Ислам на Руси

Ханская мечеть, построена в ХV веке. Рязанская обл. г. КасымовОфициальная история не только не раскрывает для масс происхождение Руси и славян, но и длительное время пыталась скрывать влияние иных конфессий на формирование культуры нашей страны. Автор предлагает вашему вниманию материал, свидетельствующий о принятии и существовании на Руси ислама.

Ислам, принятый на территории нашей страны первоначально жителями Дагестана, вероятно, вскоре после этого распространился и в булгарских городах. Ислам проникает на территорию центральных областей будущей России и через выделившуюся Волжскую Булгарию. Так, Ибн-Фадлан, приехавший приводить к вере булгар, вынужден был отметить наличие там мечетей и школ уже в начале X века (отметим, что в то время территория будущей Московии, по всей вероятности, еще находилась в составе Булгарского государства).

Однако есть основания предполагать, что еще в домонгольский период определенная часть населения русских княжеств приобщилась к исламу. Об этом свидетельствует присутствие в православной терминологии не только булгарских, но и арабских терминов. Об этом также косвенно свидетельствует наличие терминов, отличных от татарских и арабских, для обозначения атрибутов исламской веры. Известное упоминание В.Н. Татищева о том, что булгары строили во Владимиро-Суздальской земле храмы, может быть интерпретировано в этом контексте по иному: а христианские ли храмы они строили? Архитектурные черты некоторых церквей домонгольского периода (Покрова на Нерли, например) весьма отличаются от христианских стандартов, даже православных. Знаменитые купола "маковками" имеют аналогии в архитектуре арабского мира и не имеют – в христианском. При этом отметим, что в некоторых городах стоят рядом храмы, построенные по греческим (из плинфы и конусными крышами) и булгарским (белый камень, слабый фундамент, "маковки", орнамент) образцам. О присутствии исламской обрядности свидетельствуют некоторые захоронения совершенные по мусульманским образцам.

Определенных успехов, по всей видимости, исламское миссионерство достигло в среде финно-угорских народов. Следы былой мусульманской обрядности выпукло выявлялись у них еще в конце XIX в. (Марджани Ш. 1993), а в начале XX в. отмечалось массовое возращение (или легализация?) фино-угров в ислам.

Наиболее значительный этап исламизации, по всей видимости, происходил в период Золотой Орды, знать которой приняла ислам вскоре после захвата Хорезмских и Булгарских территорий - в царствование Берке.

Русские сторонники ислама жили и в самих древнерусских городах. Так, например, при описании бунта в Ярославле (1262) в летописи отмечалось, что был убит толпой ярый приверженец ислама, бывший монах Изосима, "иже чернец быв, отвержется от христовой веры и бысть бесермен зол вельми и прият от посла царева Титяка...." (Татищев В.Н. «История Российская» М.: АН СССР. Т.5. С.44.)
Видный советский историк А.Н. Нассонов указывал, что восстания 60-х годов XIII в. в русских городах были направлены против бессерменов-баскаков, собиравших налоги. Он же отмечает наличие руси в отрядах баскаков. (Нассонов А.Н. "Монголы и Русь". М.: АН СССР, 1940. С17, 53).

В этом плане закономерным становится вопрос: по каким обрядам женились в исламском Сарае на ордынских принцессах многочисленные русские князья-претенденты? При этом из летописей нам известно, что христианские имена эти принцессы получали позже на Руси (допускаем даже, что заочно и посмертно). Так, Узбек, при котором исламская культура испытывала расцвет в Восточной Европе, в 1317 году женил на своей дочке (племяннице) Кончаке Юрия Даниловича московского. Позже, в крещении, ей было назначено имя Агафья. Нам кажется вполне естественным, что гургены и зятья хана-мусульманина должны были быть мусульманами. В этом отношении примечательны изображения московских князей с их косами, халатами и ханскими шапками, монеты, чеканенные на арабском. В числе основателей своей династии московские князья указывали татарских царевичей. Налицо ориентация на восточный культурный мир. (Измайлов И. Родина. 1997 №2. С.89).

