Поветлужье в древности

После отмены крепостного права в России происходит подъём исторической науки. Учёные получают больше доступа к государственным архивам и памятникам старины. Исторические материалы стали печататься в центральных журналах. В губерниях создаются ученые комиссии, организующие работу по сбору и обработке местных архивных документов. Они издают периодические губернские сборники, такие, как «Действия Нижегородской губернской учёной архивной комиссии», «Костромская старина» и другие. В этих условиях развертываются и археологические исследования в Волго-Окском и Прикамском краях. Московский университет, Исторический музей и Академия наук направляют своих специалистов-археологов и на Ветлугу.

Первым археологом, посетившим Поветлужье, был Ф. Л Нефёдов. В 1883 - 1885 годы он проводил раскопки на Одоевском городище. Учёный нашел здесь богатый материал и назвал городище «фабрикой изделии из камня, глины и кости». Собранные на городище вещи были отправлены в музей антропологии Московского университета.

В 1894-1895 годах сын варнавинского помещика А.П.Поливанов по своей инициативе провёл раскопки на Богородском городище. В 1900 году на этом же городище работал археолог Н.М.Бекаревич. Собранные Поливановым и Бекаревичем памятники древних людей передаются в Московский Исторический музей.

Богатый материал извлёк и археолог В.И.Каменский при раскопках «Чёртова» городища у дер. Фёдоровское Ветлужского уезда в 1908 году. Его коллекция из 931 предмета передаётся в музей антропологии и этнографии Академии наук. В это же время Каменский обследовал могильники «Черемисское кладбище» и Ефанихинский могильник в районе села Макарьевское Ветлужского уезда.

В советское время в 1924-1926 годы в Поветлужье и Поунжье работала большая экспедиция Московского университета. Она ставила своей целью комплексное изучение населения и его истории путём археологических, этнографических и лингвистических исследований. Археологические работы проводились группой учёных под руководством О.Н.Бадера на всех известных тогда городищах по Ветлуге: Русенихинском (Воскресенский район), Богородском (Варнавинский район), Чёртовом и Спасском (Ветлужский район), Одоевском, Троицком и Шангском (Шарьинский район). Результаты работы археологов были обобщены О.Н.Бадером в его работе «Городища Ветлуги и Унжи», опубликованной в «Материалах исследований археологии СССР» (т.22, М., 1951 г.) В этом же томе помещены работы А.Н.Формозова с анализом фауны края того времени и работа М.В.Воеводского с описанием керамики городищ.

Проведённые в Поветлужье археологические исследования позволили учёным сказать о том, что до появления в этом крае марийского, а затем и русского населения здесь на протяжении более двух тысячелетий жили родовые коллективы племён первобытных культур. Так, во втором тысячелетии до нашей эры с правобережья Волги пришли сюда балахнинские охотники и рыболовы и фатьяновско-балановские скотоводы с орудиями неолита и эпохи меди и бронзы.

В первом тысячелетии до н. э. из Прикамья прибыли племена Ананьинских земледельцев с культурой раннего железного века. Они основали по Ветлуге древние городища: Русенихинское, Богородское, Чёртово и Одоевское. И, наконец, в I - V веках нашей эры из-за Волги в левобережье пришли племена Городецкой культуры, которые ассимилировали здесь местное население. В результате на всем Ветлужско-Вятском междуречье сложились древнемарийские племена, от которых и произошел современный марийский народ. Следы жизни древнемарийских поселений на Ветлуге археологи обнаружили па поздних ветлужских городищах: Спасском, Осетровском и Шилихинском (Ветлужский район), Троицком и Шангском (Шарьинский район). По мнению археолога О.П.Бадера, «все они относятся к началу второго тысячелетия, а вернее ко всей 1-ой половине его».

О проживании в Поветлужье во втором тысячелетии до н.э. первобытных материнских общин балахнинской культуры с орудиями новокаменного века, а также отцовских первобытных общин скотоводов фатьяновской культуры подтверждают обнаруженные в ветлужских городищах их орудия труда и быта: каменные наконечники стрел, гарпуны и крючки из кости, остатки круглодонной посуды из глины с полушарными ямками и перевитым шнуром балахнинцев. Медных и бронзовых орудий здесь обнаружено очень немного. Зато шлифованных и сверлёных боевых каменных топоров фатьяновцев обнаружено много не только на городищах, но и в различных местах края.

