Структура строк марийских молитв

М.Ю.Семёнова

Звучание стихотворной речи воссоздается, материализуется при использовании графических данных и произносительной традиции. Строки марийских молитв до настоящего времени не были оформлены в соответствии с существующими правилами оформления стихов. Поскольку стих фиксируется графически, следует учитывать, как в процессе восприятия стихотворного текста взаимодействуют визуальный и акустический моменты. Принимая во внимание начальную аллитерацию и характерную для марийских молитв рифму, можно предположить, что стихотворная строка молитв состоит из двух и более слов, например:

Мланде Ава,

Мать Земля, дай

Мландӱмбалне улшо порылыкетым,

Доброту, которая у тебя есть

Саскатым пуэн шого.

И цветы свои.

Юмын Теҥызше,

Море Бога,

Леве йӱретым, йӱд умыретым,

Дай, нам твой теплый дождь,

Умыр мардежетым пуэн шого.

Тихую ночь, теплый ветер.

Кугу Шочын, Еш Шочын,

Еш Пӱрышӧ

Великий Последователь, Последователь семьи, Судьба семьи,

Пӱрымӧ чонетлан эсенлыкым пу

Дай твоей душе здоровья,

Йӧным пуэн шого.

Помогай нам.


Известно, что метрическое членение не всегда соответствует членению синтаксическому, поэтому по количеству полноправных слов в строке марийской молитвы можно определить следующим образом:

1. Молитвы, включающие строки, состоящие из двух слов, например:

Юмын Пийамбар          

Пророк Бога

Юмын Аваем

Мать моего Бога,

Поро ямагатлан,

Доброму Твоему семейству,

Шочшо игылыкетлан

Рожденным детям


2. Молитвы, включающие строки, состоящие из трех слов, например:

Ыссмылла, товылен йӧрате,

Ысмылла, люби милуя,

Вуйӱмбал Кугу Юмо,

Великий Всевышний Бог,

Вуйӱмбал кугу Пӱрышӧ

Великий Всевышний Пророк,

Вуйӱмбдл Кугу Серлагыш!

Великий Всевышний Милостивый!


3. Молитвы, включающие строки, состоящие из четырех слов, например:

Бысмыла, Поро Куго Юмо!

Бысмыла, Великий Добрый Бог!

Тудымат ынде рыскалланна пуйырен

Теперь и он на счастье нам послан

Юмын шиже кече шуынат,

Настал божественный осенний день,

Мелшын-мелшын почын каенат,

Ты прошел, открывая свет

Кинде гане карашым налынат,

Ты взял соты, словно хлеб,

Немыр гане овартен налынат.

Ты увеличил их, словно кашу.


4. Молитвы, включающие строки, состоящие из пяти и более слов, например:

Эй, бысмыла, Поро Кугу Юмо!

Эй, бысмыла, Великий Добрый Бог!

Ынде Мырза султан,

Теперь Мырза султан,

Тинь шкат шинчет дыр ынде     

Теперь ты и сам знаешь наверное

Тый мыланна нимо деч кугу,

Ты принес нам самое огромное,

Нимо деч куанле пиалым конденат.

Ни с чем не сравнимое счастье.

Эй, Кугу Юмо,

Эй, Великий Бог,

Таче мер калык дене кумалтышке толна.

Сегодня пришли на молитву

Эре могырышт дене мончаш пурен

мушкылтын, ош тувыр-йолаш чиен.

Всем миром, чистыми, помывшись в бане, надев белую одежду.

Ту еш перкелан эрат-касат

Ради достатка той семьи

Кучен кум поро вольык лийын.

И день, и ночь лелеемая, обернулась в добрую скотину трех пород.


Заметим, что при таком оформлении марийских молитв их строки насчитывают от 5 до 17 слогов. Строки, состоящие из двух, а также шести и более слов, встречаются значительно реже, чем строки, состоящие из трех, четырех и пяти слов. Особую трудность при графическом оформлении молитв составляют просьбы со словами пу ’дай’, пуэн шого ’давай, подавай’, йодына ’просим’, йӧрате ’люби’, серлаге ’помилуй’, амен ’аминь’. Указанные слова редко образуют рифму, а при озвучивании произносятся протяжно и нараспев.

Для строк марийских молитв, так же, как и для мордовских стихов, характерно разное количество слогов. Строки фольклорных стихов финно-угорских и самодийских народов насчитывают от трёх (в коми народном эпосе «Биармия») до семнадцати (в мордовских текстах) слогов. Следует заметить, что фундаментальным метрическим принципом нганасанского песенного стихосложения является использование шестисложных стихотворных строк, либо более многосложных строк, редуцируемых при произношении до шестисложных. Встречаются и строки, которые посредством частичного повтора превращаются в две или более шестисложные строки. В мордовской поэзии встречаются строки, насчитывающие 7-17 слогов. Все сказанное выше показывает, что стихотворные строки в финно-угорской и самодийской поэзии насчитывают разное количество слогов. Между тем, близость метрических структур стихов, столь отдаленных друг от друга родственных по языку народов (прибалтийско-финских и нганасанского), позволяют предположить, что архаичные строки стихов уральских народов были метрически оформлены цельно и насчитывали не более 17 слогов.

Сакральные тексты финно-угров наделены многими основными и второстепенными признаками стиха, такими как: стопа, строфа, рифма, аллитерация, высокая степень благозвучия и т. д. Они ритмически организованы, а наличие рифмы позволяет определить границы стиха. Следует также отметить, что их метр и размер до сих пор не обозначен. В некоторых текстах встречаются такие отрывки, в которых затруднено выявление границ стихотворных строк. Таким образом, являясь произведением не прозаическим, но и не абсолютно стихотворным, сакральные тексты финно-угров, на наш взгляд, могут быть определены как верлибр. Будучи одним из архаичных памятников устного народного творчества, они исполняется по своим правилам. Их устное воспроизведение очень близко к пению. Этот напевно-речитативный вид пения имеет очень древние сакральные корни. Давность их происхождения косвенно объясняется сходством исполнения с античными стихами, которые, как известно, или пелись, или произносились музыкальным речитативом, допускавшим сопровождение музыкальными инструментами.
 (голосов: 3)
Автор: admin | Дата: 16 декабря 2008 | Просмотров: 90 Коментарии: 0
    • Для того чтобы написать комментарий к этой новости, пожалуйста, нажмите сюда.
    Наши друзья
    Новые комментарии
    » От admin в новости:
    Скачать марийские песни в mp3
    » От admin в новости:
    У ий дене!!! С новым годом!!
    » От Вачис в новости:
    У ий дене!!! С новым годом!!
    » От lifeway в новости:
    У ий дене!!! С новым годом!!
    » От railer в новости:
    \"Йоча муро\" (мут-влак)
    » От mariulam в новости:
    У ий дене!!! С новым годом!!
    » От maikl в новости:
    У ий дене!!! С новым годом!!
    » От admin в новости:
    У ий дене!!! С новым годом!!
    » От serega в новости:
    Скачать марийские песни в mp3
    » От admin в новости:
    Видео из этнодискотеки (клуб STONE)
    Яндекс.Погода
    Самый знаменитый уроженец Сернурского района:
    Йыван Кырля
    Николай Заболоцкий
    Галина Ластовка
    Илья Россыгин
    Виталий Шапкин
    другой
    не знаю
    Место для Вашей рекламы
    Архив новостей
    Популярные новости