Об этом свидетельствует и тот известный факт, что московские бояре ослепили своего сюзерена – "великого" князя Василия Темного, вменив ему в вину чрезмерное предпочтение татарских обычаев и языка.

Не менее по-азиатски выглядят на европейских миниатюрах и бояре. По-татарски – в белых войлочных колпаках и халатах - выглядят москвичи в работах С. Герберштейна и М. Литвина. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что московская община значительно ориентировалась в вопросах культуры на восточный мир вплоть до середины XVI в. Ориентация русской знати на восточную и тюркскую культуру, само по себе, не означает автоматического принятия мусульманских догматов (тем более, значительная часть татар, вышедшая в Московию, исповедовала христианство. Так, в частности, многие "древнерусские" монастыри XIII - XV вв. были основаны татарами). Однако, подобная обстановка не препятствовала, как в более поздние времена, распространению ислама в Руси Залесской.
У нас есть основания полагать, что значительная часть "элиты Руси" Красной и Белой в период Золотой Орды придерживалась ислама.
Так, знаменитый путешественник XIV в. Афанасий Никитин указывал в своем сочинении и свое мусульманской имя – Ходжа Юсуф Хорасани (кстати, тверичей он называл "русскими головами", а москвичей - нет). (Никитин А. "Хождение за три моря". М.: Советская Россия, 1980. С.57.). А один из русских летописцев Нестор (написавший в частности повесть о падении Константинополя) указывал сразу два своих имени: Нестор и Искандер.

Впрочем, и в более поздние времена - в XVI - XVII вв. в списках дьяков и воинских чинов Московии значительную часть составляли фамилии, производные от мусульманских имен, и напротив, по данным исследований Г. Носовского и А. Фоменко, в списках москвичей им встретилось лишь одно христианское имя. Мы полагаем, что в исследованных писцовых книгах отражались сведения о привилегированных городских слоях.

В то же время податное население лучше сдерживалось христианством. Вероятно и поэтому христианизация угро-финнов (составлявших тогда большую часть населения Руси Залесской) и славян в золотоордынский период не только не снижается, но и многократно усиливается в период господства Джучидов. (Вернадский Г.В. "Монголы и Русь". Тверь. 2000. С.137.385).

Вероятно, в этот период сложилась оппозиция исламской знати и христианского низшего сословия Московии. По всей видимости, в это время презрительное отношение к "черному люду" выразилось в форме термина "христианин", сохранившегося у русских по сегодняшний день.

С. Герберштейн, например, в середине XVI в. уже как старый обычай отмечает, что знатные лица и воины "в знак презрения" называют селян "христианами", (Геберштейн С. Записки о московских делах. Спб.; 1908.С.85). В русских документах это отношение впервые проявилось в 1391 г. (Вернадский Г.В. Там же).

По всей видимости, ислам оказал определенное влияние на обрядность православной церкви, т.к. служители Константинопольской церкви (например, Максимилиан, посланец константинопольского патриарха), приезжая в Московию, отмечали, что московское богослужение не соответствует догматам греческой и латинской церквей, а царь - схизматик. (Герберштейн С. Указ. Соч. С.65). М.Г Худяков в своей знаменитой монографии приводит замечание Максима Грека о настолько сильной приверженности московитов восточной моде, что, по его мнению, они скоро наденут чалму.

И в самом деле, западные современники не раз отмечали такие черты московитов, которые можно было принять за пережитки мусульманских обычаев, как например, массовый отказ от спиртного и уголовное преследование за его употребление и распространение.

В этом отношении знаменательно, что католики не считали славянскую православную церковь за христианскую и направляли против нее крестовые походы своих орденов. Западные современники свидетельствуют, что в Московии "святых католиков преследуют более сильной ненавистью, чем самих магометан".

Г.В. Вернадский отмечал изменение церковного пения в золотоордынский период. (Вернадский Г В. Указ.соч. Там же). История свидетельствует, что не одно столетие русская православная церковь реформировалась, сближая свои каноны с римской церковью и лишь в XIV веке приняла римский символ веры. А какой был до того?