Когда в первом тысячелетии до н.э. люди освоили производство орудий из железа и на юге нашей страны уже возникли рабовладельческие государства, население Среднего Поволжья продолжало жить ещё отцовскими родовыми общинами, хотя и пользовались железными орудиями. Однако характер хозяйственной и общественной жизни их изменился. Кроме скотоводства, осваивается подсечное и мотыженное земледелие, совершенствуются охота и рыболовство, обработка кож и ткачество. Скот и излишки зерна сохраняются на будущее время.

Защита скота от лесных хищников и охрана имущества от межплеменных войн требовали устройства укрепленных поселений. На труднодоступных и защищенных самой природой местах они строят свои поселения - обычно на высоких береговых выступах рек. Поселения представляли собой укрепленные городища, которые обносились валом и рвом. Появляются такие городища и по берегу Ветлуги. Археологи установили, что все ранние городища по Ветлуге (Русенихинское, Богородское, Чёртово и Одоевское) были основаны людьми одного этнического корня с населением городищ реки Камы, относящихся к Ананьинской и Пьяноборской культурам раннего железного века IV- III веков до н. э. По данным раскопок, большинство жилищ ананьинских общин представляло собой бревенчатый дом полуподземного типа длиной около 40 метров, шириной 4 метра, с открытыми очагами внутри (до 9 очагов). Подобные дома строились и на ветлужских городищах. Сами городища по Ветлуге возвышались над местностью от 20 до 35 метров. Например, площадка Богородского городища возвышалась над уровнем реки на 28 метров, а Русенихинского — на 34,5 метра. Площадь Богородского городища в 1492 квадратных метра была обнесена валом длиной в 6 метров, шириной в 2 метра, тогда как ров имел длину 18 метров, ширину 4,6 метра, а глубину 5 метров. На других городищах в зависимости от условий размеры вала и рва имели примерно такие же величины.

На всех древних городищах Поветлужья была организована плавка железа из местных бурых железняков, озёрных, болотных и луговых руд путем сыродутного процесса в земляных ямах. Это подтверждается наличием на городищах предметов для разлива металла (тигли с носиком) и большого количества железного шлака. Наличие здесь же большого количества костных остатков бобров, куниц, медведей, зайцев свидетельствовало о том, что охота тогда уже носила промысловый характер, а сбыт пушнины на юг в порядке обмена был хорошо налажен. Однако источником мясной пищи у жителей городищ была не охота, а скотоводство. В связи с этим археолог Бадер писал: «Такие домашние животные, как свиньи, коровы, лошади, загонялись на площадку городищ из-за их тесноты лишь в исключительных случаях. Остальное время животные содержались в специальных загонах». На городищах не обнаружено костей овец, которых ветлужские ананьинцы, видимо, не знали. О подсечном и мотыженном земледелии жителей городищ Бадер писал: «Очень правдоподобно, что уже тогда человек имел случай убедиться в выгоде удобрения земли золою и менял время от времени площади засева на новые площади выжженного леса... Несомненно, что немалая часть ближайших к городищу окрестностей уже в то время была свободна от леса, будучи занята частью полями, частью пастбищами для скота».

Здесь складывались и новая общественная организация, семейные отношения. Если у балахнинцев в материнской семье дети не знали своих отцов, то в парной семье фатьяновских скотоводов отец был с детьми. У жителей ветлужских городищ семья начала превращаться в большую патриархальную семью, которая состояла из 3-4 поколений ближайших родственников с женами и детьми. В духовной жизни семей сохранялось почитание своих предков и животных.

