выходил наружу. В 1788 году было решено использовать Синий камень под фундамент строившейся церкви. При перевозке по льду озера камень утонул, но спустя десятилетия он вновь оказался на берегу… Ныне Синий камень у Плещеева озера взят под охрану государства, как историко-культурный и культовый памятник.
В Берендеевском болоте (Ярославская область) также известен огромный синий камень называемый Каменная баба. Особенно рельефно выделялись грудь, две косы, частично лицо. Рассказывают, что этот камень (величиной с русскую печь) был взорван и использован для строительства железнодорожного моста.
С синими камнями связаны также рассказы о кладах. По древнему поверью их охраняют русалки или девицы… Старожилы села Гагаринская Новоселка рассказывают о Синем камне историю: «На бугре, в дубовой роще стоял Синий камень. На камне плакала девица. Если ночью снять девицу с камня и повернуть камень, то она отдаст клад…»
Есть упоминание и о другом Синем камне на реке Сутка в Мышкинском районе Ярославской области, на котором по ночам отдыхала русалка. Это место на берегу Волги пользовалось трагической славой, заслушавшись «пением русалок», тонули суда и челны.
Рассказы о кладах имеют под собой почву. Близь «священных синих камней» около озера Неро найдено несколько монетных кладов мерянского времени, т.е. рубежа I и II тысячелетий.
В отдельных местах Ярославского края синие камни почитались вплоть до конца XVII века и не только мерянами (большинство мерян к тому времени обрусело), но и русскими. Так, Синий камень на берегу Плещеева озера все еще используется для лечения болезней. Есть сведения о жертвоприношении камням еще в недавнем прошлом. Так, Каменную бабу на Берендеевском болоте народ считал не простым камнем. Деревенские женщины, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву, клали перед каменной бабой ягоды и, вывернув платье наизнанку, спиной уходили от нее. Иногда бабе приносили в жертву кроме ягод – хлеб.
Кроме синих камней в Ярославском крае известны мирские камни. За словом мирские, прячется название «мерьские камни». Они значительно меньше «синих камней». Возможно, некоторые из них привезены в села в более позднее время и по мнению старожилов, защищают от молнии.
Культ камней в Ярославском крае содержит пласты как более древние, так и сравнительно новые. Разные культурные традиции здесь сильно перемешаны. Синие камни, видимо, более древняя традиция, чем мирские камни. С приходом славян поклонение камням стало приобретать элементы связанные со славянской мифологией. Более позднее культовое значение камней явно приближалось к православной вере. Следует подчеркнуть, что церкви, часовни часто строились на древних мерянских культовых местах, около священных камней. Проводились крестные ходы к мирским камням (во время засухи, эпидемии, дождливых лет и т.д.), молебны у родников, камней, святых урочищ.
Источник: "Эрзянь Мастор"
До прихода славян территория нынешней Центральной и большая часть Северной России была заселена, как свидетельствуют летописи и археологические исследования, несколькими финно-угорскими народами: мерей, муромой, мещерой, весью и чудью заволочьской.
Меря занимала огромную территорию нынешних Ивановской, Костромской, Ярославской областей, части Владимирской, Вологодской, Московской и Тверской областей.
Мурома заселяла большую часть Владимирской, западную часть Нижегородской (где жила вперемежку с эрзей), северо-восточную часть Рязанской области.
Мещера занимала низменную северо-западную часть Рязанской и восточную часть Московской областей.
Соседями этих народов на востоке и юго-востоке были эрзя (мордва), а в Заволжье Нижегородской и Кировской областей марийцы (черемисы).
На юге (в бассейне Цны) соседями были мокшанские племена, на западе и юго-западе (Московская и Тверская области) летто-литовские племена, в т.ч. голядь. К северу от мери (большие части Вологодской, Архангельской, восток Ленинградской и Новгородской областей и Карелии, запад Республики Коми и северо-запад Кировской области) заселяли весь и чудь заволочьская (предки народа вепся).
