Г.И.Ибулаев
Переселение марийского населения из Среднего Поволжья на территорию нынешнего Башкортостана и на Урал началось во второй половине XVI века, после добровольного вхождения башкирских племен в состав России, 450-летний юбилей которого республика отмечает в 2007 г. Переселение усиливается в XVII – XVIII вв. С.И.Руденко в своей книге «Башкиры. Историко-этнографические очерки» утверждал, что со второй половины XVI века вплоть до начала ХХ века на территорию Башкирии переселилось много татар, чувашей, марийцев и других национальностей - выходцев «из побежденного русскими Казанского ханства».
В настоящее время за пределами Республики Марий Эл (РМЭ) самая большая марийская диаспора проживает в Республике Башкортостан. По данным переписи населения СССР 1989 г. из 671 тыс. мари 105,8 тыс. проживало в РБ. Это только в три раза меньше, чем в РМЭ (там было 324 тыс.). А по итогам Всероссийской переписи 2002 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 604,3 тыс. марийцев, из них в РБ более 105,8 тыс. (в РМЭ марийцев было 312,2 тыс.).
Следует отметить, что за несколько десятков лет стало заметно снижение численности марийцев, владеющих материнским языком. Если в 1959 г. в РБ только 2,8% мари не считали язык своего народа родным, то через 30 лет, в 1989 г. – уже 8,8%. По подсчетам автора этих строк, в 2002 г. эта цифра составляла 13,2%.
Вместе с утерей родного языка размывается менталитет народа, происходит постепенная утрата культуры, традиций и обычаев, национального самосознания. Приведем только один пример. В марийском селе Верхний Изяк Благовещенского района РБ дети мари разговаривают на русском языке, а в деревне Нижний Изяк того же района дети марийской национальности общаются между собой на татарском. Учитывая такой процесс, который, видимо, нелегко остановить, марийская общественность РБ уже в конце 80-х гг. стала проявлять заботу о сохранении этничности родного народа.
Необходимо было приступить к решению задач возрождения, сохранения и дальнейшего развития культуры различных народов РБ. Для этого были созданы национальные общественные объединения, организации и клубы. В 1988-1989 гг. в городе Уфе действовали клубы национальных культур – башкирский, татарский, чувашский, марийский. Весной 1989 г. они объединились в Центр национальных культур «Дружба», который с 1992 г. получил республиканский статус.
Необходимо отметить, что, если бы не было других национальных клубов и культурных центров, было бы невозможно создание и существование марийского городского клуба «Мари». Их моральная поддержка укрепила марийский культурный центр в Уфе. Особенно тесные взаимоотношения и сотрудничество происходили между марийским и чувашским центрами культуры. Многие проблемы сохранения и возрождения культуры двух диаспор были одинаковы и решать их можно было только одновременно и при поддержке друг друга.
Отметим, кстати, что ансамбль клуба «Мари» – «Ош Виче сем» («Бельские напевы») в 1990-е годы многократно становился лауреатом многих республиканских и межрегиональных фестивалей финно-угорского и марийского искусства. За профессионализм и мастерство коллективу ансамбля в 2006 г. решением Министерства культуры и национальной политики РБ присвоено почетное звание «народный».
Марийский клуб всегда выступал за сохранение, возрождение и развитие культуры, языка, традиций и обычаев марийского и других народов РБ. Клуб «Мари» в 1989 г. выступил инициатором создания Республиканской марийской общественной организации Башкортостана. Здесь уместно напомнить некоторые страницы истории возникновения марийского общественного движения в России. Прежде всего потому, что зарождение общемарийского национального движения связано с Уфимской губернией. В 2007 году мы отмечали 90-летие Первого Всероссийского съезда мари, который прошел в июле 1917 г. в городе Бирске.
Современное марийское общественное движение, как нам представляется, стало зарождаться также в Башкирии. Уфимский городской клуб «Мари» выдвигал и способствовал решению не только задач культурного возрождения марийского населения, но и ставил определенные вопросы общественно-политического характера.