Дальнейшее совершенствование орудий труда, земледельческо - скотоводческого хозяйства в Поветлужье было связано с переселением сюда с правобережья Волги новых племён, относящихся к Городецкой культуре (стоянка у с.Городца на Оке в Рязанской обл.) Эти племена в своем хозяйстве пользовались железными мотыгами, ручными каменными жерновами, плоскодонной глиняной посудой. В животном стаде, кроме лошадей, коров и свиней, они имели и овец. Жилища строили они также в виде укрепленных городищ, предназначавшихся для больших патриархальных семей или нескольких родственных семей. В основе таких патриархальных общин лежала еще коллективная собственность на землю, скот и основные орудия труда. Здесь существовало и уравнительное потребление добываемых продуктов. Глава такой общины выбирался советом всех взрослых мужчин.

Учёные выяснили, что начало переселения городецких племён в Заволжье относится к началу первого тысячелетия нашей эры. В это время они постепенно проникали в среду ананьинцев и дьяковцев, а в III - IV веках проходило их массовое переселение. Возникают новые городища и в Поветлужье, получившие название поздних городищ (названы выше). В пределах Варнавинского, Краснобаковсного и Воскресенского районов таких городищ не выявлено. Возможно, здесь археологи и не работали.

К VI веку процесс полной ассимиляции местного ананьинского населения Городецкими племенами завершается. В результате на территории Унженско-Вятского Междуречья складываются древнемарийские, а в Окско-Сурском Междуречье - древнемордовские племена. Все они относились к угро-финской группе народов.

В материале под заголовком «Поветлужье в древности», публиковавшемся в сентябре, рассказывалось о том, что свыше двух тысячелетий в этом крае люди жили первобытнообщинным строем, и к VI веку на территории Ветлужско-Вятского междуречья сложились древнемарийские племена, относящиеся к угро-финской группе народов.

Дальнейшие археологические исследования в Поветлужье и обнаруженная здесь местная летопись «Ветлужский летописец» позволили учёным сказать о том, что в VIII - XIV веках у марийского населения шёл процесс распада родового строя, формирование феодальных отношений и первоначальное заселение их края русскими хлебопашцами.

Жители хутора Веселова (Шахунский район) в 20-е годы обнаружили около своего селения на дюнном всхолмлении левого берега реки Малой Какши марийский могильник. В 1929 году Ветлужский краеведческий музей без специалистов-археологов организует на этом могильнике раскопки. Учёные определили, что обнаруженные здесь предметы относятся к IX - XII векам (находки хранятся в Ветлужском музее). В 1957 году Горьковский краеведческий музей совместно с Казанским филиалом Академии Наук СССР и Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории организовали археологическое обследование северных районов Горьковской области. Экспедицией руководил научный сотрудник Казанского филиала АН СССР, кандидат исторических наук А.X.Халиков. Кроме разведочных работ, экспедиция провела раскопки на Чертовом городище и на Веселовском могильнике. По результатам раскопок, а также по материалам ранее обследованных Черемисского кладбища и Ефанихинского могильника, Халиков написал книгу «Материалы к древней истории Поветлужья» (Горький, 1960 г.)

Вещественные памятники марийских захоронений в Поветлужье, да и других могильников Ветлужско-Вятского междуречья подтверждают, что во второй половине первого тысячелетия (VI - X в.в.) у марийцев совершенствуются орудия труда, хозяйственная деятельность и общественные отношения. К X веку они осваивают пашенное земледелие с применением легкого плуга, пригодного для лесных почв. Кроме пашенного, имело место и подсечное - с выжиганием леса. Для рубки леса под выжиги применялся широколезвийного типа железный топор, а для пашни — соха с железным сошником. При размоле зерна они пользовались каменными жерновами.

Почти в каждом захоронении найдены остатки коровьих и телячьих шкур и кож, остатки ткани и ниток из овечьей шерсти. Обнаружены железные топоры, тесла, котлы, копья, наконечники стрел, ножи, ножницы и другие предметы кузнечного ремесла. Все это указывает на применение различных приемов ковки, сверления, клепки металла. Населению была известна техника литья металла с применением глиняных форм, чеканка, ювелирное дело. Хорошо было налажено изготовление льняных и шерстяных крашеных тканей, выделка кож и изготовление из нее обуви, меховой одежды, перчаток, различных сумок, кошельков. Обнаружены костяные гребенки, рукоятки ножей, шил, а также богатый материал для восстановления мужской и женской одежды марийцев того времени.