Меря упоминается в исторических документах очень рано. В 551 году н.э. мерю упоминает историк готов Иордан. В начальной русской летописи говорится: «А на Беле-озере седят весь, а на Ростовском меря, на Клещине меря же, а по Оце реце, где потече в Волгу мурома язык свой и черемиси свой язык, мордва свой язык…»
Меря активно участвовала в походах русов-варягов, в т.ч. на Царьград, в различных битвах, т.е. имела свою воинскую дружину. Историкам известна битва веси с мерей.
Как видно из летописи центром мерянской земли были «великие» мерянские озера: Ростовское (Неро), Клещино (Плещеево), которые находятся в Ярославской области.
Ярославская область, Ярославия… Это самый центр России. Отсюда начало великого русского языка, Великорусского народа… Я много раз бывал в Ярославле. (Там живет мой дядя – ветеран Великой Отечественной войны, двоюродные братья, сестра и многочисленные племянники). Ярославль замечательный город, красивый и самобытный, здесь остро чувствуешь дыхание истории, поступь времен. В 2010 году 700-тысячный город отметит свое 1000-летие. И даже на гербе города медведь с секирой (у мери медведь считался священным животным). Ежегодно Ярославль заполняют тысячи туристов, часто слышна немецкая, французская, итальянская, английская, японская, венгерская, финская речь… А как же иначе? В городе сохранились сотни памятников истории и зодчества: монастыри, церкви, колокольни, великолепный кремль на берегу реки Которосль (при впадении ее в Волгу), знаменитый монастырь на реке Толга. Недаром город слывет у туристов русской Флоренцией, ибо Ярославль это особая школа храмового зодчества, школа иконописи (XVII век), гражданского строительства (целые улицы и каменные дома-«палаты» XVII века).
Будучи в Ярославле (последний раз был в 2003 году), я заметил, что среди иностранцев много финнов. Ярославль побратим финского рода Ювяскюля. Многих туристов интересуют также древние города-заповедники Ярославского края: Переславль-Залесский, Углич, Ростов, знаменитые ростовские звоны, ростовская финифть, загадочные «Синие камни»…
Финны интересуются также мерянским наследием: записывают предания, фольклор, исследуют варианты русского народного костюма, вышивку, во многом сохранившей мерянские черты, топонимику, русские диалекты и говор с остаточными мерянизмами, сказания о загадочных «Синих камнях»…
Кстати, при подготовке данной статьи я использовал богатейший материал финской исследовательницы, ученого финно-угроведа, меряниста Арьи Альквист по топонимике Ярославского края и особенно, о Синих камнях (результаты экспедиции по Ярославской области в 1992-1995 годах).
…Поклонение камням в Ярославском крае принято связывать с наследием народа меря. Есть сведения о поклонении камням в древности в Эстонии, в землях води и ижоры, а также в Финляндии. Известны случаи поклонения камням, а также факты жертвоприношения большому белому камню «Валкеа киви» в Восточной Финляндии. Кроме того, в Финляндии кроме камней, известны случаи почитания «Синих скал».
У саамов Лапландии до сих пор существуют пережитки почитания «священных камней». На Соловецких островах сохранились саамские святилища – каменные круги, лабиринты и т.д. Любопытно отметить и факты пережитков поклонения синим камням «сэнь кев» и у эрзян. Так, недалеко от эрзянского села Курилово, на высокой горе «Караул пандо» и ныне лежат большие камни. Существует предание о том, что в далеком прошлом здесь жгли сигнальные костры, предупреждавшие население об опасности. Большой «синий камень» - валун находился недалеко от Куриловского монастыря. (Несколько лет назад его увезли в неизвестном направлении…) В детстве мы часто забирались на этот камень. Существовало поверье, если постоишь или посидишь на камне, то тебе будут сопутствовать удача, счастье, здоровье… Некоторые старожилы села уверяли, что этот огромный синий камень упал в давние времена с неба, во время грозы…
В Ярославской области (например, старожилы села Городище) утверждают, что синий камень отводит грозу. Кстати, «Синих камней» в Ярославской области очень много, особенно знаменит Синий камень на берегу Плещеева озера, с которым связано множество легенд и сказаний. В 1997 году «Синий камень» выявлен под Костромой и в северной части Рязанской области.