Марийский клуб неоднократно выступал по республиканскому телевидению. Первая такая передача прошла 28 июня 1989 г. Тогда в выступлении автора этих строк были поставлены многие проблемы, которые необходимо было решать. Речь шла: 1) о выпуске республиканской газеты на марийском языке; 2) об открытии в Бирском государственном педагогическом институте марийского отделения; 3) о необходимости открытия в городах и селениях, где компактно проживают мари, но не изучается родной язык, национальных классов в школах; 4) об увеличении количества передач на марийском языке по республиканскому радио и телевидению. Поставлены были и другие задачи.
В дальнейшем в многочисленных встречах с руководством республики и Уфы ставились и другие проблемы. Среди них: изучение истории и культуры марийского населения РБ; проведение конференций учителей марийского языка и литературы; создание отделов восточных мари в музеях РБ; проведение республиканских фестивалей марийского искусства и культуры. Позднее эти и другие задачи по возрождению и развитию культуры, языка, традиции и обычаев марийского населения РБ были включены в перспективный план правительства республики. Следует отметить, что многие из них успешно решены или решаются руководством республики и местными властями.
По инициативе Уфимского клуба «Мари» 8 июля 1989 г. на республиканском совещании марийской общественности, прошедшем в г. Уфе, было создано Марийское общество, а председателем его Совета был избран автор этих строк. Тогда же Марийское республиканское общество Башкортостана разработало программу возрождения и развития культуры марийского населения РБ. В нее были включены многие проблемы, в том числе и перечисленные выше.
С июля 1991 г. марийское общественное движение РБ существовало как Марийский общественный центр, а с октября 1994 г. – как Марийское общественное объединение «Марий ушем» («Союз мари»), в последние годы – как Региональная марийская национально-культурная автономия «Эрвел мари». С самого зарождения этого движении по настоящее время его руководителями были: Георгий Ибулаев (1989-1991), Лидия Ярмингина (1991-1993), Владислав Валиуллин (1993-1995), Павел Бикмурзин (с 1995 г.) и др.
На наш взгляд, марийское общественное движение республики должно способствовать: – созданию условий для свободного развития марийского языка в РБ; – сохранению и дальнейшему развитию культуры, изучению и возрождению марийских народных традиций, обычаев, фольклорного наследия; – обеспечению условий для использования языческих ритуалов и обрядов; – пропаганде общности истории марийского и других народов РБ и Российской Федерации; – укреплению дружбы между народами; – обеспечению выполнения Указа Президента РБ «О языках народов Республики Башкортостан», закона «Этносы Башкортостана».
Следует отметить, что самыми плодотворными годами деятельности Марийского общественного движения РБ было начало 90-х гг. С 1991 г. в городе Нефтекамске издается на марийском языке газета «Чолман» («Кама»). С 2003 г. она стала республиканской общественно-политической газетой. В 1993 г. открыто марийское отделение при Бирском пединституте (ныне - социально-педагогическая академия). Успешно работает марийское отделение Благовещенского педагогического колледжа. Примерно 60% марийских детей в школах изучают родной язык. Регулярно проводятся республиканские фестивали марийского искусства.
Кроме указанных успехов имеется немало нерешенных проблем, которые необходимо решать республиканским и местным властям.
У марийского общественного движения РБ, как и марийского населения Башкортостана, нет противоречий и разногласий с другими национально-культурными и общественными организациями. Главное условие развития нашего общества, культуры различных народов – это дальнейшее укрепление дружбы народов Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Башкортостан и Марий Эл: Исторический опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Первого Всероссийского съезда мари.- Бирск, 25-26 мая 2007 г./ Под общ. ред. проф. С.М. Усманова и проф. Ю.А. Калиева. В 2-х частях. – Часть 1. – Бирск – Йошкар-Ола: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007
|