С развитием орудий труда и земледелия с X века здесь начался процесс распада родового строя. Имущество и другие ценности переходят в собственность отдельных семейных пар, которые стали уходить из больших патриархальных семей и поселяться в других удобных для жизни местах. К концу X века родовая община здесь сменяется территориальной (соседской, деревенской) общиной, которая уже не строит укрепленного городища. В таких общинах не стало равенства. Появляются богатые и бедные семьи, социальное неравенство. Это ярко отражается в захоронениях Веселовского могильника.

Как и у восточных славян, на основе пашенного земледелия у марийцев складываются не рабовладельческие, а феодально - крепостнические отношения. Вожди племен присваивали себе право сбора дани с населения для себя и дружинников. В своих хозяйствах вожди и знатные дружинники используют труд зависимых землепашцев и охотников, строят укрепленные усадьбы-городки.

Если у восточных славян и волжских болгар к X веку возникают единые государства, то у марийцев такого государства не сложилось. Они ещё в VIII веке попадают под государственное влияние Волжской Болгарии. Болгарские цари создавали в марийских зависимых землях свои колонии и стремились навязать им религию ислам. Но основная масса марийского населения не приняла этой религии, оставалась язычниками. Язычниками были и марийцы Поветлужья. Здесь не возникло и своей письменности. Однако болгары оказали положительное влияние на развитие хозяйства и культуры марийцев. Предметы болгарских ремесленников проникали и к поветлужским марийцам. На Веселовском могильнике, например, было обнаружено много серебряных украшений болгарского производства: серьги, витые браслеты с каменными вставками, монеты и другие вещи. В захоронениях встречались изделия славянских ремесленников, что подтверждает о наличии торговых и культурных связей марийцев с Русью.

Известно, что с развитием на Руси земледельческого хозяйства и феодальных отношений проходила славянская колонизация земель с угро-финским населением. Она началась еще при Киевской Руси. Славяне - кривичи, например, уже в X веке заняли земли племен меря по Волго-Окскому междуречью, где возник русский Суздальский край. В XI - XII веках суздальцы переходят в Заволжье и занимают земли мерянских племён между реками Шексной и Унжей, становятся соседями с Ветлужскими марийцами. Тогда же новгородские славяне занимают большое пространство земель, заселённых племенами чудь, коми, югра и пермь. Они проникают в верховья рек Ветлуги и Вятки, Ветлужские и другие Заволжские марийцы с запада и севера полукольцом были окружены русским населением.

Вслед за крестьянами сюда проникает и власть русских Владимиро-Cуздальских и Новгородских феодалов, по приказанию которых строились крепости-города. Так, в конце XII - начале XIII веков возникли Городец - Радилов, Унжа, Галич, Великий Устюг, Вятка.

Однако свободной торговле Руси хлебом и изделиями ремесла с соседними марийскими и мордовскими народами и восточными странами мешала Волжская Болгария, которой подчинялись народы Поволжья. Только успешный военный поход русских дружин в Волжскую Болгарию во главе с князем Юрием Всеволодовичам в 1219 -1220 годах и основание в 1221 году Нижнего Новгорода позволило русским закрепиться в устье Оки и улучшить связь с соседями. В ответ на это марийские князья выселяют из Заузолья подвластное им население в район Ветлуги. Здесь па правом берегу Ветлуги строятся укрепленные городки против вторжения русских дружин.

О проникновении русских в Поветлужье археолог О.Н.Бадер в своей работе «Городища Ветлуги и Унжи» сообщает, что «весь ранний период русской истории в Поветлужье в археологическом отношении нам неизвестен». Однако обнаруженная здесь в поздних городищах русская керамика дает основание утверждать, что в первой половине второго тысячелетия началось «продвижение в Поветлужье русских». И эти ранние русские поселения сосуществовали с марийскими городищами. Продолжая мысль о заселении русскими края, Бадер подчеркивает, что если Унженский край начал заселяться русскими уже в XIII веке, то их проникновение в Поветлужье проходило вряд ли раньше XIV века.