…Интересная связь между «синим камнем» и божеством грозы, верховным богом Укко наблюдается в Финляндии и Карелии, которого представляют в костюме синего цвета. Финский исследователь Уно Харва приводит в качестве примера руну, в которой бог грозы Укко зовется также «Сини витта» («Синяя накидка»). У. Харва приводит также сведения о горе Уккомяки, на которой стоит «Синий камень», где с незапамятных времен жгли костры.
Происхождение названий многочисленных ярославских (мерянских) синих камней, так и финских синих камней, а также «Синих скал» Финляндии объясняется в народе исходя из синего цвета. Однако «синие камни» не обязательно синего цвета, встречаются также и серые, сине-серые, бирюзовые, белые и т.д.
У синих камней меряне устраивали сходы, моления, жертвоприношения (хлеб, плоды, ягоды). Это были своего рода святилища, как и родники, священные рощи и т.д.
С распространением христианства и в последующие века, многие синие камни Ярославского края пытались перенести, уничтожить, а также использовать для хозяйственных нужд. Поэтому большинство синих камней ныне уже не существует, они остались только в преданиях, в топонимах, поверьях, как правило, в большинстве случаев в труднодоступных местах: в оврагах, болотах, на холмах. И реже у водоемов, на лугах или в селах (например у церкви с.Пужбол Ярославской области).
Знаменитый мерянский Синий камень у Плещеева озера не раз пытались уничтожить. Топили в озере, зарывали в землю, однако он постепенно выходил наружу. В 1788 году было решено использовать Синий камень под фундамент строившейся церкви. При перевозке по льду озера камень утонул, но спустя десятилетия он вновь оказался на берегу… Ныне Синий камень у Плещеева озера взят под охрану государства, как историко-культурный и культовый памятник.
В Берендеевском болоте (Ярославская область) также известен огромный синий камень называемый Каменная баба. Особенно рельефно выделялись грудь, две косы, частично лицо. Рассказывают, что этот камень (величиной с русскую печь) был взорван и использован для строительства железнодорожного моста.
С синими камнями связаны также рассказы о кладах. По древнему поверью их охраняют русалки или девицы… Старожилы села Гагаринская Новоселка рассказывают о Синем камне историю: «На бугре, в дубовой роще стоял Синий камень. На камне плакала девица. Если ночью снять девицу с камня и повернуть камень, то она отдаст клад…»
Есть упоминание и о другом Синем камне на реке Сутка в Мышкинском районе Ярославской области, на котором по ночам отдыхала русалка. Это место на берегу Волги пользовалось трагической славой, заслушавшись «пением русалок», тонули суда и челны.
Рассказы о кладах имеют под собой почву. Близь «священных синих камней» около озера Неро найдено несколько монетных кладов мерянского времени, т.е. рубежа I и II тысячелетий.
В отдельных местах Ярославского края синие камни почитались вплоть до конца XVII века и не только мерянами (большинство мерян к тому времени обрусело), но и русскими. Так, Синий камень на берегу Плещеева озера все еще используется для лечения болезней. Есть сведения о жертвоприношении камням еще в недавнем прошлом. Так, Каменную бабу на Берендеевском болоте народ считал не простым камнем. Деревенские женщины, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву, клали перед каменной бабой ягоды и, вывернув платье наизнанку, спиной уходили от нее. Иногда бабе приносили в жертву кроме ягод – хлеб.
Кроме синих камней в Ярославском крае известны мирские камни. За словом мирские, прячется название «мерьские камни». Они значительно меньше «синих камней». Возможно, некоторые из них привезены в села в более позднее время и по мнению старожилов, защищают от молнии.
Культ камней в Ярославском крае содержит пласты как более древние, так и сравнительно новые. Разные культурные традиции здесь сильно перемешаны. Синие камни, видимо, более древняя традиция, чем мирские камни. С приходом славян поклонение камням стало приобретать элементы связанные со славянской мифологией. Более позднее культовое значение камней явно приближалось к православной вере. Следует подчеркнуть, что церкви, часовни часто строились на древних мерянских культовых местах, около священных камней. Проводились крестные ходы к мирским камням (во время засухи, эпидемии, дождливых лет и т.д.), молебны у родников, камней, святых урочищ.
Источник: "Эрзянь Мастор"