Многие современники отмечают большое количество татар в средневековой Москве. Ими была сформирована значительная часть московской и подмосковской тюркской топонимики. Наверное, для части из них нужны были мечети для соблюдения обрядов ислама. Во всяком случае, подобные прецеденты в Московии были: мечети в Касимове, Романове.

Наибольшее количество русских мусульман, конечно, должно было со временем стекаться в Казанское ханство. Так, в одном из непризнанных источников "Джагфар тарихы" отмечается, что в Казани проживало до 30 000 "кара муслимов" - т.е. "западных мусульман". В каком-то смысле эта цифра подтверждается сведениями "Казанского летописца" (кстати, он и сам, происходя из московской знати, принял ислам и сделал успешную карьеру в Казани), который указывал, что войсками Ивана IV в Казани было освобождено из рабства около 100 000 человек. Учитывая тот факт, что рабства в Казани не было даже в той форме, как в Москве, можно предположить, что большая часть из них проживала в Казанской земле свободными. Огромное количество пленных просто невозможно было содержать в относительно небольшом (в тот период) государстве, не изменив существенно демографическую картину. Поэтому пленных, в основном, переправляли на юг, оставляя, как правило, в Казани лишь принявших ислам. Таким образом, цифра 100 000 человек – членов семей примерно соответствует 30000 хозяев кара-муслимов (западных мусульман).

Примечателен тот факт, что имея реальный выбор, Русь и славяне принимали ислам осознанно. На территории современной России, как известно, ислам не насаждался силой и хутба изначально читалась не с мечом, а с тростью (Фукс К. 1996). Автор казанской истории отмечал, что многие из них предпочли остаться в Казани и исповедовать ислам даже в условиях скорого очевидного уничтожения города в середине XVI в. Более того, попавшие в плен русские (насколько применим в данном случае этот термин) мусульмане отказывались сообщать о себе информацию и возвращаться в Московию (Худяков М.Г. 1992).

Этот факт, наряду с наличием в составе московских войск значительных татарских соединений, полководцев и самого казанского хана, позволяет однозначно отрицать навязывавшийся нам ранее и укоренившийся тезис об этническом характере противоречии между Москвой и Казанью.

Основным же заключением, которое можно сделать по вышеприведённому материалу, является вывод о бесспорном былом присутствии ислама в проторусских и русских государствах, а также о весьма значительном влиянии, которое оказал ислам на культуру формирующегося русского народа и православной церкви.

Р.Ф.Набиев
 (голосов: 1)
Автор: admin | Дата: 29 января 2009 | Просмотров: 236 Коментарии: 5
#1 написал: :) (29 января 2009 13:30)
Поэтому нечего навязывать православие марийцам. Православие - не чистая религия, там много исламского влияния. А марийская вера чистая - исконная
    #2 написал: асланбекхан (29 января 2009 22:03)
    будем скоро всех марийцев и татар сгонять в оставшиие пионерские лагеря и будем их погаловно обрезание делать ,чтоб они не были не кафирами ,не язычниками и не иродами без имен и имени .кто не примет будут гореть в геене общей или в аду и .т.д так ведь получается они праведники и святые могут нас отбирать все и издеваться ,а мы не можем?
      #3 написал: keche (31 января 2009 02:26)
      ислам-мусульманство - огромная террористическая секта, появившаяся в России только с приходом татаро-монгол (теперь они дагестанцы, чеченцы, ингуши, татары и др.). Люди в ислам по доброй воле не шли и не идут, то же самое можно сказать о христианстве и других неязыческих вероисповеданиях.
        #4 написал: FVN (3 февраля 2009 14:34)
        Автор путает понятия Русь и Россия. Русь осталась на территории Украины и Белоруссии, а Россия - название другой страны.