Если археология не даёт данных о русском заселении Поветлужья, то исторические письменные источники сообщают, что продвижение русских на Ветлугу началось после татарского нашествия из удельного Галичского княжества и Новгородской земли. Известно, что город Галич уже в XIII веке для Руси являлся центром торговли мехами и солью. Через Галич и Великий Устюг из Москвы и Костромы проходила дорога на Вятку, где существовала зависимая от Великого Новгорода Хлыновская область. «Во второй половине ХIII века в состав Галичского княжества вошли земли по среднему течению Унжи и Ветлуги, а во второй половине XIV века – земли, лежащие по рекам Унже и Ветлуге (исключая нижнее течение последней), были официально присоединены к Москве» - отмечал О.Н.Бадер.

Отметим, что «Ветлужский летописец» и другие местные летописи, кроме Дементьева, никто из историков-исследователей не использовал. Поскольку они не вошли в собрание русских летописей, то их содержание может показаться сомнительным. Но не верить их содержанию нет оснований.

Итак, согласно «Ветлужскому летописцу», некрещёный черемисский народ, живший по реке Энер (Ветлуге), был сильным и воинственным. Он имел своих кугузов-князей. Один из них находился в Шанге (Шангское городище). Под водительством шангского князя черемисы осмеливались ходить войной в пределы г. Галича еще в конце XII века. В начале XII века шангский князь по имени Кай, опасаясь русских дружин, превращает Шангу в укрепленный город, строит для себя еще новый город Хлынов ветлужский. В это время галицкий князь Константин Ярославич силой оружия пытался заставить ветлужских черемис подчиниться Галичу и платить дань «закамским серебром». Но черемисы отстояли свою независимость.

Под 1240 годом летописец отметил прибытие на Ветлугу с речки Юмы (приток Пижмы) второго марийского князя по имени Коджа Ералтем. Он вынужден был уйти с Юмы под давлением русских поселенцев, прибывших сюда с Вятской стороны.

В верховьях Ветлуги Коджа строит город Якшан (позднее назывался Кажирово). Но Шангский князь Кай стал враждовать с Коджей. Захваченная Каем в плен жена Коджи утопилась в реке. По преданию с этого времени реку Энер стали называть Ветлугой (по-марийски «вет» - женщина и Луга — имя утопшей). Вражда двух князей привела Коджу к сближению с новгородцами. Из Новгородской земли к Кодже стали приходить христианские проповедники. Они склоняют его к принятию христианства. В Якшане строится первая на Ветлуге церковь в честь Николая чудотворца.

Если в верховьях Ветлуги утверждается новгородское влияние, то за среднее Поветлужье продолжал борьбу галицкий князь Константин Ярославович (брат Александра Невского). Он ищет поддержку у татарского хана. В 1245 году от хана получено разрешение «занимать русским правый берег Ветлуги, а левый - черемисам». Однако сыну Константина Ярославича, Василию, пришлось воевать с марийцами за Ветлугу. В результате в одной из битв в 1280 году погиб черемисский князь Кай, а Коджа Ералтем вскоре «мирно скончался». Так, на территории правобережья верхнего и среднего Поветлужья (включая современный Ветлужский район) к началу XIV века стали, видимо, появляться отдельные русские починки. Они располагались по соседству с марийскими становищами. Русские поселенцы были данниками галицких князей, а марийцы - своих и татарских князей. Эта ветлужская территория получила название Ветлужской волости, подчиненной Галицкому княжеству.

В XIV веке русские хлебопашцы Заволжья проникают и в Заузольские земли. Восстановленный от разгрома татар город Городец стал играть в заселении русскими Заузолья такую же роль, как Н.Новгород в заселении русскими правобережья Волги, мордовских земель, а город Галич - Поветлужья. Городец какое-то время был столицей Суздальско-Нижегородского удела, и его князь, Борис Константинович, проводил колонизаторскую деятельность в Заузолье. Видимо, при его княжении была основана крепость Городищи на речке Везломе. В 70-е годы XIV века по Заузолью из Городца через Керженец и Ветлугу была проложена дорога к русским поселениям на Вятке, вятской земле, где стали править нижегородские князья.

