Марийцы
Марийцы (самоназв.: мари, марий — человек, мужчина, муж) — народ в Российской Федерации (604,3 тыс. чел., 2002), коренное население Республики Марий Эл (312,2 тыс.). Устаревшее русское название — черемисы. Территориями преимущественного проживания являются Республика Башкортостан (105,8 тыс. чел.), Кировская (38,9 тыс.) и Свердловская (27,9 тыс.) области, Республика Татарстан (18,8 тыс.). За пределами России небольшие группы есть в Казахстане, Украине и Узбекистане.
Выделяют три основные субэтнические группы марийцев: горные, луговые и восточные. Первые населяют правобережье Волги, луговые — Ветлужско-Вятское междуречье, восточные живут к востоку от реки Вятка, главным образом на территории Башкирии, куда переселились в XVI—XVIII веках. Перепись населения 2002 г. впервые выделила две категории марийцев: горных (самоопределилось 19 тыс. чел.) и лугово-восточных (56 тыс.).
Говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Выделяются наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Письменность на основе русского алфавита. Первые периодические издания на марийском языке стали издаваться незадолго до революции 1917 года.
Верующие марийцы — преимущественно православные. Имеются также приверженцы «марийской веры» (марла вера), в которой христианство переплетается с древними культами. Восточные марийцы в основном придерживаются традиционных верований.
Этногенез
Ядром сформировавшегося в I тысячелетии н. э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. Уже в X в. черемисы упоминаются в хазарских письменных источниках. Большую роль в становлении и развитии марийского этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами — волжско-камскими болгарами, татарами и чувашами. Именно с последними более всего заметно культурно-бытовое сходство марийского народа.
Интенсивные связи с русскими, особенно после вхождения марийцев в состав Российского государства в середине XVI в., оказали значительное влияние на материальную культуру марийцев. Массовая христианизация в XVIII—XIX вв. повлияла на усвоение некоторых форм духовной культуры и празднично-семейных обрядов, характерных для православия и русского населения.
После Октябрьской революции, в 1920 г. была создана Марийская автономная область, с 1936 г. — Марийская АССР. В 1992 г. провозглашается Республика Марий Эл.
Традиционные занятия
Основное традиционное занятие марийцев — пашенное земледелие. Главные полевые культуры — рожь, овес, ячмень, просо, гречиха, конопля, лен; огородные — лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота. Были также распространены лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее — пасечное пчеловодство), рыболовство. Из художественных ремесел наиболее развиты вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело (серебряные женские украшения).
Традиционное жилище
Жилые постройки у марийцев схожи с русскими бревенчатыми избами с двускатной крышей. У печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль стен помещались лавки, в переднем углу — стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери — деревянная кровать или нары, над окнами — вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.).
В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) — деревянную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже, где хранили одежду и утварь, а в летнее время устраивались на ночлег.
Национальный костюм
Традиционная мужская одежда — рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Головные уборы — войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для охоты и работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувались в лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.
Для женского костюма характерны передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца. Верхней одеждой служили кафтаны из чёрного или белого сукна, зимой — шубы. У замужних женщин существовало три вида головных уборов: шымакш — конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, как у русских; и шарпан — головное полотенце с очельем.
В настоящее время традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, а также используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды национальной одежды — рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из чёрной и зелёной ткани.
Национальная кухня
Основная традиционная пища марийцев — суп с клецками, вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, сырники, печеные лепешки. В качестве напитков употребляли пиво (пура), пахту (эйран), крепкий медовый напиток (пӱрӧ). В прошлом для национальной кухни были характерны специфические блюда из мяса белки, ястреба, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. В то же время существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей, голубей, в некоторых местностях на журавлей.
Верования
Издавна у марийцев была развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне. В «марийской вере» и язычестве существуют культы предков и богов (верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды, матери рождения и пр.).
В последние годы с целью сохранения и развития национальной культуры и традиций происходит возрождение «марийской веры» и древних верований. Стали проводиться коллективные моления в лесных рощах (в т. ч. в Йошкар-Оле) с подношениями и дарами для духов.
Древние верования находят своё отражение и в ряде национальных обрядовых праздников, которые отмечаются сегодня во многих марийских деревнях. Наиболее популярным является Семык — праздник первого зеленого листочка. Его проводят перед сенокосом — с играми, конкурсами, музыкальными номерами, традиционным марийским кушаньем из мяса, картофеля и чеснока — кӱлӓш. В прошлом Семык отмечали через семь недель после Пасхи, начиная со среды до воскресенья. Главными ритуальными действами были банное купание с водой, настоянной на травах, приготовление ритуальных блюд, поминовение умерших, молитвенные собрания в рощах и др.
Среди других народных праздников отметим весенний Ведь Авакай, летний Пеледыш пайрем (праздник цветов), обрядовый Ага Пайрем.
Народное творчество
В марийском фольклоре популярны легенды, предания, мифы, распространены также сказки, пословицы, поговорки. Традиционная музыка марийцев представлена песенным творчеством, в основном одноголосым, разнообразным по жанрам. К народным инструментам относятся кусле (гусли), шӱвыр (волынка), тӱмыр (барабан), шиялтыш (свирель), пуч (различные виды берестяных и деревянных труб), ковыж (двухструнная скрипка), шӱшлык (свисток). Позднее появились трехструнная скрипка, двухрядная гармоника. Исполняются на народных инструментах главным образом плясовые наигрыши.
Выдающиеся марийцы
Среди наиболее известных представителей марийского народа: литераторы С.Г.Чавайн, М.Шкетан и М.Г.Герасимов-Микай, драматурги А.Ф.Конаков и Тыныш Осып, поэты Валентин Колумб и Олык Ипай, известный киноартист и поэт Йыван Кырля, композиторы и музыканты А.Я.Эшпай, Э.Сапаев, А.И.Искандаров, художники Е.Д.Атлашкин, А.В.Григорьев, учёные Т.Е.Евсеев и М.Н.Янтемир, лингвист В.М.Васильев, историк Г.Н.Айплатов.
Марийцы в Приенисейском крае
В Приенисейском регионе марийцы, в отличие от других народов Поволжья, появились сравнительно поздно. По переписи 1897 г. было выявлено всего 7 носителей «черемисского языка». Столыпинская аграрная реформа, революции 1917 г. и гражданская война также мало повлияли на переселение марийцев в Енисейскую губернию. Лишь в послевоенные годы начинается сильный приток выходцев из Марийской АССР на строительство красноярских промышленных гигантов.
К 1970 г. была зафиксирована максимальная численность марийской диаспоры на территории Красноярья — восемь тысяч человек, после чего начинается уменьшение её численности. В нестабильные 1990-е годы произошёл миграционный отток марийцев на родину, что вкупе с ассимиляционными процессами привело к значительному снижению количества представителей марийского этноса в регионе.
Перепись населения 2002 г. зафиксировала на территории Красноярского края 5,1 тысячи марийцев. Из них только менее ста человек отнесли себя к группе горных или лугово-восточных марийцев. Марийское население проживает во всех без исключения территориях края, но наиболее компактно в городах Красноярске (842 чел.) и Норильске (408 чел.), а в сельской местности — в Богучанском, Енисейском, Ирбейском и Саянском районах (суммарно 942 чел., или 18,5% от общей численности диаспоры).
Для марийцев Красноярского края характерны сравнительно невысокий уровень урбанизации — 55,2% (75,7% в среднем по краю), существенное превалирование женской части населения (в среднем на 100 мужчин приходится 130 женщин), слабое владение родным языком — 35,1%.
Национально-культурных объединений в регионе не имеется.
Красноярский край. Официальный портал