        В качестве первых мусульман на территории России г-н Набиев упоминает дагестанские народы, но он утаивает, что сперва горные народы Кавказа были христианами, и ислам насаждался на Кавказе жёстким путём. Грузины, армяне, абхазы сохранили христианскую веру. Осетины наполовину христиане, наполовину мусульмане (надо отдать долг осетинам, что они себя осознают одним народом независимо от вероисповедания). Остальные - а их там туча народов - приняли ислам.
        еще в домонгольский период определенная часть населения русских княжеств приобщилась к исламу. Об этом свидетельствует присутствие в православной терминологии не только булгарских, но и арабских терминов.
        Я согласен, что часть русских могла исповедовать ислам, но наличие арабских терминов в православной терминологии (если такое вообще имеет место быть) никоим образом не свидетельствует о влиянии ислама. С древних времён есть полно православных арабов, например, Антиохийская ПЦ с резиденцией патриарха в Дамаске, есть святые арабы - составители текстов богослужений, поэтому арабские термины никого не удивят.

        В этом плане закономерным становится вопрос: по каким обрядам женились в исламском Сарае на ордынских принцессах многочисленные русские князья-претенденты?
        Кто сказал, что Сарай был исламским? В Золотой Орде согласно Ясе Чингисхана была свобода вероисповеданий и никого абсолютно не волновала религиозная принадлежность подданных. Немалая часть ордынцев сами были христианами, например Сартак - сын Батухана - названный брат Александра Невского. Более того, "татаро-монголы" даже пытались в крестовый поход сходить "освободить Гроб Господень". В Сарае действовала православная епархия, нынешней преемницей которой является Крутицкая епархия.
        Так, Узбек, при котором исламская культура испытывала расцвет в Восточной Европе, в 1317 году женил на своей дочке (племяннице) Кончаке Юрия Даниловича московского. Позже, в крещении, ей было назначено имя Агафья. Нам кажется вполне естественным, что гургены и зятья хана-мусульманина должны были быть мусульманами.
        Когда кажется, креститься надо ;-) Общепринятая традиция была такова, что невеста принимает веру жениха, а не наоборот. Хан Узбек, конечно, был активным муслимом, но в ярлыке митрополиту Петру писал:"...Да никто же обидит соборную церковь Петра Митрополита, и его людей и церковных его; да никто же взимают стяжаний, ни имением, ни людем..."
          #5 написал: FVN (4 февраля 2009 13:05)
          По всей видимости, ислам оказал определенное влияние на обрядность православной церкви, т.к. служители Константинопольской церкви (например, Максимилиан, посланец константинопольского патриарха), приезжая в Московию, отмечали, что московское богослужение не соответствует догматам греческой и латинской церквей, а царь - схизматик.
          Ага, ещё скажите, что в церквях азаны пели и богослужения были по типу намазов. Бред это.
          не одно столетие русская православная церковь реформировалась, сближая свои каноны с римской церковью и лишь в XIV веке приняла римский символ веры. А какой был до того?
          Чушь, написанная человеком, который совершенно не в теме. РПЦ пользовалась общим для всех церквей Символом Веры, принятом на Никейском Вселенском Соборе и дополненном на Цареградском (Константинопольском соборе) в IV в, которым кстати пользуется и Римско-Католическая Церковь, но с учением "филиокве", которого в РПЦ никогда не было и которое в самой РКЦ имеет плавающее положение.
              • Для того чтобы написать комментарий к этой новости, пожалуйста, нажмите сюда.
              Новые комментарии
              » От [email protected] в новости:
              Скачать марийские песни в mp3
              » От Redovieri в новости:
              Заметка о кино: Возвращение мушкетеров
              » От mih в новости:
              Зачем российской школе воспитывать пиратов?
              » От admin в новости:
              С наступающим женским днём!!!
              » От maikl в новости:
              С наступающим женским днём!!!
              » От admin в новости:
              С наступающим женским днём!!!
              » От maikl в новости:
              С наступающим женским днём!!!
              » От Кузьмич в новости:
              Зачем российской школе воспитывать пиратов?
              » От морис в новости:
              Зачем российской школе воспитывать пиратов?
              » От Яна в новости:
              Нужна помочь девушке-марийке!
              Наши друзья


              Яндекс.Погода
              Когда закончится мировой финансовый кризис?
              в 2009 году
              через год
              через 5 лет
              через 10 лет
              никогда
              не знаю
              когда в США закончится бумага
              Архив новостей
              Популярные новости