В заключение следует под­черкнуть, что у ветлужских и других луговых марийцев в VIII - XIII веках, как и у восточных славян, развивались феодальные отношения. Но единого феодального государ­ства здесь не сложилось. По­пав в VIII веке под власть Волжской Болгарии, а в XIII веке - Золотой Орды, марийцы управлялись свои­ми племенными вождями - феодалами под надзором болгарских и татарских наместников.

Возникнув на западе и северо-востоке марийских земель, русские удельные княжества с городами Н.Новгород, Городец, В.Устюг и Вятка способствовали продвижению русских поселенцев на земли марийцев. В первой половине XIV века в Верховьях Ветлуги появляется Ветлужская волость, подчиненная галичским и новгородским феодалам. В это же время русские проникают в Заузолье, на линдовские, а возможно, и керженские земли. На речке Везломе строится укрепленное поселение. Из Городца на Вятку прокладывается дорога.

М.Балдин. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII-XIV веках.
Краснобаковская районная газета "Вперёд", 1990 г.
 (голосов: 4)
Автор: admin | Дата: 31 августа 2008 | Просмотров: 1437 Коментарии: 7
#1 написал: Московский корреспондент (1 сентября 2008 06:15)
Надо организовать экспедицию мари в Якшан-Кажирово. Ныне Кажирово - совсем небольшое село, но дорога туда есть проезжая почти весь год. Был в тех местах два года назад.

Это же первое княжество марийцев. Это надо сделать
    #2 написал: Алексей (2 февраля 2009 13:54)
    Приезжайте в древнее село Кажирово . В селе живет замечательный человек Киприянов Владимир Михайлович, который занимается историей села и является старостой церкви,организатором крещения в реке Ветлуге.
      #3 написал: admin (2 февраля 2009 14:29)
      Владимиру Михайловичу привет.
      Были мы у него в гостях. winked
        #4 написал: keche (3 февраля 2009 05:43)
        с чего бы это русские бедуины на нашей Mарийской земле в 1 веке до н.э. появились? Что за бред? русские кочевники-голодранцы к нам понаехали только в 8 веке!!!
        Мы - Финно-Угры - есть истинные основатели Российского государства! Россия - Финно-Угроская страна!
          #5 написал: Иван Фатьянов (20 марта 2009 13:06)
          Киприянов раскольник, создавший в Кажирово секту, под прикрытием православия. Будьте осторожны, не попадайтесь в эти сети.
            #6 написал: Алексей (31 марта 2009 12:31)
            Иван Фатьянов ! Кто скрывается под этим псевдонимом ?
            Неужели слабо подписаться своей фамилией !
            Киприянов В.М.
              #7 написал: Алексей Борисович (5 ноября 2009 16:50)
              Алексей Малышев. Хочу хоть что-то узнать о деревне Яковищево села Оодоевское Ветлужского уезда, где жили мои прадед и дед. Может кто-то что-то знает?
                  • Для того чтобы написать комментарий к этой новости, пожалуйста, нажмите сюда.
                  Новые комментарии
                  » От Марий Патыр в новости:
                  Алексей Байназов "Эх, ну, Калтаса!" (ВИДЕО)
                  » От Pectusic в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От Андрей в новости:
                  Алексей Байназов "Эх, ну, Калтаса!" (ВИДЕО)
                  » От Михаил в новости:
                  9 ноябрь. Увер йогын
                  » От ayganta в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От Сергей Юзаев в новости:
                  Алексей Байназов "Эх, ну, Калтаса!" (ВИДЕО)
                  » От Черемис в новости:
                  В Йошкар-Оле открыли памятник марийскому поэту и киноактёру Йыван ...
                  » От MTR в новости:
                  В Йошкар-Оле открыли памятник марийскому поэту и киноактёру Йыван ...
                  » От Снежана Тимиряева в новости:
                  Скачать марийские песни в mp3
                  » От Алексей Борисович в новости:
                  Поветлужье в древности
                  Наши друзья


                  Яндекс.Погода
                  Как Вы относитесь к поднятию уровня воды на Чебоксарской ГЭС?
                  Против
                  За
                  Не знаю
                  Архив новостей
                  Популярные новости